пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 24 мая 2003

И вечная слава воде!

Все достоинства водопровода мы оцениваем, только когда из крана перестает вдруг бежать вода. Понятно, каким чудом для жителей Ярославля XIX века был водопровод, который пришел в их дома.

автор Виктор ХРАПЧЕНКОВ.

 

Строительство его началось в мае 1882 года. Первую очередь пустили в феврале следующего. "Ярославские губернские ведомости" сообщали в статье "Открытие водопровода в Ярославле": "Праздновалось в Ярославле открытие водопровода. Во вновь устроенном на берегу р. Волги, в местности, носящей название "Таборов", здании, где помещена паровая машина, в час пополудни совершено было молебствие при большом стечении публики. При окончании его паровая машина спокойно, без малейшего шума пришла в движение и работа началась". Однако у этого празднования была богатая предыстория. Еще в 1862 - 1873 годах городская дума рассматривала вопрос о строительстве водопровода. Тогда свои предложения выдвигали частные предприниматели. Наиболее выгодным им представлялось получать воду не из Волги или Которосли, а из подземных пластов в районах сел Лучинское и Крест. Проект забора воды из Волги был представлен еще в 1875 году. Если первый вариант был отвергнут, то теперь дело вроде бы пошло. Ярославская дума решила ходатайствовать перед правительством о ввозе из-за границы машин и чугунных труб, причем беспошлинно. Правительство пошло и на это, разрешение было дано в начале 1877 года. Был составлен проект создания городского водопроводного хозяйства. Но технический вариант его был утвержден думцами лишь весной 1882 года. Он предусматривал подачу каждый час 5000 ведер воды, которая поступала из водоподъемного колодца на берегу Волги. Водоприемник находился на высоте 15 метров над уровнем реки. Три осадочных резервуара имели емкость по 600 кубометров, вода из одной емкости поступала в другую. Насосы и приводившая их в действие паровая машина мощностью 30 лошадиных сил установили на насосной станции. Водонапорный бак на 200 кубометров находился на Знаменской башне. Трубы были уложены на протяжении 5 километров, только в центральных кварталах города. Остальное население брало воду из водоемов, устроенных на пяти городских площадях. Позднее появились водоразборные будки. Чтобы пользоваться ими, надо было приобрести жетоны "достоинством" в 1, 2, 5 и 10 ведер. Существовала норма потребления: 3 ведра на человека в сутки. Устанавливалась норма для лошадей и коров. Поначалу было немало неполадок. В предновогоднем номере 1900 года "Северный край" писал: "Сильные морозы за последнее время в значительной степени затруднили пользование водой из городского водопровода, который и без морозов работал вовсе слабо. Хотя и прежде вода с трудом поднималась на третьи этажи, но теперь не поднимается вовсе. В губернской земской больнице вследствие этого ощущается большой недостаток в воде. К счастью, можно надеяться, что эти крайние неудобства в скором времени будут устранены благодаря тем усиленным работам, которые в настоящее время ведутся в главной башне по улучшению городского водопровода". Тем не менее до 1915 года очистки и обезвреживания питьевой воды не производилось, а санитарного контроля поначалу вовсе не существовало. Имевшиеся три открытых отстойника-бассейна пришлось выключить из системы: эффективность оказалась явно недостаточной. Очистная станция появилась в 1915 году, тогда же начались систематические анализы подаваемой воды (в частных лабораториях). Хлорирование не производилось. А коагулянт - сернокислый глинозем - был слишком дорог, поскольку его выписывали из Англии. Имелось его совершенно недостаточно, потому пришлось ввести крайнюю экономию. В дальнейшем для городского водопровода настали далеко не лучшие времена. Приведем одну лишь цифру: в 1923 году утечка воды из пришедшей в негодность системы составляла 63 процента. Однако работники водопровода делали все, чтобы сохранять систему для снабжения населения. Достаточно сказать, что после грозовых событий лета 1918 года вода была подана уже на четвертые сутки после прекращения боевых действий. Пока не наладили основные мощности, подавали воду насосами винного склада и одной из уцелевших водокачек. Обеззараживание воды хлорной известью стали применять в очистных сооружениях с 1922 года, а жидкий хлор - с 1934-го. Наконец, в 1929 году приводившие в движение насосы паровые двигатели заменили электромоторами. Дальнейшее развитие этой отрасли городской инфраструктуры - новая глава истории города. Она связана с тем, что в Ярославле не только развивалась водопроводная сеть, но и создавалась канализационная. В конце концов в 1931 году пришлось для пользы дела передать в ведение управления водопроводом также и становившиеся все более обширными и мощными канализационные сети. Так появилась совершенно новая для нашего города организация - "Водоканал".

Читайте также
  • 03.01.2013 Авария на водопроводе в посёлке Ишня устраняетсяНесколько дней, включая новогодние праздники, многие жители посёлка Ишня Ростовского района - около трёх тысяч человек - живут без холодной воды. Воду
  • 12.12.2012 Глубже видеть мир и своё место в нёмЗа долгие годы работы в газетах было у меня множество встреч с разными людьми. Впрочем, и сама журналистика – это прежде всего общение, вхождение
  • 05.12.2012 Волга больше, чем рекаБерега Волги-матушки и её притоков засыпало снегом, но ещё не перестала быть свежей новостью информация о том, что верхневолжское побережье стало в этом году чище.
  • 20.11.2012 На окраине – всё по старинке Как будто не было никакой научно-технической революции. Как будто не переполнены гипермаркеты облегчающей повседневную жизнь техникой. В том числе и автоматическими
  • 13.03.2008 Машина ушла на дноВчера ближе к вечеру спасатели областного управления ГО и ЧС подняли со дна Волги в районе Углича автомобиль «Жигули», в котором находился труп водителя.
  • 24.06.2004 Дерипаска создал новую «Волгу» Россия – не помойка для отслуживших свое иномарок, считает известный шоумен и музыкант Николай Фоменко. Он же предлагает и рецепты выхода из кризиса: либо
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Не покупай кота в мешке!Во многих журналах и газетах мы видим рекламу ремонтантной вьющейся клубники почти в рост человека, и
  • «Москвичу» нашли инвестора МОСКВА. Многострадальному заводу «Москвич», простаивающему больше года, представился шанс на выживание.
  • «Гарики за много лет» Именно так называется творческий вечер Игоря Губермана, который состоится 5 декабря в Ярославле. Многие