Но ведь всего каких-нибудь сто лет назад каждая девушка – и крестьянка, и дворянка – шила, вышивала, расшивала бисером. Нарядные скатерти, полотенца, наволочки, кружевные салфетки, которые выходили из-под умелых рук хозяек, продержались в быту до 50-х годов ХХ века, несмотря на то, что вся эта красота и была объявлена пережитком прошлого, мещанством. Вскоре и квартиры наши, и одежда стали одинаковыми, человек просто разучился выражать себя в бытовых предметах.
Трудные десятилетия пережили даже самые известные традиционные русские промыслы – дымковская глиняная игрушка, палехская и мстерская лаковая миниатюра, ростовская финифть. Что уж говорить о женском рукоделии! И всё-таки ремесло не сгинуло, не умерло, а осталось жить в руках мастериц вопреки глупой человеческой недальновидности. Восстанавливать и возрождать то, что почти исчезло, трудно. В одиночку – невозможно.
В минувшем году ярослав-ские мастера-ремесленники объединились под крышей Музея истории города и назвались «Ремесленной слободой». В уютном дворике музея на набережной они проработали всё лето, приглашая желающих – и взрослых и детей – научиться делать своими руками разные красивые вещички, украшающие быт и жизнь.
Что же умеют сегодняшние мастерицы? Народный мастер Анна Чуфаровская (она восьмая и пока последняя получила в Ярославле это почётное звание) умеет, кажется, всё.
– Меня никогда никто ничему не учил, – признаётся она. – Удивительно, но все знания всю жизнь я добывала сама. Уже в школе на меня показывали: «Эта девица – рукодельная».
Откуда пришло и как досталось Анне Васильевне это неудержимое стремление к покорению ремёсел – не угадать. В совершенстве освоила лоскутное шитьё, вышивание, батик. За свои работы не раз получала высшие награды на выставках в Москве. Последнее своё увлечение «доставала» из Интернета полтора года. Традиционное русское валяние войлока теперь называется чужими словами – фелтинг, нанафелтинг, фильт. Промысел наш, а технологии – их. Трудно себе представить, но из войлока можно сделать не только привычные валенки, но и бусы, вазы, цветы, шляпки, кружевные жен-ские накидки.
Светлана Гребенщикова – профессиональный художник. Ей больше всего удаются изделия из теста. Её домовичков, традиционные картинки – «Чаепитие», «Баня», «Бабка с дедом» – ни с какими другими не спутаешь. Они отличаются какой-то особенной добротой, буквально светятся радостью. Рецептов изготовления фигурок из теста много, но как перенести своё душевное тепло в тесто – знает только сама Светлана.
В этом году она получила необычный заказ на изготовление больших тряпичных кукол с портретным сходством. Поначалу отказалась – сходство на бумаге – это понятно, а в трикотаже – очень сложно. Но мастерицы из «Ремесленной слободы» её поддержали – и вот уже готовые куклы ждут отправки в Москву. Одевали семью известного московского оператора и художника, для которого его друзья и заказали такой необычный подарок, Анна Чуфаровская и Людмила Красникова.
Хотя для Людмилы главное ремесло – кожаные изделия, но как не поддержать коллегу в новом деле. Людмила – мастерица потомственная, у неё и бабушка, и прабабушка были большими рукодельницами. Много лет она занималась флористикой, а теперь её сердце завоевала кожа – уж больно приятен и послушен материал. Диапазон изделий широк – от крошечных новогодних мышек до разных полезных и изящных галантерейных вещиц.
Мастерицы из «Ремесленной слободы» заняты не только изготовлением сувениров и новых для них больших кукол для «больших людей». За работой «поздно вечерком» они обсуждают планы на будущее. Задачи ставят перед собой непростые – к 1000-летию Ярославля все сувениры для туристов в старом русском городе должны быть только свои – исконные, традиционные. Китайский ширпотреб из сувенирных лавок надо вытеснять. Это дело чести наследников известных когда-то на всю Россию ярославских ремесленников. А соревнование им предстоит непростое – противник силён.