Когда такая выставка в прошлом году проводилась в здании мэрии, то один ответственный за неё господин высказался так: «Одни столбы и медведи».
По поводу первого проекта хочу лишь заметить, что Ярослав Мудрый приплыл со своей дружиной на лодках, а не прибыл посуху на коне, как то представил автор эскиза.
Что касается второго проекта, то я не совсем согласен с Владимиром Жельвисом в части отражения истории города и людей, причастных к этой истории на памятнике. Историю государства и городов создают всё же люди. И я считаю, что барельефы если не многих, то отдельных людей на памятниках всё же должны быть. Это люди, о которых почти каждый гражданин может вам что-то рассказать. Представляя такой памятник, установленный на Стрелке, я вижу около него группы российских и иностранных туристов, которым неизвестна история Ярославля. И о чём конкретно будет рассказывать гид, указывая на стелу и «толпу изображённого на ней самого разнообразного народа» (по В. Жельвису).
Я считаю, что в идее представленного проекта памятника должна отразиться дата возникновения города в тесной связи с отражением наиболее значимых как для истории русского государства, так и самого города событий и людей, придавших значимость этим историческим событиям.
Я бы предложил автору второго проекта доработать его в следующем плане: стелу заменить сторожевой четырёхугольной башней (типа Знаменской или Арсенальной). Ведь все старинные русские города начинали с постройки именно сторожевых башен.
На одной из сторон отразить барельеф Ярослава Мудрого с его несколькими дружинниками. Из истории известно, что его дружина была вооружена не только мечами и копьями, но и крестом. Ведь Ярослав Мудрый не только присоединил к своему уделу место, где потом построил острожек, но и крестил народ, выстроил церкву, строительство подобной продолжается и сейчас на Стрелке. Принятие христианства в дальнейшем содействовало развитию грамотности.
На второй стороне надо бы отразить заслугу Ярославля в сохранении русской государственности и православия – барельеф ополченцев 1612 года в лице его предводителей Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского с краткой аннотацией.
На третьей стороне не обойти вклад города Ярославля и Фёдора Волкова в развитие культурной составляющей России.
На четвёртой стороне обязательно разместить барельеф Валентины Терешковой на фоне стартующего космического корабля, что и отразит «веяние текущего времени» (В. Жельвис).
На верху башни разместить цифру 1000 в художественном обрамлении. Вот тогда эта цифра действительно будет увязана с началом истории города, его лучшими представителями. В остальном история города повторяет историческую особенность других русских городов.