среда 17

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 11 апреля 2008

Венские встречи «под Штрауса»

80 лет прошло со времени создания фильма «Большой вальс», а очаровывающий эпизод сочинения вальса «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса-сына навсегда остался в памяти тех, кому посчастливилось увидеть эту картину.

автор Елена СТЕПАНКОВА

 

«Сказки Венского леса» – это апофеоз народной музыки Вены и её окрестностей, венчающий целую серию вальсов в стиле лендлера, созданных Иоганном Штраусом-отцом и Штраусом-сыном. Впервые это сочинение было исполнено в 1868 году. Его вальсовые мелодии унесли на своих крыльях далеко за пределы Вены волнующий аромат её живописных окрестностей. Это настоящая симфоническая поэма с широким вступлением и грандиозным финалом. «Сказки Венского леса» – это венская весна, сотни журчащих ручейков, стаи ласточек, возвращающихся из дальних стран вить свои гнёзда, это радость горожан от пробуждающейся весенней природы – запахов и трелей птиц, это вечер и танцы, песни влюблённых... Мелодии вальсов (а их пять), одна лучше другой, переплетаются, чередуются между собой и ликуют в финале, как бы говоря, что жизнь прекрасна!

«Сказкам Венского леса» 140 лет, но они и сегодня сохраняют свою юношескую свежесть и неповторимость. 60 – 70-е годы XIX века – вершина творчества Иоганна Штрауса. Вальсы «Голубой Дунай», «Новая Вена», «Сказки Венского леса», «Венская кровь» закрепили за Иоганном Штраусом титул «короля вальсов». А после созданных им оперетт «Летучая мышь», «Весёлая война», «Цыганский барон», «Принцесса Нинетта» его стали называть и «князем оперетты».

«Вальсы Штрауса – это победное мировое шествие демократических музыкальных форм, оказавших огромное влияние на последующие поколения композиторов всех «рангов» и «направлений»... это музыка, любимая миллионами, живущая среди нас, музыка, заставляющая сверкать наши души и глаза», – писал наш замечательный композитор Исаак Осипович Дунаевский.

Музыка Иоганна Штрауса живёт не только в созданных им танцах, опереттах; прошло уже более ста лет после смерти композитора, а на основе его неувядающей, вечно живой музыки рождаются балеты, фильмы.

Проверку временем выдержал и фильм «Большой вальс», поставленный в США в 1938 году режиссёром Жюльеном Дювивье, с участием Фернана Граве, Луизы Райнер (ныне живущей «легенды кино») и Милицы Корьюс. Картина создана в лучших традициях романтического искусства, она воскрешает яркий образ композитора Иоганна Штрауса, раскрывает истоки его творчества и обстановку, в которой оно протекало. И несмотря на то, что в основе сценария – мелодрама, не имеющая ничего общего с действительностью, фильм не даёт нам ни малейших сомнений, что это вымысел, настолько он пропитан духом штраусовской танцующей Вены в самом высоком значении слова.

Музыкальную обработку музыки Штрауса в «Большом вальсе» сделал американский композитор Дмитрий Тёмкин, который родился в России, окончил консерваторию в Петрограде, общался с молодым Сергеем Прокофьевым и Михаилом Фокиным. Зарабатывал на жизнь, аккомпанируя балерине Тамаре Корсавиной. В 1925 году уехал в США и сделал карьеру кинокомпозитора. Тёмкин был знаком с Фёдором Шаляпиным, давал концерты в знаменитом зале «Карнеги-холл», знакомя американскую публику с сочинениями Александра Скрябина, Мориса Равеля.

За музыку, написанную к фильмам, неоднократно удостаивался премии «Оскар». Её же получили американский оператор Джозеф Руттенберг за работу в фильме «Большой вальс» и Милица Корьюс (тоже русского происхождения) – блестящая исполнительница оперной певицы Карлы Доннер.

Сам же «король вальсов» Иоганн Штраус «подобно Баху и Моцарту достиг в своём жанре вершины. Тут он был непревзойдённым».

Читайте также
  • 03.11.2012 Музыка нас связала В рамках российско-японского проекта «Чужих меж нами нет» в Ярославской филармонии состоялся концерт, в котором приняли участие студенты
  • 06.10.2012 Осень нам танцует вальс-бостон Сегодня, шестого октября, и в последующие субботние вечера в 16.00 в парке 1000-летия Ярославля будут проводиться танцевальные вечера «В городском саду играет.
  • 01.10.2012 «Осенний вальс» в Ярославском цирке 30 сентября в Ярославском государственном цирке пожилые жители Ярославля и области танцевали «Осенний вальс». В преддверии Международного Дня
  • 20.09.2012 Великие и неповторимыеАбонемент будет называться «Кино в лицах знаменитых и прекрасных», а это даёт возможность включать в его программу фильмы не только музыкальных
  • 09.08.2012 Музыка - духовная, трапеза - монастырскаяII Международный фестиваль монастырской культуры «Ростовское действо» пройдёт в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль»
  • 12.11.2010 Ах, то был дивный вальс Наблюдая музыкальную жизнь Ярославля, приходится с сожалением констатировать, что в городе уже давно отсутствует музыкально-просветительская работа. Вспоминаются
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Средневековые книги теперь в каталогеВ Ярославском историко-художественном музее-заповеднике 13 апреля состоится презентация книги «Кириллические
  • Праздник мастерства В этом году в ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» решили возродить конкурс профессионального
  • Басня неделиГорох в политике публичной подвизался, Его манила сила власти в ней. Он к думе, как к тычине, привязался, Там