пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 10 октября 2008

Большой художник начинал... дворником

Событием IX международного Волковского фестиваля стал «Маскарад» Лермонтова, поставленный Рифкатом Исрафиловым. О «Маскараде» с Олегом Хановым – Арбениным, явившим нам внутренний вулкан страстей, о стихиях этого спектакля мы подробно рассказали («Северный край», 8 октября «Спектакли как откровение»). Сегодня мы беседуем с его талантливым постановщиком.

автор Маргарита ВАНЯШОВА

 

Народный артист России, лауреат Государственной премии, профессор, секретарь СТД РФ, Рифкат Исрафилов – один из столпов современного Русского театра. Один из крупнейших современных представителей русской театральной школы. Оренбургский драматический театр, художественное руководство которым он осуществляет на протяжении десяти с лишним лет, за этот срок превратился в известнейший театр страны. На гастролях в Москве Оренбургский театр показал «Капитанскую дочку», мольеровского «Дон Жуана», «Отца» А.Стриндберга, «Рабу своего возлюбленного» Лопе де Вега и лермонтовский «Маскарад». Спектакли, удостоенные многочисленных наград различных театральных фестивалей. Недавно театр отметил своё 150-летие, а в 2008-м стал лауреатом премии Правительства России имени Фёдора Волкова. Ярославцы увидели только один спектакль этого мастера.

«Режиссёра можно оценить и по одному спектаклю, – заметил, говоря о Рифкате Исрафилове, Михаил Ульянов. – Исрафилов – режиссёр не по профессии, а по складу ума, характера, темперамента. Режиссура — это прежде всего организация. Через организованную на сцене жизнь выразить свою боль и свою радость. Это Исрафилов делает прекрасно. Он прирождённый организатор, лидер, собиратель. Он организовывает спектакли, работу СТД, фестивали, театр. Он созидатель по сути своей. Режиссура Исрафилова напористая, в ней нет полутонов, размытости, невнятицы. Всё резко, чётко, определённо, ясно. И влюблённо. Надо сказать, что человек он очень эмоциональный. И это наглядно сказывается в режиссуре, в работе артистов. Недаром лучший его актёр — Олег Ханов, талант поразительного запаса энергии, силы воздействия на зрителей своей распахнутостью и мощью, когда он играет».

В Ярославль на Волковский фестиваль Исрафилов прилетел из Мадрида, где представлял театральную Россию на Генеральной ассамблее Международного института театра (МИТ), членом которой он является.

– Вы первый раз в нашем городе. Успели познакомиться с Ярославлем?

– Красота Ярославля незабываема. Стояли ясные солнечные дни благодатной осени. Набережная Волги, Спасо-Преображенский и Толгский монастыри, весь город накануне своего тысячелетия – сказочный и старинный, мы восприняли как воплощение красоты.

И особенно театр имени Фёдора Волкова, зрительскую аудиторию, которую редко встретишь даже в городах, считающихся театральными. Я вспоминаю одного из своих учителей, Георгия Александровича Товстоногова, который считал звенящую тишину зрительного зала настоящим показателем успеха. Бывает, в зале кашляют, роняют номерки, шелестят обёртками шоколада, звонят телефоны – это показатель какой-то ошибки внутри спектакля… На нашем «Маскараде» в зрительном зале была тишина. Не мёртвая, а живая. Творящая тишина. Зрительный зал был заполнен до отказа. Ни один зритель не покинул театр. Зрители инстинктивно пытались податься вперёд, ближе к сцене, непосредственно включить себя в происходящее. Мы завидуем вашему городу, у которого такой удивительный зритель.

– Может быть, вы несколько идеализируете нашу публику. На «Маскарад» билеты продавались медленнее, нежели на другие, «громкие» спектакли. Но все билеты были раскуплены – ни одного свободного места. По всей вероятности, пришла публика, которая специально готовила себя именно к «Маскараду», к Лермонтову.

– И всё-таки…

– Расскажите, где и у кого вы учились?

– Я поступал в ГИТИС, на режиссёрский курс, предполагалось, что им будет руководить Анатолий Эфрос. Экзамены у нас принимала Мария Осиповна Кнебель, она была тогда завкафедрой. Вот она привела к нам и представила Андрея Алексеевича Попова.

Марию Осиповну, преподававшую теорию режиссуры, и Попова, занимавшегося с нами практически, мы считаем своими учителями. Все, кто учился на нашем курсе, стали мастерами театра. Все – известные режиссёры, руководители театров в Москве, Петербурге, Туле, Шяуляе, в Испании, Вьетнаме, Мексике, Болгарии (половина курса была из других стран). На режиссуру принимали людей, прошедших школу жизни, имеющих образование. Известный ныне Анатолий Васильев окончил Ростовский университет и был химиком по первой профессии. Борис Морозов преподавал теорию машин и механизмов в Челябинском политехническом институте. На курсе у нас были врач, филолог, переводчик. На нашем курсе учились Иосиф Райхельгауз, Регина Степанавичюте. Я получил высшее театральное образование в Башкирии. Ходили на репетиции и спектакли к Эфросу, к Любимову, к раннему Фоменко в университетский театр на Ленинских горах. На самые известные московские спектакли, бывали на всех литературных, музыкальных, художественных премьерах.

Время было трудное, денег фактически не было, приходилось работать дворником. Я получил служебную комнатку в полуподвале. Вставал в пять утра, колол лёд, расчищал от снега тротуары, мёл улицы. В мою «дворницкую» набивались все, весь курсовой народ. Жарили картошку, спорили, смотрели чемпионаты мира по хоккею. Все были открыты, сердечны. Всех нас связывали и наши дипломные спектакли, и наша любовь к Мастеру, к Андрею Алексеевичу Попову. А по утрам я был снова с метлой – моим участком была знаменитая улица Грановского, где жили члены Политбюро и руководители государства. Мне доводилось по утрам беседовать с Михаилом Сусловым, Микояном, Андреем Кириленко, Николаем Подгорным… Они отвечали на мои вопросы. Я представлял, что каждый из них почитает за честь поздороваться с молодым дворником!

– Какие проблемы современного театра обсуждались на Генеральной ассамблее Международного института театра?

– Самые животрепещущие. По какому пути пойдёт развитие театра? Вечные проблемы – театр представления и театр переживания. Театр декларативный и театр психологический. В театре представления человек и герой зафиксирован раз и навсегда. В театре психологическом происходит развитие душевных движений, это самое сложное в искусстве актёра и режиссёра. Выступали профессора, режиссёры-практики, специалисты театра из Бельгии, Дании, Англии, Швеции и многих других стран. Снова говорили об опыте и школе Станиславского, Михаила Чехова.

Сегодня в мире есть движение к психологическому театру, к его развитию и углублению. Мой друг Анатолий Васильев в своём выступлении делился своими тревогами. Он говорил о том, что сегодня и у нас в России, и в мире происходит девальвация режиссёрской профессии. Парадоксальный процесс, когда в режиссуру приходят люди, не владеющие этой профессией и не созданные для неё. Часто это актёры, жаждущие ставить спектакли. Режиссура – это особое дело. Это не столько профессия, сколько склад ума, образ мышления. Приходят люди амбициозные, наглые и… невежественные. Некоторые гонятся за авангардистскими новациями. Но если в спектакле нет живой души и биения человеческого сердца, любые новации через десять – пятнадцать минут станут неинтересны. Происходит и девальвация актёрского искусства. Актёр считает, что он самодостаточен, что нет никакой нужды загружать себя излишними, с его точки зрения, заданиями. За этим обнажаются другие беды – обеднение слова, речи, утрата духовного богатства, которым всегда славился русский психологический театр.

– Выживет ли в таких условиях русский психологический театр?

– Подлинная культура так или иначе всегда выживает. Даже в катакомбах. Но уповать на катакомбы не хотелось бы. Наши традиции плодотворны и неисчерпаемы. Но сегодня мы переживаем чудовищное наступление массовой культуры, которой не нужен живой человек с его истинными болями и бедами. Происходит подмена истинных ценностей ложными. Развёрнута агрессия масскульта против традиций русского репертуарного психологического театра, против классики, с явной целью уничтожить их или выхолостить их гуманистическую сущность. И режиссура делает многое для того, чтобы дать «стёртого» человека. Вне его кричащих противоречий. Разрушается сознание человека, которому навязываются фальшивые ценности, стереотипы и ориентиры жизни.

Помню, как мы были с Михаилом Ульяновым в Венесуэле, в одной из творческих поездок. Под Каракасом мы видели, как развлекаются «новые русские». Бросают в бассейн бумажные купюры – доллары – и прыгают в них. Так они показывают всем, что «купаются в деньгах»! Буквально. Даже венесуэльские богачи крутили пальцем у виска. Наши «новые» вовсе не сгорали от стыда. Купцы-самодуры Островского могут, как нынче говорят, «отдыхать».

Нынешнее время, безусловно, родит будущих настоящих художников. Но должна созреть и общественная атмосфера, в которой родятся новые Островский, Гоголь, Салтыков-Щедрин, так необходимые современному театру.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Заволжские снегурочки­2006– Ах, не дышите на меня, я же могу растаять, – предупредила членов жюри и зрителей хрупкая девушка, представившаяся
  • Новинка со звонким заглавием Психолог в доме-интернате для престарелых и корреспондент районной газеты Татьяна Соломатина, специалист
  • Копилка литсобытий26 января представители молодёжного литобъединения при областном отделении Союза писателей России Григорий