суббота 17

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 26 марта 2009

Сибирский колизей на «Театральном круге»

Эта новость из Питера наверняка не оставит равнодушными ярославских театралов. Воскресным вечером на закрытии IX международного фестиваля «Мариинский» честь открывать гала-концерт звёзд мирового балета была оказана многократному лауреату национальной премии «Золотая маска» Новосибирскому театру оперы и балета. Сибиряки, которых 6 и 7 апреля в своём эксклюзивном проекте «Театральный круг» представит Волковский театр, показали
в Мариинке одноактный балет «Who cares?» («Не всё ли равно?»)
на музыку Дж. Гершвина. Прокомментировать оба события мы попросили директора театра имени Фёдора Волкова, заслуженного работника культуры России Бориса Мездрича - это в Ярославле по интересующему нас вопросу эксперт «номер один»: семь лет он возглавлял «Сибирский колизей», как называют этот новосибирский театр.

автор Юлиан НАДЕЖДИН.

 

- Спектакль, прошедший столь серьёзное испытание главной балетной сценой северной столицы, ярославцы в гастрольной программе «Игорь Зеленский и звёзды российского балета» увидят?

- Непременно. И его, и другой, показанный на Мариинской сцене прошлой осенью, - «Шёпот в темноте» в постановке молодого хореографа Эдварда Льянга. Тогда сибиряки и получили приглашение на мартовский фестиваль «Мариинский».

- Сибирский балет в Ярославле, кажется, не видели никогда?

- Я тоже так думаю. Да и танцовщик с мировым именем Игорь Зеленский на Западе известен куда больше, чем у нас.

- Для начала давайте его нашим читателям вкратце и представим. Кого, как не вас, Борис Михайлович, об этом и попросить. Знаем, именно вы Зеленского на должность худрука балетной труппы и приглашали.

- Игорь окончил Тбилисское училище по классу Вахтанга Чабукиани. Так что его первым учителем был один из родоначальников в современном балетном театре героического и романтического мужского танца. Стажировался Зеленский в Вагановской академии, один сезон танцевал в Мариинке. В 1990 году он стал лауреатом Международного конкурса артистов балета в Париже. Тогда и началась его долгая одиссея. С 1992 по 1998 год он - премьер «Nev York Citi Ballet», «Дома Баланчина». В репертуаре Зеленского партии в 25 постановках великого хореографа. Позже Игорь жил и работал в Англии. Объехал весь белый свет.

- С Баланчиным ведь Игорю общаться не довелось?

- Просто по возрасту, поколения разные. Баланчин ушёл из жизни в восемьдесят третьем году. Но если я скажу, что наследие «Дома Баланчина» на всю жизнь стало для Игоря главным «мастер-классом», он вряд ли стал бы против этого возражать. Из семи названий ярославской афиши четыре - одноактные балеты Баланчина, все - из золотого фонда современного искусства.

- Как заметил один американский критик, хореография Баланчина - это классический балет, «вывернутый наизнанку». Вы с этим согласны?

- Вполне. У мужчин, например, мы в его постановках можем видеть движения, какие во времена Петипа были привилегией прекрасного пола. И наоборот... Привычное па Баланчин мог подать в таком ракурсе, что оно смотрится как сногсшибательный эксклюзив.

- Будущему отцу-основателю американского балета, уроженцу Санкт-Петербурга Георгию Баланчивадзе, студенту петроградских театрального училища и консерватории, согласитесь, было у кого учиться. Из биографии классика известно, что он в юности видел балеты легендарного реформатора Михаила Фокина, «Симфонию мироздания» Фёдора Лопухова на музыку Бетховена, скрябинского «Прометея» Касьяна Голейзовского. То были первые образцы «чистого танца», где сам он, танец, и есть сюжет и действие. Баланчинский стиль запатентован?

- Новосибирский театр имеет лицензию, выданную ему «Фондом Джорджа Баланчина», контролирующим стандарты стиля и техники мастера. Все четыре балета из афиши «Театрального круга» выпущены в творческом сотрудничестве с экспертами и балетмейстерами фонда.

- Льянг - вот тоже для ярославцев совсем новое имя.

- Это современный американский танцовщик и хореограф тайваньского происхождения. Он был солистом «Дома Баланчина», затем - в театрах на Бродвее, в европейских труппах. Последняя его постановка в Новосибирске «Бессмертие в любви» на музыку Филиппа Гласса стала мировой премьерой. Прошла она всего месяц назад, и ярославцы будут одними из первых её зрителей. Занят в этой постановке как солист и народный артист России Игорь Зеленский.

- В каких ещё спектаклях мы его увидим?

- В уже упомянутом премьерном «Не всё ли равно?» на мелодии песен Гершвина, в знаменитой «Шехеразаде» Римского-Корсакова с хореографией Фокина. Присутствие лидера на сцене всегда хорошая «подзарядка» для партнёров. Труппа в Новосибирске при всей её молодости по-хорошему амбициозная. Это выпускники разных училищ, и прежде всего хореографического колледжа, входящего в Новосибирский музыкальный «холдинг» вместе с театром и консерваторией. Есть среди них уже и победители международных конкурсов. Назову навскидку, чтобы без обид, лауреата «Золотой маски» Анну Жарову, ведущих солистов Наталью Ершову, Елену Лыткину, Кристину Старостину, Веру Сабанцеву, а из их кавалеров - Романа Полковникова, Ивана Кузнецова, студента колледжа Михаила Лифенцева. Как говорят, подробности в афишах.

- Последний вопрос, Борис Михайлович. Сугубо прозаический, но волнующий читателей не меньше, а может, и гораздо больше остальных - об экономике гастролей. На какие деньги отправляется в столь дальний путь сибирский колизей?

- На какие? На заработанные. На деньги из внебюджетных фондов двух театров - Новосибирского и нашего Волковского. Я такого вопроса ожидал, ведь балет один из самых дорогих видов искусства. Не верите?

- Ну почему же...

- Сценическая обувь с пуантами - «пальцы», как мы её называем, стоит знаете сколько? Плюс-минус 150 долларов пара. Ведущие солистки изнашивают в месяц, в зависимости от занятости, по десять - пятнадцать пар. Вот и судите сами, сколько балет в кризисные времена стоит. На два дня ждём в гости вместе с администрацией и художественно-постановочной частью 80 человек. Из Новосибирска в Москву, где они покажут «Баядерку», номинированную на «Золотую маску»-2009, прилетят самолётом, а дальше поедут автобусом. Реквизит, костюмы привезёт прямо из Сибири большая фура. Отдельно соберём трёхслойный балетный пол. И что самое важное - свои расходы гастролёры не собираются перекладывать на плечи зрителей. Проект «Театральный круг» не коммерческое начинание. Цены на билеты - от трёхсот рублей. Старейший русский театр открыт для всех. До встречи!

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают