вторник 03

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 15 октября 2005

Леонид ФРАДКИН: «Функции господа контрактом не предусмотрены»

нет фото

Несмотря на стройку, что ведется на два фронта (к Собиновскому залу прибавился «Гигант»), на другие столь же прозаические и далекие от музыки заботы, связанные с реорганизацией филармонии (об этом «Северный край» расскажет в ближайших номерах), она ни в октябре, ни позже не собирается закрываться «на учет». С разговора о новом проекте «Дебют» начал беседу с нашим корреспондентом художественный руководитель Ярославской филармонии Леонид ФРАДКИН.

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

– Вы, Леонид Михайлович, в своем репертуаре слов на ветер не бросаете. Обещали Плисецкую со Щедриным – пожаловали. Гергиева, Башмета с оркестрами – пожалуйста. Наши читатели знают о том, что ваши намерения подключиться к благотворительным, и прежде всего детским, программам – не пустой звук. Уже дважды на ярославских концертах Российско-американского молодежного оркестра дети-инвалиды получали компьютеры.

– С этим оркестром некоторую связь имеет и наш с новым директором филармонии Ириной Трофилевой проект «Дебют». Лет семь назад РАМО искал исполнителя на скрипичный Концерт Кароля Шимановского. Позвонили в Новосибирск, чья скрипичная школа воспитала Максима Венгерова и Вадима Репина. Сочинение высшей сложности, а времени в запасе всего месяц. «Есть такой мальчишка», – ответил профессор Арнольд Кац. Это был тринадцатилетний Миша Симонян.

– Надежды оправдал?

– Еще как. Всемирным туром с РАМО началась слава этого потрясающего виртуоза. Дебюты Михаила сравнивают с ранним ослепительным началом карьеры вундеркинда Иегуди Менухина. Симонян учился в Филадельфии, победил на нескольких подряд международных конкурсах. А потом по дружескому совету Валерия Гергиева и под его влиянием вернулся на родину.

– Так мы о «Дебюте»...

– На открытии проекта 17 октября Михаил предстанет перед ярославцами сразу в трех ролях: исполнителя (соло и в дуэте с москвичкой Татьяной Поршневой), дирижера Ярославского камерного оркестра, образованного на базе струнной группы ЯАГСО, и художе-ственного руководителя всего проекта «Дебют».

– Идея проекта какая?

– Выпустить продукт, конкурентоспособный повсюду. Ну и чтобы отечественные звезды независимо от возраста представляли, как живет Россия за пределами столичного Садового кольца и питерского Невского проспекта. А слушатели, и прежде всего молодые, могли бы убедиться, что Бах, Моцарт или Чайковский в концертном зале звучат совсем иначе и куда интересней, чем у них в мобильниках. Как-то ехали по городу, увидели на заборе надпись «Не сорить», а под ней здоровенную кучу того, что полагается бросать в урны. Я предположил: объединиться нам стоит хотя бы для того, чтобы помочь расчищать, и прежде всего, естественно, в душах людей. Михаил и другой участник проекта – молодой дирижер из Москвы Ренат Бекташев радостно закивали головами.

– Как видно, новый проект будет и вашим дебютом в должности худрука филармонии. Как это вы без всякого шума вдруг взяли да и пересели из просторного директорского кабинета в куда более скромный?

– Только уж вовсе не «вдруг». Не потому, что ни с того ни с сего разонравилось. Не чувствую себя хозяйственником, коему будет по силам дистанционное управление (семья у меня в Москве живет) двумя залами – Собиновским и «Гиган-том» – с большими строительными проблемами.

– Собирались с Ярославлем распрощаться?

– Да, и по-доброму. С этим пришел в департамент. И услышал от директора Юрия Иванова вопрос, прозвучавший скорее деловым предложением: в какой роли вижу себя, чтобы захотелось в филармонии остаться?

– И что вы ответили?

– Что должность художественного руководителя меня вполне бы устроила. Ибо считаю себя творческим лидером в гораздо большей степени, чем хозяйственным руководителем. Исходя из этого мы в свой час разделили ответ-ственность с новым директором, приглашенным департаментом.

– О чем, к примеру, договорились?

– Помимо всего прочего условились вместе обсуждать мои проекты, как и было с «Дебютом». Убежден, современная филармония должна быть своего рода продюсерской компанией, знающей, на что придет народ и как будет найдено финансирование на эти проекты. Все мои усилия и впредь будут нацелены на приглашение в Ярославль звезд с мировыми именами, на столичные и зарубежные гастроли губернаторского оркестра. Все это нужно и самому оркестру для создания нормальной конкурентной среды.

– Вас это тревожит?

– И всерьез.

– Вы об этом никогда открыто не говорили.

– Не говорил, потому что как директор полагал это не-этичным.

– А теперь?

– Мы с Мурадом Атаевичем два творческих руководителя, мы на равных, и скажу прямо: ненормально, когда артист целый день просиживает в прокуренном кабинете, когда он с другими оркестрами выступает от случая к случаю, а имена гастролеров в концертах его оркестра, как правило, мало о чем говорят настоящим ценителям искусства.

– Но как может главный дирижер не желать приглашения звезд?

– Темнее ночь – ярче звезды. Нужны новые дирижеры, исполнители. Причем финансовой проблемы нет.

– Чинились какие-то препятствия?

– Препятствий как таковых не было. Но весь сезон ЯАГСО сплошь заполнен событиями, мягко говоря, маловыразительными. Привести пример?

– Хорошо бы.

– Ни как музыканта, ни как слушателя меня не устраивает в афише серьезного оркестра нечто под названием «С одесского кичмана» – был недавно, если помните, в Собиновском зале такой концерт. Между филармонией и радио «Шансон» колоссальная разница. Выносить строку из блатной песни в название программы симфонического оркестра по меньшей мере неприлично.

– Может быть, вся загвоздка в том, что у нас, как всегда, «финансы поют романсы»?

– Я готов приглашать на программы ЯАГСО по-настоящему одаренных людей с мировыми именами. Причем оплата их труда – забота моя как контрактного менеджера, а не оркестра. Но когда – если уж о деньгах зашла речь – в интервью вашей газете от 29 сентября Мурад Атаевич сокрушается: на последнем Собинов-ском фестивале «оплатили участие всех, кроме губернаторского оркестра», то такие слова не просто некорректны. Маэстро не владелец собст-венной антрепризы, и его недовольство, честное слово, выглядит смешно.

– Маэстро ведь считает, что его оркестру предписано вести все дела «автономно».

– Сейчас меня все это не так волнует, как раньше, когда я был директором. Но все же скажу: по положению об оркестре его интересы представляет директор филармонии. За исключением тех случаев, когда он решит доверить такие полномочия главному дирижеру. В бытность мою директором я подобного поручения Мураду Атаевичу не давал. И еще. Я прямой противник широковещательных амбиций и вдохновенной демагогии.

– Что вы имеете в виду?

– Например, такие слова главного дирижера в том же сентябрьском интервью: я, говорит ваш собеседник, «с удовольствием благословил Ирину Трофилеву на царствие». И мне не нравится, если в данном контексте кого-то называют музыкантом «волею Божией».

– Вам вообще не нравится такое выражение?

– Когда вы пишете так про Гергиева или Рождественского, мой вкус сие выдерживает. Кто из нас «волею Божией», познается в сравнении. Для этого и нужна та самая конкурентная среда. Ни одним контрактом функции Господа Бога для артиста не предусмотрены.

– Если я вам задам вопрос из заголовка прошлогодней нашей публикации про филармонические страсти-мордасти «Раскурят ли трубку мира бывшие однокашники?», что бы вы ответили?

– Отвечу то, что говорил всегда: открыт для конструктивного диалога. И, пожалуй, в тон вопроса озвучу такой проект примирения. Надо уволить обоих по собственному желанию. Затем предложить нам публично выступить со своими программами развития кон-цертного дела. Сравнить их...

– Кто будет сравнивать?

– Лучше всего сделают это коллеги из филармонии. Пусть выберут победителя тайным голосованием.

– Спасибо за классную шутку. Но может быть, Леонид Михайлович, рассудит сама музыка?

– Что вы предлагаете?

– Кое-что вспомнить из событий прошедшего сезона. Ведь ничто не помешало оркестру Аннамамедова блеснуть в подписанных вами контрактах: звездной программе «Московского пасхального фестиваля» Гер-гиева, в ярославских и московских концертах с клоуном Мелвином Тиксом, в спектакле «Дон Паскуале» театра «Геликон-опера» на Собиновском фестивале. Впервые за все свои шестьдесят лет оркестр выехал не просто за рубеж, а на родину Баха и Бетховена в Германию. Как ни крути, а самые сильные доводы за то, чего именно ждут от филармонии слушатели, дает она, ее Величество музыка.

– Тут я с вами полностью согласен. С ней-то не поспоришь.

Читайте также
  • 15.05.2010 «...Где встретилась Татьяна с ним»Столь неожиданное место для свидания пушкинских героев – Губернаторский сад в Ярославле – сообща рискнули выбрать артистический директор Международного
  • 11.02.2010 Симфонический оркестр – сердце филармонииЭтой публикацией мы заканчиваем свой рассказ о том, как в Ярославле шло зарождение и становление симфонического оркестра (см. «СК» № 103 за
  • 21.11.2009 Такое трудное началоМы продолжаем свой рассказ о том, как в Ярославле шло зарождение и становление симфонического оркестра (см. «СК» № 103 за 11 июня). Мечта ярославцев
  • 07.10.2009 Нет мира под софитамиМеждународный день музыки Ярославская филармония по традиции отметила (как и следовало ожидать, с аншлагом) открытием 65-го симфонического сезона программой
  • 12.09.2009 Визит истинного миланцаЗавтра большим концертом открывается 73-й сезон Ярославской филармонии. В исполнении академического симфонического оркестра, хоровой капеллы «Ярославия»,
  • 15.11.2007 Островок музыкальной культурыЭто теперь мы путаемся, как назвать правильно – филармония или концертный зал, а 70 лет назад ярославцы точно знали – это Новый театр. И место ему нашли
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают