О профессии художника-кукольника в детстве не мечтают. Не думал о ней и Игорь Бабанов. Сызмальства его манили сцена, желание выступать перед публикой. И выступал - в драмкружке, потом армейские будни скрашивал игрой на сцене. В молодости он перепробовал разные жанры: увлекался кино, делал кукольные мультики, затем перешел на игровые, поработал даже оператором. Было это в Ленинграде, его родном городе. Когда встал вопрос, куда пойти учиться, не раздумывая пошел в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. В то время там открылась новая специальность - "художник театра кукол", и Бабанов оказался в числе первых выпускников этого факультета. Театральные странствия привели Бабанова 25 лет назад в Ярославский театр кукол. За это время было сделано более 80 спектаклей. Он и сам пишет пьесы, но поставить на сцене пока удалось только одну - "Бабайки залетные". Всякий раз создает новый, ни на что не похожий сказочный мир, который и есть его жизнь. В рабочем кабинете Бабанова - маленькой, тесной комнатухе, заваленной до потолка всякой всячиной, чего только нет: краски, кисти, чурбачки, обрезки, верстак, столярные инструменты, стальные листы, проволока, пестрые тряпочки и множество разных диковинных вещиц. Создавая яркие и веселые персонажи, художник работает не только карандашом и кистью, но и стамесками, пилками, долотом, лобзиком, штангенциркулем. Он и конструктор, и резчик по дереву, и столяр, и механик. Зрители даже не подозревают, какие тайные механизмы скрываются в его куклах. В "Коньке-Горбунке" ершовские персонажи летали по ночному небу. В спектакле "Бабайки залетные" цапля должна была поворачивать и гнуть шею. Хитрую механику Бабанов придумал в дороге, дожидаясь поезда, а идею воплотил из стальной обрези, проволоки, пружинок. Неистощимый выдумщик, он делает хитроумные механические игрушки из дерева, называет их "памятниками" и дарит тем, кого хорошо знает, ибо каждый "памятник"-игрушка, к тому же в сопровождении стишков, отражает суть человека. Например, энергичная, кипучая Л. Ковалева, актриса театра, родившаяся в год Дракона, предстала в образе дракона-динамо-машины. В прошлом сезоне в театре состоялась премьера спектакля "Садко". Самым примечательным в этой постановке было то, что куклы-герои хорошо известной всем былины про новгородского гусляра были деревянные. - Лучшее, что я сделал из дерева, - куклы к спектаклю "Садко", - признался Игорь Алексеевич. Каждый персонаж делался из натурального дерева по оригинальному замыслу. Получилось необычно и очень выразительно. Дерево-материал достаточно тяжелый, но артисты с честью выдержали весь спектакль, управляя осиновыми куклами. Любовь к дереву передалась Игорю Алексеевичу от отца-краснодеревщика, научившего сына видеть каждую прожилку, отличить березу от осины, орех от ясеня. В волшебной стране, созданной художником-сказочником, даже самые отъявленные злодеи - не страшные. - Я не люблю, когда дети пугаются, - говорит Игорь Алексеевич. - Мой старший сын в кукольном театре обычно садился на первый ряд. Как только появлялись персонажи-злодеи, он уходил в конец зала, а потом возвращался на место. Я стараюсь самых злых сказочных героев делать смешными. У меня даже Кощей Бессмертный и Баба Яга веселые.