пятница 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 19 декабря 2002

Судьбы ее простое полотно

Ярославль славен своими музеями, уникальными коллекциями. Предмет особенной гордости – коллекция тканей музея-заповедника. Равные ей по ценности есть только в столицах. Самые ранние вещи датируются XV веком. Привозные ткани XVI – XVIII веков представлены итальянскими бархатами, французскими шелками, иранскими узорными шелками. Теперь, глядя на эту красоту, трудно представить, что все они возродились из руин благодаря любви, умению, таланту одной женщины – реставратора высшей категории, заслуженного работника культуры Альбины Федоровны Черторижской. Недавно она отметила свой 60-летний юбилей. Огромная часть ее жизни – 37 лет – отдана музею.

автор Марина ШИМАНСКАЯ.    фотограф Сергей МЕТЕЛИЦА.

 

– Альбина Федоровна, с чего начинался ваш путь в реставрацию? – Я пришла в музей работать смотрителем. Училась заочно на историческом факультете пединститута. Тогда среди старушек-смотрителей молоденькой девушкой была я одна, но меня быстро перевели в секретари. Через три года я попала в фонды музея – чего только не хранила! Жучков-паучков, драгоценные металлы, нумизматику, графику, иконы. Но настоящая любовь к музейным предметам пришла только тогда, когда стала работать с фондом ткани. Все без исключения вещи были в жутком состоянии – грязные, рваные. Я относилась к ним, как к живым, больным людям. Даже здоровалась с ними, когда входила в хранилище. Если долго не обращать внимания на вещь, она заболеет, а если не лечить – погибнет. Я смотрела на старинные вещи, испытывая одно желание – выстирать. Именно с этим желанием – «научите стирать» – я приехала в Москву, во Всесоюзный центр реставрации Грабаря. Там я навсегда забыла слово «стирать», потому что ничего общего с реставрацией оно не имеет. – А в родном музее ждали своего часа платья, рубахи, церковные одеяния. С чего начинали? – С самых простых вещей. Полотенца, мужские рубахи. Чем больше я училась и узнавала, тем спокойнее бралась за более сложные работы. – Что было самым главным стимулом в работе? – Я понимала, что, если я не верну к жизни эту красоту, ее никто никогда не увидит. И еще – очень хотелось сделать выставку тканей, показать, какие ткани были в России раньше – ведь они ценились наравне с драгоценностями и стоили очень дорого. Да и не удивительно: до XVIII века своих тканей в России не производили, а везли из Италии, Франции, Турции, Китая. Для того, чтобы подготовить ткани к выставке, понадобилось 10 лет непрерывной работы. Нетрудно догадаться, что ни оборудования, ни моющих средств, ни красителей у начинающего реставратора не было. Даже необходимые тонкие, негнущиеся иглы привозили в Москву из Англии и распределялись они через центр имени Грабаря. Первые вещи реставрировались прямо в хранилище. Промывки Альбина Федоровна делала в маленькой ванночке, сама подбирала необходимые моющие средства, собирала и сушила травы – требовались натуральные красители. Трудно было найти и натуральные ткани, а нити тоже приходилось красить. Как сохранить в этой многообразной череде дел любовь к старым вещам, не знаю. Очевидно, Бог, кроме таланта реставратора, подарил Альбине Федоровне и терпение, которого хватило бы человек на десять. – Альбина Федоровна, вы знали раньше подлинную цену своего труда? – Да, я всегда знала, сколько стоят эти работы – ведь существовали расценки Всесоюзного реставрационного центра имени Грабаря. Но я получала зарплату и никогда не думала о деньгах. Может, время другое было. Да и никогда особых претензий к одежде у меня не возникало – лишь бы не выпадать из общей массы. Главным всегда была сама работа. Даже в выходные я думала: «Скорее бы понедельник, и на работу». – Реставраторов вашего уровня в России – единицы. Наверное, это не случайно, уж слишком много умений, качеств, особенностей характера должно сойтись в одном человеке. Вы верите в судьбу? – Верю. И очень благодарна ей за то, что направила меня сюда. Мои родители были простые рабочие, но водили меня в музей с детства, я очень любила эти выходы. Когда я была вожатой в школе, тоже ребят водила в музей. В музее – вся жизнь. Мне иногда снится один и тот же сон – я работаю на заводе. Просыпаюсь в ужасе. Здесь я свободна – хорошо знаю свою работу, сама выбираю, что делать, никто меня не подталкивает. Для творчества это очень важно. – Что для вас самое приятное в процессе реставрации? – Самое приятное, когда заканчиваешь вещь, видишь результат своего труда. – А случалось, что вы отказывались от какой-то очень трудоемкой и сложной работы – ведь теперь заказы к вам поступают из всех городов и весей? – Однажды пыталась отказаться. Сотрудники художественного музея лет семь назад привезли из экспедиции много одежды в ужасном состоянии. Принесли ко мне. Я вспомнила старьевщиков, которым в 50-е годы сдавали ненужные, рваные, старые вещи. Мне принесли для восстановления такие же. Я стала отказываться. Но они сказали: «Если вы не сможете – вещи погибнут». Взяла и сделала. Теперь эта одежда в Тутаевском музее буржуазного быта. Сейчас привезли из Москвы турецкий сарафан XVIII века в очень тяжелом состоянии. Работа очень сложная, но в Москве делать не стали, а я поработаю над ней с удовольствием. – А что в жизни есть, кроме работы? – Кроме работы – только работа. Каждое утро я иду в музей пешком по набережной Которосли, любуюсь рекой, и я счастлива. Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают