На первом таком фестивале ярославский ТЮЗ показывал спектакль-открытие «Датская история». Юные выпускники театрального вуза играли в постановке своего художественного руководителя Александра Кузина полифоническую по смыслу и изысканную по простоте сценического воплощения вечную историю этакого «Гамлета птичьего двора». С тех пор петербургские зрители запомнили этот театр, который в юбилейный для Северной столицы год вновь привез на фестиваль поразивший многих спектакль. Стоит ли говорить об избалованности питерской публики, о привычке питерской и московской критики, участвующей в работе фестивального жюри, к зрелищам масштабным, эпатирующим, утонченным и резким, традиционным и авангардным. Жюри фестиваля возглавлял старейший питерский театровед с мировой известностью, специалист по французскому театру Лев Гительман; вместе с ним работали такие ведущие российские критики и ученые, как автор книг о Марселе Марсо Е. Маркова, заместитель главного редактора журнала «Театральная жизнь» Л. Лебедина, постоянные участники фестивалей Е. Дмитриевская и Н. Песочинский. На фестивале «Радуга» играло немало зарубежных коллективов – парижане показывали родного классика Мольера, датчане и латыши экспериментировали с новой драмой. Петербург был представлен работами ведущих российских режиссеров А. Праудина (горестная «Бесприданница», подробности работы над которой описаны в последнем номере газеты «Культура»), Г. Тростянецкого (гоголевский «Портрет»), главного режиссера петербургского ТЮЗа Г. Козлова (бунинское «Легкое дыхание»). Остальная Россия после тщательного отбора комиссии получила право показать спектакли из Москвы, Волгограда, Краснодара, Новосибирска и Калининграда. Ярославский ТЮЗ, с трудом нашедший деньги и получивший помощь от оргкомитета фестиваля, привез малобюджетный по затратам и феерический по произведенному впечатлению спектакль А. Кузина по пьесе Нины Садур «Панночка». Официальный итог фестиваля – диплом «За актерский ансамбль» (он особенно поразил зрителей, хотя и знающих мастерство Кузина-постановщика, но увидевших его новое актерское поколение совсем в ином свете, чем тех, кто несколько лет назад играл в «Датской истории»), специальный приз «За исполнение роли» – юной, темпераментной, невероятно смешной и очаровательной Т. Мухиной, другие призы – зрительских симпатий, критиков... Неофициальный итог, на основании которого потом принимались «судьбоносные» решения, – это суждения критиков, высказанные и в момент обсуждения спектакля, и в кулуарах. Вот некоторые из высказываний. Лев Гительман: «Редкостный ансамбль, удивительное совместное существование на сцене». Екатерина Дмитриевская: «К студийности как форме духовного содружества стремятся многие, а осуществилась она именно в этом спектакле. Поражает эмоциональная насыщенность действия, в чем немалую роль играет музыка Андрея Кузина». Любовь Лебедина: «Спектакль завораживает, снится несколько ночей подряд. Понимаешь, что любовь и сама жизнь заставляют принимать решение, – и человек может принять сладостный яд...» Общий пафос, настроение, разлитое в воздухе холодных белых ночей, были едиными: спектакль полон трагических предчувствий, но поражает светлым мироощущением; спектакль причудливо и убедительно слил мотивы христианские и языческие, гоголевские и садуровские. Среди массы пышных и разнообразных событий, которыми был насыщен юбилейный Петербург, когда и в Эрмитаж ночью пускали всех желающих, и на катерах катали, театральный фестиваль жил своей напряженной жизнью. Ярославцы вызвали зависть многих коллег тем профессиональным уровнем, тем высоким творческим накалом, той духовной глубиной, которую открыл их новый спектакль. В Питере завидуют театру, который находится на таком творческом подъеме, тем более ждут его успехов в наступающем, как нам известно, юбилейном, 20-м сезоне. И с еще большим нетерпением ждут премьеру в своем, петербургском ТЮЗе им. А. А. Брянцева: художественный руководитель ярославского театра Александр Кузин готовится показать нам в содружестве со старейшим, выдающимся сценографом Мартом Китаевым премьеру комедии А. Н. Островского «Бешеные деньги». До встречи на нашей премьере и на вашем юбилее, Александр Кузин и ярославский ТЮЗ. Игорь БЕЛОВ. Санкт – Петербург. На снимках: сцены из спектакля «Панночка». Фото Дмитрия ШИМАНСКОГО.