понедельник 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 19 ноября 2004

Фламандский холст французского парфюмера

В Угличском музее – выставка одной картины. Не то чтобы она совсем одна занимает целый зал – просто все кружится вокруг нее. Одной, редкой...

 

Фландрия, Брюссель, середина XVII века. Картина Гиллиса ван Тильборха – «редкая птица» в волжском городе. Не одиноко ли ей среди купеческих портретов местной коллекции или рядом с нынешними картинами? Впрочем, назвал же когда-то Борис Пильняк Углич «городом – русским Брюгге...», что почти там же. Картин этого мастера в России совсем немного – по одной в Эрмитаже и Владимире, ну и у нас, в Угличе. Множество других хранятся в музеях Европы и Америки.

Гиллис ван Тильборх родился и жил в Брюсселе, писал в духе голландской школы. Младший современник Рембрандта был главой гильдии Святого Луки и хранителем городской галереи, может, потому в его композициях используются картины других мастеров.

На полотне перед нами разомкнут круг семьи – все оставили свои давние брюссельские дела, смотрят спокойно сквозь толщу веков на современного зрителя, ждут... Позади фигур на стенах изображены плотно сдвинутые рамы. Пейзажи и жанровые сцены, всемирно известные тюльпаны, военный лагерь... Долгая война против испанского владычества позади, и еще не залечены раны, но главное другое – чувство вновь обретенного счастья. Семья снова вместе, у домашнего очага друзья и дети, вернулось время музыки и живописи. Имена этих людей скрыты в прошлом, как и история картины. Известно только, что в XIX веке портрет попал в коллекцию знаменитого московского парфюмера Анри Брокара.

...Однажды по дороге в Париж он написал жене: «Выезжая из России за границу, переживаешь ощущение, будто снял с себя грязную сорочку и надел чистую...» Кажется, он хотел это исправить... В 1870-е годы его фирма становится ведущей в производстве дешевых косметических товаров – мыла, помады для волос, душистого масла. Позднее он поднес великой княгине Марии Александровне цветы из воска с отдушкой и стал поставщиком Двора. Рецепты этого парфюмера живут в продукции фабрики «Новая заря» и по сей день.

Медь с деревенских ярмарок и серебро за флаконы духов шли на покупку картин – к концу века коллекцию Анри Брокара сравнивали с собранием Эрмитажа. Жаль только, что она не стала единым музеем, как Третьяковка. После революции картины рассеялись по всему миру.

В Углич полотно кисти Гиллиса ван Тильборха из коллекции Анри Брокара попало в 1934 году из музея изобразительных искусств. Его вместе с двумя другими обменяли на портрет жены фельдмаршала Кутузова работы Виже-Лебрен. Но к тому времени, как состоялся обмен, музей уже был краеведческим, «старые мастера» на долгие годы ушли в тень его фондов. В 80-х годах «Семейство художника» было взято почти из небытия в Москву коллекционером Савелием Ямщиковым. Прилагаемый к полотну реставрационный паспорт звучал как приговор: «Сохранность авторского холста плохая: общее провисание и деформация... следы плесени, потеки... разрывы холста... утраты красочного слоя и грунта...» Однако трудами реставратора Галины Ерховой картину удалось возродить к жизни.

Именно эти составляющие, разбросанные в веках, – талант художника, азарт коллекционера, терпение реставратора – стали сквозной темой выставки одной картины. Дать полотну «привычную», в духе ее века, раму и вообще воплотить проект помогают угличские предприниматели. Кто знает, может, эти совместные хлопоты вокруг одной картины с такой необычной судьбой помогут сформироваться благородному кругу друзей музея, как принято где-нибудь в Париже или Петербурге.

//Светлана КИСТЕНЕВА, искусствовед.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают