суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 30 марта 2004

Дама пик

Весна – пора любви. Ее симптоматика проникает и на ТВ. Да все больше в роковом, фатальном выражении.

 

В воскресенье канал «Культура» порадовал нас грандиозной оперой Чайковского о любви и тайне, игре и смерти – «Пиковой дамой». Метрополитен Опера, Нью-Йорк. Тайна графа Сен-Жермена, переданная им русской графине. Мания Германна и смерть Лизы. Три карты! Люди летят, как бабочки, на огонь судьбы, трепещут хрупкими крылышками. Великолепные Пласидо Доминго, Элизабет Седерстрем, Дмитрий Хворостовский и общее «мне страшно!» уже в момент первой встречи.

Ближе к ночи на НТВ был предъявлен и еще один образчик любовного экстрима, «Пианистка» Михаэля Ханнеке. Современное вырождение темы, роскошное и невыносимое садо-мазо. А неотразимая Юлиана Шахова рассказала в «Цене любви» на ТНТ о Мессалине из челябинских органов внутренних дел Елене Супрунюк, демонической покорительнице простодушных коллег-ментов, падавших к ее ногам. Она вырывала их из трясины комфорта и обывательского благополучия, чтобы погубить. Роковая, страшная женщина!

Другие повороты темы не менее неожиданны. Леонид Млечин в фильме о маршале Ворошилове (ТВЦ) побаловал зрителя спелой красноармейской клубничкой, поведав о неудовлетворенных женах комсостава, насиловавших «посторонних командиров». А Елена Тихонова на «России» раскрыла все интимные тайны товарища Сталина, превратив вождя и учителя в горячего грузинского мачо, в похотливого карлика, дававшего русским девочкам уроки знойной страсти.

Еще один сюжет – о любви совсем иной. Началось с того, что к вице-мэру Москвы Михаилу Меню пришел шоумен Иван Демидов, который теперь занялся своим политическим имиджем («Русский взгляд»). Он поделился озабоченностью: зачем это чуждым нам кришнаитам выделили на Ходынском поле участок земли под строительство храма? Потом эту тему продолжил Владимир Соловьев в «К барьеру!». Увы, Соловьев, покушаясь на обсуждение серьезных вопросов, подчас явно низводит принципиальное разбирательство до сущего цирка. Вот и тут. Дуэлянтами на сей раз оказались православный активист Валентин Лебедев и кришнаит Максим Осипов. А спор происходил бестолково, потому как господин Лебедев оказался демагогом. Ему не истина была важна, а успех у массы. Зато господин Осипов, отстаивая свою позицию, ссылался на митрополита Антония Сурожского. Кришнаизм удивительно близок к христианству, по крайней мере, одной, но главной заповедью: заповедью любви. И господин Осипов воочию ее нам явил, чем мои симпатии, безусловно, снискал.

Как и следовало ожидать, для аудитории авторитет крупнейшего православного богослова ХХ века митрополита Антония не перевесил словесной ловкости политикана Лебедева. Телеаудитория осудила кришнаитов с перевесом в одну треть. Что ж, терпимость не относится к числу наших добродетелей. Здесь мы не зрячей влюбленного Германна. Кстати, Демидов и Мень-младший вынуждены были признать, что в нашем пока еще светском государстве нет закона, который мог бы запретить строительство кришнаитского храма. А Лебедев тем не менее именно от властей требовал внезаконных запретительных мер... Близкое будущее покажет, придем ли мы к огосударствленному православию, или оно (хочется верить) все-таки останется религией не принуждения, а свободы. Пришлось убедиться и в том, что диспут о вере лучше бы вести в более тихом месте, не на ТВ. Иначе и сама вера становится только элементом полуэстрадного шоу.

И еще один род влечения, заставший меня врасплох. Экстренно врезанный в программу самого официального телеканала фильм Андрона Михалкова-Кончаловского про Юрия Андропова «Бремя власти» превзошел все мои ожидания. Что, казалось бы, общего у бывшего звездного мальчика, записного вольнодумца, уехавшего некогда от опостылевшей Софьи Власьевны в Голливуд, – и начальника КГБ – генсека ЦК? А меж тем фильм получился умеренно апологетический.

Слух про симпатии нашего президента к его герою, вероятно, неложный. Трудно сомневаться и в том, что даровитое семейство Михалковых принадлежит к самому-рассамому нашему прокремлевскому истеблишменту. Предано без лести. И тогда понятно, что Кончаловский взялся за важную тему с самыми серьезными и ответственными намерениями. «Опровергая трафареты» и «отбрасывая предубеждения», он решился дать объяснение не просто служебной связи двух политиков, ушедшего и нынешнего. Режиссер противопоставляет реформатора Андропова ортодоксу-мракобесу Суслову. Не утаивая мрачных сторон деятельности Андропова (их кульминация – санкционированная им карательная психиатрия), Кончаловский акцентирует другое: борьбу с коррупцией в партаппарате, войну с зажравшимися партийными баронами. У него, говорит Кончаловский об Андропове, были цели, идеалы. «Он верил, что жизнь можно улучшить».

Сказать по правде, тут единственный раз за неделю я всерьез задумался перед телеэкраном. Фильм, нужно признать, довольно талантливый и в чем-то убедительный. Для меня имеет значение и то, что сценарий к нему написал Александр Липков – не только автор недавней книжки про сортиры, но еще и свободный интеллектуал, «внутренний эмигрант» застойных времен, с которым сводила тогда меня планида.

Есть у авторов мысль, которая вызывает желание и соглашаться, и спорить. «Он был человеком чести, человеком долга, и за это мы должны быть ему благодарны». Таково резюме Кончаловского. И вот тут я ловлю себя на несогласии. Я не знаю, нужно ли благодарить политического деятеля просто за его своеобразное понимание долга. Политик велик тем, что он сделал, а не тем, что он собирался делать. Для меня символ такого величия – Черчилль, который в 1940 году спас от фашистской чумы не только Англию, но и всю христианско-гуманистическую цивилизацию Запада. И мне кажется, что Кончаловский не сказал о главном: трагифарсовая сторона судьбы Андропова в том, что он стал заложником власти, заложником системы. Он выжидал, медлил, гнобил диссидентов, чистил ряды, а когда получил карт-бланш, то не смог (не успел?) ничего сделать для России, оставив истории только анекдотические воспоминания о том, как нарушителей социалистической дисциплины ловили в магазине и в бане. Быть может, не обошлось тут и без провидения. Я думаю, он умирал в глубоком отчаянии. По крайней мере, если он действительно был таким значительным человеком, каким его представляет Кончаловский. И чем значительнее он был, тем глубже должно было быть его отчаяние. Да, его жизнь – это урок. Но урок поражения. Вместо туза он взял даму пик.

Евгений ЕРМОЛИН, профессор ЯГПУ.

Читайте также
  • 02.09.2011 Любовь, нарисованная пальцами На днях долгожданным гостем Рыбин­ска стал ярославский художник-аниматор Александр Петров, принявший приглашение рыбинского киноклуба «Современник».
  • 17.12.2008 Кинозал для оскароносцаВ посёлке Пречистое Первомайского района в музее леса открыт новый зал «На родине Александра Петрова». Он по-своему уникален, потому что представляет собой
  • 18.11.2008 Анимация под обложкойЗавтра в Ярославском художественном музее состоится презентация альбома «Александр Петров. «Моя любовь». Живопись и графика». Это издание станет завершающей
  • 04.12.2007 Больше терпения, меньше амбиций…Художник выдавил из тюбиков на специальный, с подсветкой, рабочий стол четыре червячка масляной краски – синий, чёрный, красный, жёлтый. «Этой гармонии
  • 08.11.2007 Патриарх наградил ярославского аниматораЛучшим христианским фильмом 2007 года жюри ХII международного фестиваля православных кино-, теле- и радиопрограмм «Радонеж» назвало анимационную ленту
  • 18.07.2006 Екатерина ВАСИЛЬЕВА: «Совесть, дети и семья – важнее, чем любовь»Разгар лета стал для Ярославля еще и разгаром киносезона. В июле в городе одновременно снимается три фильма: двухсерийный «Джоник» режиссера Дмитрия Томашпольского
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • С юбилеем, Углич!Колокол на фоне панорамы города – эмблемой предстоящего праздника пестрит весь Углич. Главные торжества
  • Вечер, пронизанный классикойПервой постановкой заслуженного артиста России Юрия Аркадьевича Клиппа на сцене Ярославского ТЮЗа стал
  • Нечего косить В Ростовском муниципальном округе заготовлено на 17 тыс. тонн кормов меньше, чем это необходимо для нормальной