пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 10 апреля 2004

Похождения вечного Плута

Некогда великий Вольтер, ограждая от нападок маэстро Гольдони ипоклонников его творчества, написал такие строки: «...к какому роду отнести его труды?/Чтобы не было вражды,/ В судьи выбрали природу./ И она дала ответ в самом дружелюбном тоне:/ «Совершенства в мире нет, /Но писал меня Гольдони». Сколь изменился мир, сегодня решил выяснить в своей новой работе заслуженный деятель искусств России режиссер Борис Гранатов. В собеседники он выбрал Карло Гольдони. На сцене театра юного зрителя – премьера спектакля «Честный плут» по пьесе «Слуга двух господ».

 

Пересказывать фабулу пьесы, которая пребывает на слуху и на виду зрителя уже не одно столетие, – занятие совершенно неблагодарное и неразумное. Однако режиссера Гранатова совсем не интересует история некоего слуги, прибывшего из провинции в столицу, и его приключения. Главным героем постановки, безусловно, остается Труффальдино (актер Владимир Шепелев). Но какова его сущность? Слуга? Отнюдь! Он плут до мозга костей, от сизо­бритой макушки (в жизни его бывало всякое, в том числе и нелады с правосудием) до изящных черно­белых штиблет. Плут как таковой – герой наших (и всех прочих, и всех грядущих) времен, любимый персонаж литераторов разных эпох (достаточно вспомнить шекспировских слуг, Бендера у Ильфа и Петрова, Коровьева и Бегемота в «Мастере и Маргарите» Булгакова... Каждый может продолжить этот список в меру своей начитанности), типаж, кочующий меж мирами и историческими пластами...

Вот он появляется из темноты зрительного зала с бендеровским шарфом, небрежно закинутым на плечо, с потрепанным саквояжем в руке («Э, синьор, это мой реквизит!» – не раз по ходу пьесы одернет он поползновения на свое имущество):

– А что, господа хорошие, невесты в вашем городе есть?

Есть, как не быть. И только было собрался наш Плут оценить городок, куда он вдруг попал («Кафе «Карло Гольдони»... Оригинально! Хотя по мне так лучше «Рога и копыта»), как окрик Беатриче (в мужском костюме, под именем своего брата Федериго, актриса Алла Кормакова) «Эй, Труффальдино!» прерывает эту экскурсию.

– Я – Труффальдино?! – Плут лишь пожимает плечами. – Как вам будет угодно.

И в ту же секунду элегантный белый пиджак, вывернутый наизнанку, превращается в шутовское домино и цепляет уже Плута­Труффальдино чья­то жаркая ладонь (карнавал в Венеции!), окончательно вырывая его из нашего времени.

Временное смещение пластов позволяет героям новой постановки говорить не на котурнах языка комедии дель­арте, а общаться с залом на равных, радуя удачными интонационными пародиями на набившие оскомину рекламные клипы и перефразируя известные анекдоты. Самые вкусные реплики были с восторгом подхвачены зрителями и выдернуты из контекста пьесы уже к концу первого акта и смаковались в антракте («финито ля действие, некое интервало, променад ля буфет»). Уже эта, незначительная на первый взгляд деталь говорит о том, что режиссеру и актерам удалось совместными усилиями приготовить лакомый кусочек для ярославской публики.

Довести этот «деликатес» до ума и до души поклонников Мельпомены (приоткрою вам закулисный секрет) было весьма непросто. У Бориса Гранатова оригинальный режиссерский почерк, не примелькавшийся еще на местном театральном пространстве. Смелые, утрированные пародии на немое кино, ловко введенные в контекст пьесы, заставляют зал взрываться хохотом в тех мизансценах, где, если следовать репликам героев, вроде и смеяться­то не на что. А музыкальные номера (в лучших традициях ТЮЗа музыканты под руководством Якова Казьянского не только создают фон «живьем», но и активно обживают сценическое пространство, на равных с актерами играя в спектакле) можно просто смаковать как отдельные эстрадные миниатюры. Одно название – «Прощальная песня о муках безвозвратно ушедшей любви» – чего стоит.

Режиссерское пристрастие к «театральной театральности» позволило создать по­настоящему искрометный, карнавально­феерический спектакль, коих давненько не наблюдалось в нашем городе.

...Но вот уже и хеппи­энд (все герои, как водится, переженились), и, кажется, пора готовить ладони для финальных аплодисментов, но... Застыли в танцевальных па венецианского карнавала герои, а наш Труффальдино (да нет, уже Плут – вот он, выворачивая рукава, прячет шахматную изнанку пиджака, заботливо пакует в саквояж длинноносую золотую маску – кто знает, куда его занесет в следующий раз?) устало констатирует: «Да, невесты в вашем городе есть!» Эта история им уже прожита, а повторяться не в его стиле. Но разве мало ситуаций в жизни, где наш Плут окажется к месту и ко времени? Вот только знать бы, где и когда.

Лариса ДРАЧ.

Читайте также
  • 29.12.2012 Вспомнить забытых героевЯрославцы подвели итоги нынешнего Года российской истории. Произошло это за «круглым столом» в библиотеке-филиале № 19, что многие годы квартирует
  • 20.12.2012 Бова-королевич в гостях у Достоевского Снежная королева рука об руку с Золушкой, Колобок в одной компании с Чипполино и Дюймовочкой, Заяц-хвастун с доблестным Бовой-королевичем – все эти
  • 07.12.2012 Для книжных детей, не знающих битв В областной юношеской библиотеке имени Суркова подготовились отметить День Героев Отечества.
  • 13.06.2012 Пять премьер на камерной сценеВ Ярославле в Волковском театре продолжает работу XXV юбилейный семинар драматургов "АВТОРСКАЯ СЦЕНА" (под эгидой Союза театральных деятелей РФ). Молодые
  • 29.06.2010 Сага про трёх сестёр 1 июля Волковский театр приглашает ярославцев на премьеру – спектакль «Три сестры» по Антону Чехову. Режиссёр спектакля Сергей Пускепалис
  • 22.10.2004 Под чистыми звездами Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова привез на Волковский фестиваль единственную в своем роде современную российскую пьесу
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают