пятница 30

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 02 ноября 2005

Мудрец, срывающий завесы бытия

нет фото

Сегодня на Волковском фестивале театр-студия имени Станиславского из Вашингтона представляет моноспектакль «Как это делалось в Одессе» по рассказам Исаака Бабеля. В роли рассказчика, автора и его персонажей выступает художественный руководитель театра, актер и режиссер Андрей Малаев-Бабель, внук Исаака Бабеля. Для представления Андрей отобрал пять рассказов – «Ди Грассо», «Король», «Как это делалось в Одессе», «Фроим Грач», «Кладбище в Козине».

автор Маргарита ВАНЯШОВА

 

Андрей, москвич по рождению, окончил Щукинское училище, а до этого – английскую и музыкальную школы. С 1993 года живет в США, в Вашингтоне. Режиссер, актер, первопроходец, он осуществил свою мечту о создании в США первого репертуарного театра и назвал его именем Станиславского.

Это первый репертуарный театр в Америке. Он задуман как синтетический театр, в нем развиваются разные жанры. В качестве постановщика моноспектакля «Как это делалось в Одессе» Андрей Бабель пригласил английского режиссера Сару Кейн. Она одна из немногих в мире педагогов, преподающих театральную и сценическую речь по системе Михаила Чехова. По мнению Андрея Бабеля, актерская палитра выдающегося русского актера Чехова во многом созвучна писательской палитре Исаака Бабеля.

– Каков ваш актерский репертуар?

– Я играл Моцарта в «Маленьких трагедиях», Санчо Панса в «Дон-Кихоте», Рогожина в «Идиоте», Тригорина в «Чайке», сейчас играю в моноспектакле по рассказам Бабеля. К его творчеству я обратился впервые – мне все казалось, что время не пришло. Хотя прозу Бабеля всегда считал предназначенной для сцены.

– Исаак Бабель был арестован в 1939 году. После ареста дома остались молодая жена и маленький ребенок.

– Молодая жена Бабеля – Антонина Николаевна Пирожкова, моя бабушка. А маленький ребенок – дочка Лидия, моя мама, которой тогда было два года.

Антонина Николаевна была главным конструктором Метростроя, проектировала станции «Павелецкая», «Киевская», «Маяковская». Она – автор единственного в России учебника по строительству метрополитена. Она посвятила всю жизнь розыску сочинений Исаака Бабеля, их переизданию, созданию его архива. Когда в наши времена опубликовали расстрельные списки, выяснилось, что Сталин лично подписал приговор писателю. Позднее она написала воспоминания, которые постоянно пополняет.

– Когда она их писала?

– В 60 – 70-х, но постоянно дополняла, и не так давно в Нью-Йорке прошла презентация первого полного издания на русском языке. Его подготовило американское издательство «Слово-Word», в России же книга пока не выходила.

– Есть ли малоизвестные факты из жизни Бабеля в этой книге?

– Все факты в этой книге малоизвестны. Антонина Николаевна любила Бабеля и до сих пор любит. Она написала о Бабеле так, как не писали и профессиональные известные писатели. Она запечатлела уникальные детали. Из особенностей характера – он не любил разговоры на профессиональные темы. Он просто не выносил говорить о литературе. Как-то он хотел Антонине Николаевне показать деревню. Он даже там работал – каким-то бригадиром или управляющим – в колхозе, хотел изнутри узнать жизнь колхоза, и вот она провела в деревне с ним весь день... На обратном пути он задал ей вопрос: «Вот вы, молодая интеллигентная женщина, к тому же много читающая, вы провели с известным писателем целый день и не задали ему ни одного литературного вопроса». Он не дал ей ответить и быстро сказал: «И правильно сделали!»

Она вспоминает: «Я вернулась однажды домой и застала его прижатым к стене несколькими журналистами. Они забрасывали его вопросами на литературные темы. Я расхрабрилась и сказала им громко: «Знайте, что Бабель терпеть не может литературных разговоров». Они стушевались и ретировались. Бабель сказал: «Мойте ноги, выпью ванну воды!» Или Вера Инбер его спросила: «Каковы ваши будущие планы?» Он ей ответил: «Хочу купить козу!»

Такие проступают необычные моменты. Думаю, это знак настоящего писателя, Бабель свою кухню раскрывать не хотел.

– Когда архивы КГБ были открыты, пытались ли вы отыскать те 24 папки с рукописями Бабеля, которые пропали при обыске?

– После реабилитации Бабеля многие десятилетия бабушка писала в КГБ, и в середине 80-х к ней даже пришли оттуда с визитом два молодых человека – выразить соболезнования. «Вы пришли дать официальный ответ?» – «Нет-нет, мы пришли сказать, что мы понимаем значение Бабеля... Но рукописей в архивах у нас нет».

Я думаю, что в архиве КГБ папок действительно нет, возможно, они были кем-то запрошены. Был ли это сам Сталин или кто-то еще? Известно одно, что из НКВД эти рукописи были затребованы. Какой-то высокопоставленный читатель заинтересовался...

– Насколько глубоко, на ваш взгляд, Бабель понимал смысл происходящих событий?

– Есть доносы, хранящиеся в его следственном деле. В ноябре 1938 года «источник» сообщал о высказываниях Бабеля по поводу процесса «правотроцкистского блока»: «Чудовищный процесс... Бухарин, Рыков, Раковский умрут... Это люди, отмеченные печатью высокого таланта, и на много голов возвышаются над окружающей посредственностью нынешнего руководства, и руководство становится беспощадно: «арестовать, расстрелять». Люди привыкают к арестам, как к погоде. Ужасает покорность партийцев и интеллигенции мысли оказаться за решеткой. Все это является характерной чертой государственного режима. Мы видим, что получается другое, чем то, о чем говорится в резолюциях...» Стиль высказываний, смелость обобщений свидетельствуют, что это подлинные сокровенные мысли Бабеля, а «источником» был человек, пользовавшийся абсолютным доверием писателя.

В беседах с Олешей, Катаевым, Михоэлсом и другими близкими к нему людьми Бабель говорил, что в стране происходит «не смена лиц, а смена поколений, арестованы лучшие, наиболее талантливые политические и военные деятели». Особенно искренний характер носили беседы с Эйзенштейном, которому Бабель говорил, что «талантливым людям нет места на советской почве, что политика партии в области искусства исключает творческие искания, самостоятельность художника, проявление подлинного мастерства». Возможность расцвета советской культуры Бабель связывал с «установлением демократического режима в стране».

– «Конармию» называли то эпосом революции, то поэзией бандитизма – в зависимости от политической тенденции. Это, разумеется, крайности. Договорились до того, что Бабеля назвали маркизом де Садом русской революции... Что явилось главным в этой книге для вас?

– Бабель писал о граждан­ской войне не понаслышке, он был в гуще событий, в одной из самых неудачных кампаний гражданской войны – польской, проигранной красными, и Буденным в первую очередь. Тысячи жертв... Есть определение – «великое безмолвие рубки», когда даже звук отсутствует, есть кровавая бойня. И есть проза Бабеля-художника, есть высшая форма гуманизма – мужество это видеть, запечатлевать и помнить. У Бабеля не было наслаждения жестокостью, был жестокий век, и жестокость была частью жизни, и наслаждение ею было частью жизни. Жестокость, садизм, самосуд, бандитизм сопутствовали революции, были ею порождены. Совершенно ошарашивающей была самая сюжетная ситуация бабелевской «Конармии»: еврей среди казацкой вольницы, да еще во время жестокой гражданской войны. Соприкосновение этих противоположных полюсов дало необыкновенно яркий сюжетно-художественный разряд. Картина конармии – «барахольство, удальство, звериная жестокость, бархатные фуражки, изнасилования, чубы, бои, революция и сифилис» – вот что писал Исаак Бабель. А по поводу маркиза де Сада... Ну, нельзя же Гоголя отождествлять с Собакевичем, а Зощенко – с персонажами-обывателями... Так пишут либо недалекие, либо тенденциозные люди...

– Бабель был близко знаком с высокопоставленными чекистами. Что им двигало?

– Вы хотите спросить, был ли элемент профессионального любопытства? Конечно, ему хотелось знать, как и где «решается вопрос нашей жизни и смерти». Любопытство художника преобладало даже над ужасом. Но Бабель ходил не к Ежову и не к жене наркома Ежова персонально, как об этом пишут некоторые горе-специалисты. Речь идет о литературном салоне сановницы мадам Ежовой, куда приглашался не только Бабель, но и Утесов, и Михоэлс – остроумные, веселые люди, куда было престижно приглашать актеров и художников. Остроумнее Бабеля не было никого, он был превосходный рассказчик. А когда при нем говорилось что-то сокровенное, он не возражал и не опровергал, а сидел с таинственным видом.

Мудрец, срывающий завесы бытия, он раньше других, одним из первых, понял, кто мы, провозвестники «нового мира», и куда с неизбежностью придем.

– Двухтомник Бабеля – это самое полное собрание сочинений?

– Да... Оно до сего времени самое полное. Осталось неопубликованного очень много. Известно, что было содержанием 24 папок, есть описание, мы знаем, что это... Дневники, переписка... Повесть «Коля Топуз» – о бандите, который переквалифицировался после революции. Пьеса – продолжение «Марии», сборник новых рассказов, киносценарии. Сохранился только дневник 20-го года, который бабушке передала его старая знакомая. Но истинного полного Бабеля мы не имеем.

Внук играет моноспектакль, в котором постоянно присутствует образ Бабеля. Существует мир, созданный писателем, существует и писатель как человек. Он воссоздает мир Бабеля – его жизнерадостность, его юмор, цвет времени – кровь, жестокость, неумолимость судьбы.

Читайте также
  • 04.12.2012 Без культуры дорога ведёт в никуда Недавние публикации «Северного края» под рубрикой «Острая тема» – «Арендную плату подняли в 105 раз» и «Лидер
  • 01.11.2012 В память о бесправных временах Ярославский музей-заповедник представляет выставку «Слово и свобода». Она посвящена Дню памяти жертв политических репрессий в СССР.
  • 25.10.2012 Школа юнкоров: мы слову журналистскому верны!Жизнь прожить – не поле перейти. Надо уметь жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Эту аксиому хорошо усвоили выпускники школы юных журналистов им.
  • 03.10.2012 Копилка литсобытийПоздравляем! Поздравляем! 21 сентября исполнилось 80 лет ярославне, члену Союза писателей России Эмме Марченко. Желаем Эмме Васильевне и впредь
  • 05.09.2012 Копилка литсобытий  Поздравляем! Поздравляем!11 августа поздравления с 70-летием принимала поэт, член Союза российских писателей, руководитель клуба любителей словесности
  • 29.08.2012 КОПИЛКА ЛИТСОБЫТИЙ11 августа поздравления с 70-летием принимала поэт, член Союза российских писателей, руководитель клуба любителей словесности «Тысячелетие» Тамара Рыкова.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Театральный забег420 минут и 180 секунд длился первый обла­стной театральный марафон, который прошёл в Центре детей
  • Король поэтов живёт в Костроме Субботним вечером в Ярославле на «Фестивале книги» выбирали короля поэтов. Дело было у
  • Однажды и навсегда Делом его жизни стала первая и единственная в своем роде книга о нашем городе, ее называют энциклопедией