пятница 16

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 01 июня 2004

Открытие Америки

Волковцы – в Вашингтоне. На сорок миль в окружности раскинулся международный мегаполис, центр национальной культуры и искусств, средоточие университетов, центр административного и экономического управления страны.

автор Маргарита ВАНЯШОВА.

 

В столицу США мы прибыли утром. Нас охватывает ощущение южного города с его теплым, мягким дыханием, запахом цветущих деревьев. Вашингтон находится несколько южнее, чем Сочи. Воздух здесь настоян на ароматах сосен и кедров, южных пряных экзотических растений, а наши родные березки можно увидеть только в Национальном ботаническом саду вблизи Капитолия. Какая она, Америка? Как встретит нас? Как пройдут гастроли? Организовал их наш Росзарубежцентр, который продвигает российское искусство в различных странах мира. Благодаря ему Волковский театр выезжал в Европу и в Египт. В США мы приехали по приглашению американской общественной организации «Друзья Российского культурного центра», которой волковцы обязаны связями театра с Американским университетом в Вашингтоне. И вот мы в Американском университете (коротко AU). Он расположен в центральной части города, на одной из самых оживленных магистралей – Висконсин-авеню. Первое знакомство – с театром Гарольда и Сильвии Гринберг, театром AU. В университете есть Department of Performing Arts (DPA) – департамент сценических искусств с несколькими отделениями: театральным, музыкальным, хореографическим, менеджмента. Гарольд и Сильвия Гринберг вложили свои средства в создание при DPA театра с великолепным техническим оснащением. Доктор Гейл Мардиросян, директор DPA, – главная энтузиастка соединения в одном проекте старейшего театра России с его традициями и вековым опытом и Американского университета. Нас ждут на театральном факультете, здесь объявлен мастер-класс волковцев. Гейл начинает актерский тренинг эксцентрично, увлекая всех невероятной энергетикой. Вся она светится чувством радости от того, что ее проект удался! Две команды, американская и российская, работают синхронно. Здесь осваивают актерское мастерство по методу Станиславского, Михаила Чехова. В этой общей импровизационной игре не различить студентов и педагогов, все молоды, отважны, вдохновенны и темпераментны. Общение возникает спонтанно, и уже не требуется переводчик, искусство – и впрямь универсальный язык. По просьбе хозяев Владимир Балашов и Татьяна Гладенко играют сцены из чеховского «Медведя», а в ответ совершенно незапланированно студенты Майкл и Дженни выдают свою версию спектакля, покоряя нас искренностью, оригинальностью постановочного решения, демонстрируя себя в органике синтеза – речь, пластика, танец, движение. Жизнь волковцев подчинена строгому режиму: выезд театральной команды – постановочной группы в 9 утра, в 11 – начало репетиций, прибытие актеров на вечерний спектакль – за два часа до начала. В первый же день монтируется «На всякого мудреца довольно простоты». Для гастролей в США был специально изготовлен вариант сценических конструкций, согласованных с параметрами вашингтонской сцены. Нашим сотрудникам помогают американские коллеги, они работают в одной команде – слаженно и самозабвенно. Вечером в тот же день – прием в российском посольстве. Нас встречают посол России в США Юрий Викторович Ушаков, сотрудники посольства, представители СМИ, наши именитые соотечественники. Старейший русский театр тепло поздравляют с открытием гастролей. Впрочем, найдутся и скептики: – Даже в театральной Москве сейчас нет ничего интересного. Зачем вы избрали для открытия гастролей Островского? Это уже архаика, вряд ли это может быть современно. Даже в Чехове все открыто, что же можно открыть в застарелом Островском?.. Перед спектаклем все собранны, напряжены, актеры похожи на туго заведенную пружину, которая начинает раскручиваться на представлении, обнажая абсолютную самоотдачу. Среди зрителей – ученые Американского университета, основатели театра Гарольд и Сильвия Гринберг, протоиерей Дмитрий Григорьев – почетный настоятель Свято-Николаевского собора в Вашингтоне, профессор Джорджтаунского университета, Владимир и Сюзанна Толстые, Андрей Малаев-Бабель, внук знаменитого писателя и художественный руководитель театра Станиславского в Вашингтоне, доктор Ашок Такер, индус, окончивший в свое время Университет дружбы народов в Москве, – один из попечителей и меценатов театра, профессор русистики Вадим Медиш. В антракте «Мудреца» – бурное обсуждение. «Вы не играете, вы – живете!» – «Какое созвездие мастеров, какая взаимосвязь актерских поколений, преданность традициям и верность им. Сегодня это – самое ценное. Это дух истинного театрального искусства». Особое восхищение – игра наших народных Натальи Терентьевой и Владимира Солопова. Дуэт Турусиной и Крутицкого – выше всяких похвал. Солопов неожиданно, завершая сцену, прощаясь с Турусиной, делает залихватское антраша, подпрыгивая и перевертываясь на все 360 градусов, впервые в истории этого спектакля. И обретает бурные аплодисменты зала. Обсуждают даже детали постановки – слугу, которого мастерски играет Николай Лавров, эпизодическую роль приживалки (Татьяна Исаева). Глумов (Валерий Кириллов) многим кажется неоправданно жестким, ненавистником-мизантропом. Каждый выход – презентация, великолепное соло, партия одного актера или актрисы – Татьяны Гладенко (Мамаева), Валерия Сергеева (Мамаев), Игоря Сидоренко (Городулин), Татьяны Ивановой (Манефа). Завороженно следит зрительный зал за героиней этого спектакля – Татьяной Гладенко, захватывающей остротой тонкой иронии. Вместо собачки Баси в руках у Гладенко атласная подушка на ленте, которой она играет легко, играет Глумовым, как собачкой на поводке, и мастерски «вонзает» ему в сердце острый французский каблук, окончательно беря над ним власть... Скептики берут свои слова назад, открывают заново Островского, удивлены актуальностью пьесы и современным звучанием спектакля. В антракте зрители устремляются к кассам – это те, кто осторожно купил билеты только на один спектакль. Вечером следующего дня – снова полный зрительный зал. На спектакле «Корсиканка» присутствует посол России в США Юрий Ушаков, особо отметивший актерский дуэт Валерия Сергеева и Татьяны Исаевой – Наполеона и Жозефины. Театр поздравляют с успехом. Ректор департамента искусств Кей Мусселл в своем выступлении подчеркивает: – Волковцы представляют долговечную и выдающуюся традицию русского классического театра. Это большая честь – принимать театр такого ранга на сцене. Мы очень рады нашему сотрудничеству, рады видеть полный зрительный зал, людей, которые пришли разделить и отпраздновать это историческое событие. После успеха второго спектакля интерес еще более возрастает. Уже невозможно достать билеты, просят продлить гастроли и остаться в Вашингтоне еще хотя бы на пару недель. В «Ревизоре» вызывает восторг зрителей карнавальная концепция спектакля в постановке Владимира Боголепова. Отмечают Хлестакова – Николая Кудымова, городничего – Владимира Солопова, Анну Андреевну и Марью Антоновну – Татьяну Иванову и Ирину Ефимову. Критики из «Вашингтон Таймс» и «Вашингтон Пост» говорят о редкостном ансамбле мастеров первого русского театра. Вечером волковцы получают известие о присвоении званий заслуженных артистов России Ирине Сидоровой и Валерию Смирнову. Смирнова подбрасывают в воздух, а Сидоровой шлют мысленные поздравления, она в Ярославле. Выбрав свободное время между репетициями и спектаклями, едем к Капитолию. Фотографируемся, слушаем неумолкаемые хоры цикад. Они повсюду – залетают в автобус, садятся на плечи. Мы любуемся игрой белок – здесь их множество, они скачут, летают и кувыркаются... Набегает гроза, воздух заметно свежеет, становится легко дышать. Америка в эти дни чествует ветеранов второй мировой войны и празднует открытие мемориала в честь павших. В такие вечера кажется, что на планете все спокойно, что в мире утихли все страсти, кроме театральных. Из Вашингтона специально для «Северного края».

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Диковины отовсюдуКаждый год музеи области обмениваются экспонатами для традиционных праздничных выставок. В Ярославский
  • «А песня ходит на войну...» Слова из стихотворения Сергея Острового, вынесенные в заголовок, могли бы послужить эпиграфом к концерту,
  • Харис Аббясов: