вторник 10

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 21 июня 2005

Некоторые любят погорячее

Готова поспорить: попроси любого завсегдатая ярославских художественных вернисажей не раздумывая назвать имя хоть одного финского живописца, ответом будет молчание. Да и длительные раздумья вряд ли приведут к иному результату. А все потому, что с современным искусством Финляндии мы практически незнакомы. Однако у ярославцев появился шанс восполнить этот пробел: в художественном музее прошла презентация финского проекта «Человек и Земля».

автор Лариса ДРАЧ.

 

Идея проекта принадлежит финским живописцам. Но первый шаг к сближению двух культур – финской и русской – был сделан двумя годами ранее все-таки российскими художниками: в городе-побратиме Ярославля – Ювяскюля тогда прошла выставка из собрания художественного музея «Иконы императорской России XVIII – XIX веков». Мы им – иконы, они нам – современное искусство. Культурный обмен.

А чтобы финны не сомневались в том, что и наши художники сегодня что-то творят, проект «Человек и Земля» задуман как многоходовка. На таких сложносочиненных проектах, протяженных во времени и пространстве, специализируется искусствовед Ирина Реховских. Она, к слову, является куратором и данного проекта с ярославской стороны. Ее финским партнером выступает Пертти Карьялайнен. Следующие шаги этого проекта предполагают рассматривать нашу планету как элемент космоса, состоящий из четырех стихий – земли, огня, воздуха и воды. Каждая из этих стихий и будет обыгрываться художниками. Нам, то есть ярослав-ским художникам, «выпали» огонь и вода. С подготовленными экспозициями на заданные темы познакомятся по очереди любители искусства обеих стран.

Но это – вопрос будущего. Мы же обратим свой взор в день сегодняшний – познакомимся с уже воплощенным проектом «Человек и Земля». Он объединяет представителей разных жанров изобразительного искусства. Такая разностильность и разножанровость – живопись, фотография, инсталляции, скульптура, гобелены в одной экспозиции – большая редкость для арт-проектов в самой Финляндии. Подобный изобразительный коктейль, наверное, предложен нам, незнакомым с финской современной культурой, для облегчения «пищеварительного» умственного процесса. Все-таки увеличивается шанс среди многообразия форм найти что-то свое, родное. В Финляндии же, по словам Пертти Карьялайнена, сейчас актуально такое направление, как видео-арт. Его нам не привезли вовсе. За это, между нами, зрителями, говоря, отдельное спасибо. Боюсь, что финский видео-арт (в ансамбле с саунд-артом) нам было бы уже не потянуть. Нам бы с традиционными направлениями в изобразительном искусстве – в том варианте, как их понимают фин-ские художники, – как-нибудь разобраться.

Несмотря на разнообразие представленного изобразительного материала, в глаза бросается один общий момент – явное пристрастие финских художников к обнаженной натуре. Я далека от ханжества в этом вопросе, но согласитесь: натура натуре рознь. Одно дело любоваться на атлетически сложенную скульптуру Давида, и совсем другое – лице-зреть фотопортрет обнаженного мужчины в полный рост в четырех проекциях. Зрелище, доложу я вам, неаппетитное: бока колышутся жирными складками, пивной животик нависает над вялым стручком... Все анатомические подробности – как на медицин-ском осмотре. Эти фотографии на холсте называются «360 градусов». Их автор Руне Снельман считает их «наблюдением за круговоротом человеческой жизни и рождением повествования». «Когда человек поворачивается на 360 градусов вокруг своей оси, – поясняет он, – из этого рождается рассказ, история почти на каждый день года».

Для любителей женской натуры есть фотография ядреной девахи, правда, всего в двух видах. Зато каких! Девица голая, но на лыжах. Снег вокруг самый настоящий. Сразу видно – «Мороз и солнце, день чудесный!» На соседнем с этим диптихом шедевре запечатлена та же девица, но уже с подругой. Обе, в лучших финских художественных традициях, в полном неглиже, зато в валенках, склонились над лункой, приговаривают: «Ловись, рыбка, большая и маленькая». Авторы этих «фото-ню» – Яана Каутто и Аанниина Лоухивуори.

Данное искусство, конечно, впечатляет до слез и пробирает до озноба. Вот только сверхзадача у него не совсем ясна. Эротика? Так неэстетично. Философия? О сути бытия на подобном фоне как-то не думается.

Поклонников пейзажей могут привлечь «живописные и органические отпечатки» кисти Айно-Каарина Паяри. Цикл из десяти работ называется «Истории финского леса». Выглядит это как размытые, натекшие друг на друга чернильные кляксы разных цветов. Явное преимущество этих «историй» – в отсутствии голых человеческих задниц.

Интересуюсь у куратора проекта, находит ли подобное искусство понимание у фин-ских зрителей, востребовано ли оно. Пертти Карьялайнен дипломатично уходит от прямого ответа, пускаясь в восторженный рассказ о том, что в Хельсинки создан специальный центр современного искусства. Но нас после увиденного на мякине не проведешь.

– А точнее? – не отстаю я.

– Есть проблемы, – вынужден признать финский художник. – Далеко не всегда современное искусство Финляндии может найти своего зрителя.

А я о чем?! Если уж одни финны других финнов понять не в состоянии, что уж говорить о нас, выросших на другой культурной почве, в других традициях? Хотя допускаю, что мое неприятие увиденного вполне может базироваться на косности мышления – «мы с деревни, нам бы щей», как говорится. Ну да ничего! Проект этот, как уже упоминалось выше, долгоиграющий, успею еще привыкнуть к остроте и пикантности современного финского искусства.

Читайте также
  • 13.11.2012 Позвольте ввернуть лампочку... в вашу шляпу Картина как центр мироздания для интерьера – так решили взглянуть на обустройство жилища художники из открытого творческого союза «Другая жизнь».
  • 13.09.2012 Ярославский «Ультрамарин» в Финляндии Ярославская детская школа искусств № 4 и художники финского города Ювяскюля уже более четырёх лет осуществляют совместные проекты, направленные на
  • 23.08.2012 Ярославский «Ультрамарин» в ФинляндииЯрославская детская школа искусств № 4 и художники финского города Ювяскюля более четырех лет осуществляют совместные проекты, направленные на культурное
  • 01.03.2012 Художник пишет, как он дышит В выставочном зале Угличского музея-заповедника представлено творчество ярославского художника Германа Блинова, работающего в жанре наивного искусства.
  • 01.12.2011 «России нужна стабильность. Не надо раскачивать лодку» На протяжении шести лет народный художник России Николай Мухин в России был лишь краткими – в один-два дня – наездами, и те были связаны либо с
  • 16.09.2011 «Угличской газете» – 105 лет Какая старейшая общественно-политическая газета в области? Всем известно – «Северный край», на первой странице которого значится: 113-й год издания.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Мир художников ГудковыхВыставка работ Алексея, Сергея и Игната Гудковых проходит в духовно-просветитель­ском центре Ярославской
  • Хвала Ариадне Ариадне Леонидовне Соколовой указом Президента РФ присвоено звание «Заслуженный художник Российской
  • Смелянский скомандовал: пли! В четвёртый раз в Ярославле встретились выпускники ведущих театральных школ страны. Фестиваль «Будущее