суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 06 августа 2005

Властитель чувств

Он самый известный клоун во всем мире. 31 июля ему исполнилось 75 лет. Но он до сих пор готов ловить солнечных зайчиков.

 

Разве это не кошмар для любого директора цирка? Клоун стоит на манеже, публика на скамейках становится тихой и очень серьезной и плачет, когда клоун появляется вновь. Что-то здесь не так. Наверное, от клоуна мы ждем чего-то иного. Конечно, отвечает в подобных случаях самый известный в мире клоун. Он все равно не годится для того, чтобы драться тортами. И у него никогда не возникало желания вытягивать из карманов зрителей воздушные шары. И кто, собственно, сказал, что над клоунами можно смеяться? Олегу Попову 75 лет, но, вероятно, он и сейчас бы глубоко оскорбился, если бы над ним стали смеяться.

Ему нравится, когда у зрителей на глазах слезы. Ведь это дорогого стоит, правда? Но если они смеются – да, такое тоже бывает почти всегда, – то скорее над собой, этот смех звучит иначе, чем обычный смех в цирке. Не столь грубо. Если его вообще услышишь.

Возможно, сначала было высмеивание. И клоун был именно тем, над кем смеялись. Но было бы большой ошибкой думать, что смех по сути своей – это акт свободы, он также может быть актом бесконечной глупости и ограниченности. Скажи мне, над чем ты смеешься, и я скажу, кто ты. Но кто такой Олег Попов?

Внешне он не вызывает никаких подозрений. Клоун как клоун, полосатые брюки, красные носки, безвкусный пиджак, слишком большой – нет, однако не слишком большой. Все же Олег Попов долгие годы своей жизни был совет-ским клоуном, а советская власть запретила ему надевать вещи, которые были слишком велики. Вероятно, она считала, что клоун – это такой же трудящийся, как ты и я, а трудящийся, который все время носит вещи с чужого плеча, – это в какой-то мере издевательство над теми же трудящимся. Итак, Попов, скорее всего, клоун, на котором его гардероб сидит лучше, чем на всех остальных клоунах мира. Но вот ярко-желтый парик и клетчатую кепку мог надеть каждый. С одной стороны. С другой – это было исключено полностью. Поскольку клетчатая кепка и желтые волосы стали фирменным знаком Попова. У Иванушки в русских народных сказках также светлые волосы. О нем ведь тоже никто никогда не знал, каков он: донельзя наивный или очень мудрый.

Попов принципиально не бросается тортами. В крайнем случае – солнечными зайчиками. Но прежде чем бросить солнечного зайчика, его нужно поймать. Из этого Попов сделал номер, который исполняет уже лет пятьдесят. Солнечные зайчики эфемерны, не каждый может взять их в руки и тем более удержать, но руки Попова словно созданы для того, чтобы их ловить. И как осторожно он их поднимает, если они упали.

Когда-то он имел дело со свинцовыми литерами, и если одна из них падала на пол, он обращался с ней далеко не так бережно. Свинцовыми литерами в Москве он набирал «Правду». Тогда она состояла из фронтовых сводок. Любому человеку нужно хоть какое-то разнообразие, и его коллеги, посещавшие кружок циркового искусства, как-то раз взяли с собой маленького блондина. В 1944 году в «Правде» проходил большой спортивный праздник, после него с ним захотел пообщаться один их цирковых. Он видел выступление молодого рабочего. Не хочет ли он поступить в государственное цирковое училище? Наборщик был в восторге, а его мать – в ужасе. Она считала всех цирковых алкоголиками и отбросами общества. У Попова не было отца. За четыре года до этого за ним пришли – и он сгинул в сталинских лагерях.

После училища Попов был канатоходцем и жонглером, его мать видела, как мальчик на канате ловит кегли, и пришла к выводу, что потенциальный алкоголик уже давно свалился бы оттуда. Жизнь – это тоже своего рода хождение по канату, и кто видел Попова, понимал, что равновесие, которое маленький человек держал там, наверху, было не только цирковым. Оно было отчаянно комичным, и оно же было условием его существования. Попов был Чарли Чаплиным на канате. А потом заболел извест-ный русский клоун Карандаш. Попов его заменил и в 1955 году был с советским цирком уже в Брюсселе. Для него тогда нашли определение, которым редко награждали представителей коммунистического лагеря. Этот клоун – «хрупкое чудо». Но он был не так хрупок, как казалось. Кавалер ордена Красного Знамени, народный артист Советского Союза, он вырос до директора Москов-ского государственного цирка, что западные голоса в большинстве случаев отмечают с некоторой суровостью. Не был ли этот человек близок к государству? Ни один клоун не может быть близок к государству. Ни один клоун не может быть ни революционером, ни контрреволюционером. Диссидент-ство – это его естественный образ жизни.

Однажды у арены оказалась молодая женщина, которой не хватило места в зале. Клоун посмотрел на нее, а Габриелле Леманн из Франконии подумала: «Если на тебя смотрит клоун, это ничего не значит. Он тебя не замечает». Но затем он пригласил ее в свою гримерку. Он говорил по-русски, она говорила по-немецки, и они отлично друг друга понимали. Поэтому свое 75-летие Олег Попов из Москвы встречает в маленькой деревеньке во Франконии. Он не тоскует по России; весь мир был ему домом, а тосковать по целому миру нельзя.

Раньше он складывал пойманных солнечных зайчиков в чемодан и уходил. У каждого человека в чемодане то, что он заработал. Но теперь Попов этого больше не делает. В последнее время он все чаще открывает свой чемодан и дарит маленькие солнца зрителям. И у них на глазах выступают слезы.

//Керстин ДЕКЕР. Tagessplegel – Inopressa.Ru.

Читайте также
  • 06.07.2012 Под крылом обретённого счастья 6 июля среди других самых счастливых семей в Ярославле Поповы получат медаль «За любовь и верность». Рецепт их удачи – в щедром раскрытии
  • 24.09.2010 Солнце в авоське О недавних больших торжествах в Германии – бенефисе живущего в этой стране с начала 90-х годов народного артиста Советского Союза, обладателя
  • 30.04.2010 О судьбе танкиста и артиллеристаТо ли в надежде на вечное русское авось, то ли просто по забывчивости, но не проверили советские солдаты фарватер во время форсирования Вислы на военных
  • 07.11.2009 Полёт, длиною в жизньВсё это время, кажется, равное перелёту его истребителя от Азии до Америки в разговоре с лётчиком Василием Андреевичем Поповым я провела, то ли прокручивая
  • 15.11.2008 Факс из СыктывкараЧеловека нет с нами, а загадки его судьбы вызывают после его ухода всё больший интерес. Что-то подобное происходит с героем и автором многих публикаций
  • 23.10.2008 Урок словесности на речке УстьеВ Ярославле закончились трёхдневные VIII Лермонтовские чтения.В их первый день, посвящённый очень знаменитым (таким, как Ираклий Андроников), просто известным
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают