четверг 02

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 08 февраля 2005

Патриотическое молебствие

Вчера в Ярославском художественном музее состоялась необычная презентация: впервые с 1966 года из запасников музея было извлечено полотно «Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве», принадлежащее кисти художника Василия Яковлева. Публика сможет познакомиться с ним в апреле этого года во время работы выставки «Война и мир», посвященной 60-летию Великой Победы.

автор Лариса ДРАЧ.

 

Причиной вынужденного забвения полотна стали размеры – три на четыре метра. Даже сейчас, когда речь идет об его грядущем экспонировании, до конца не решен вопрос, где же оно будет выставляться. Куратор выставки «Война и мир» Наталья Коновалова предполагает, что это будет парадная лестница Губернаторского дома (иных вариантов, честно говоря, просто нет).

Картина написана в традициях классического парадного портрета и представляет собой групповое изображение будущего архиепископа Ярославского и Ростовского Сергия с двумя мальчиками-служками. Патриотическое молебствие в первую годовщину начала Великой Отечественной войны состоялось в Никольской церкви Преображенского кладбища в Москве.

Василий Яковлев (действительный член Академии художеств СССР, народный художник РСФСР, дважды лауреат государственной премии СССР, профессор живописи) присутствовал на богослужении о «даровании победы оружию Красной армии», которое проводил отец Сергий, в ту пору епископ Звенигородский. После службы художник предложил священнослужителю, с которым был дружен, написать картину. Работа над масштабным полотном велась два года.

Картина была подарена отцу Сергию, который планировал выставить ее в актовом зале Одесской духовной семинарии, так как после войны он был назначен епископом Одесским и Кировоградским. Но ситуация сложилась не в пользу живописного полотна, служебные назначения отца Сергия менялись, и, переезжая с места на место, он возил дар художника с собой. Дело это было непростое: громадный холст хранился намотанным на специальный вал. В ноябре 1966 года архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий передал произведение в дар историко-архитектурному музею-заповеднику, а при его разделе полотно стало собственностью художественного музея.

По словам специалистов, оно хорошо сохранилось. Наталья Олеговна объясняет это тем, что автор был не просто живописцем, но и грамотным реставратором, хорошим технологом. Поэтому реставрационные работы будут несложными. Проблему музейщики видят в другом: для экспонирования работы необходим подрамник очень больших размеров, его изготовление оценивается в 10 тыс. рублей. Таких денег у музея нет.

– Хотя есть другой вариант, более дешевый, – считает куратор выставки. – Можно повесить картину, как ковер, на двух рейках, благо крепость холста позволяет нам это сделать.

Есть и еще один момент в данной истории, достаточно грустный. Из-за внушительных габаритов полотно Василия Яковлева не может быть представлено в постоянной экспозиции. Если не найдутся желающие взять его на экспонирование в другие музеи страны, то после завершения работы выставки «Война и мир» холст будет вновь намотан на вал и убран в запасники. До следующего юбилея Победы. Или навсегда.

К слову, холстов гигантских размеров, с которыми незнакомы не то что зрители, но и большинство сотрудников музея, в запасниках то ли шесть, то ли восемь (специалисты – и те путаются). Среди них – фундаментальное полотно «Члены партии и правительства осматривают модель Дворца Советов» кисти Горелова (оно, кстати, было намотано поверх полотна Яковлева. Именно благодаря презентации «Патриотического молебствия...» о нем и вспомнили). А вот официального повода предъявить этот шедевр соцреализма миру, возможно, уже не найдется.

Читайте также
  • 11.01.2013 Новый юбилей – новые надежды Когда главе Ростовского района Владимиру Гончарову горожане задают сугубо зимний вопрос – а не окажется ли «замороженным» на неопределённый
  • 26.12.2012 Александр Яковлев так и не разучился «окать» по-ярославски В день памяти самого именитого своего выпускника, «архитектора перестройки», выдающегося общественного деятеля и мыслителя обновлённой России
  • 27.09.2012 Семейный портрет в интерьереВ выставочных залах Союза художников на Максимова в эти дни проходит большая персональная выставка двух поколений одной семьи известных ярославских художников
  • 06.09.2012 Под звон колоколов Колокольные звоны – неотъемлемая часть средневековой монастырской культуры. Звоны «Ростовского действа» исполняются на двух старинных
  • 04.07.2012 Где эта Индия?Больно слышать или читать о том, что где-то от нерадивости мельчают озёра и реки, вырубаются леса, пустеют деревни. И вдвойне больно видеть, что это происходит рядом.
  • 27.03.2012 Семейные разборки с пистолетом Капитан полиции угрожал убийством своей тёще. Вооружённого полицейского Дмитрия Яковлева схватили во дворе дома, где у своих родителей проживала его сбежавшая жена.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Баян – натура уходящая?Знакомая вывеска мастерской «Камертон», куда со времён перестройки любой желающий мог принести
  • Яркая эмоция мозгаЮбилейный, 260-й (и самый большой по числу лет в России) сезон Российского государственного академического
  • Влюбленные в этот мир ВТОРОГО апреля в центре современного искусства «Арс-Форум» открылась удивительно трогательная выставка