пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 18 марта 2005

Театр начинается с кошелька

С ноября прошлого года театральная общественность России пребывает в шоковом состоянии. Поводом для этого стало обсуждение театральной реформы – той самой, про которую Михаил Швыдкой успел уже сказать: «Театральной реформы не будет. Будет хуже». Речь идет о ре-структуризации всей бюджетной сферы, в которой театр будет лишь одним из многих пострадавших. Жертвами ее должны стать и музеи, и больницы, и образовательные учреждения.

автор Лариса ДРАЧ.

 

Беды ждали с начала 2005 года. Однако в связи с тем, что проект закона не имеет четкой детализации и бюджет страны на 2005-й был сверстан без учета этих нововведений, реформу перенесли на 2006 год. Герман Греф твердо пообещал театральным деятелям, что в текущем году никаких изменений, которые бы ухудшили положение театров России, принято не будет: по-прежнему сохранятся внебюджетные счета, останется в силе право самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. Заверил, что разработка законопроектов будет вестись совместно с представителями Союза театральных деятелей РФ.

В чем же состоит суть реформы? Министерство культуры РФ планирует разделить все театры на три категории и кому-то бюджетное финансирование сохранить, а кого-то отпустить на вольные хлеба. Первая категория гарантированно получит государственную поддержку, но лишится хозяйственной самостоятельности. Доходы такого театра будет также перерас-пределять государство.

Вторая группа станет получать финансирование отдельных проектов, в то же время самостоятельно расходовать заработанные деньги, но подчиняться попечительскому совету. Наконец, третья будет экономически и художественно независима. Цена свободы – налоги и коммунальные платежи, а следовательно, работа на по-требу и рост цен на билеты. При этом распределит театры по категориям само государство.

В данной ситуации, когда ничего не ясно, за свое будущее не переживают только театры с мировыми именами. Таковых в стране немного, наперечет. В Союзе театральных деятелей России в положительный эффект преобразования никто не верит и все предрекают смерть репертуарного театра как такового.

Руководство российских театров предстоящая перспектива напугала. Дело в том, что с учетом оплаты коммунальных услуг и заработной платы сборы от продажи билетов в среднестатистическом театре способны покрыть сегодня лишь около 15 процентов от общей суммы расходов. Это в два раза меньше, чем в советские времена.

Директор департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития РФ Саид Баткибеков (то есть один из тех, кто разрабатывал законопроект) полагает, что «у государства и сейчас в соответствии с Гражданским кодексом есть возможность изъять у государственных учреждений излишнее или используемое нецелевым образом имущество. Перепрофилирование учреждений при их преобразовании в новые формы практически невозможно».

– Не очень понятно, – говорит он, – чем вызывается недовольство по созданию попечительских советов. Попечительский совет призван сделать организацию учреждения более прозрачной, прежде всего для потребителей. Он наблюдает – именно наблюдает, а не контролирует – за тем, как расходуются средства. По всем этим вопросам мнение совета для автономного учреждения будет носить рекомендательный характер.

Что думают по поводу грядущей реформы директора ярославских театров?

Валерий Сергеев, директор академического театра драмы имени Волкова, полагает, что невозможно делать реформу без всякой правовой базы:

– Сначала нужно принять закон о театре, который много лет лежит в Думе, и закон о меценатстве, который позволил бы бизнесменам помогать театрам.

Он призывает чиновников, берущихся вершить судьбу российского театра, хотя бы проконсультироваться у профессионалов.

Сегодняшний финансовый расклад жизни театра таков. Бюджет на этот год составляет 32 млн. рублей. Это лишь 65 процентов от необходимой суммы, которые надо распределить на все про все, от зарплаты до капремонта. Между тем только на капитальный ремонт здания необходимо 1 млн. 200 тыс. долларов! При гипотетически возможном свободном плавании, чтобы выжить, театр будет вынужден поднять цену билетов до ста долларов (против сегодняшней вилки цен – от 40 до 120 рублей).

Если говорить о том, сколько реально театр может заработать самостоятельно, то это 79 тыс. рублей за один спектакль при аншлаговой заполняемости зала. В месяц на основной сцене театр играет 23 – 24 спектакля, на камерной – 7 – 8. Больше физически невозможно.

А еще надо выпустить не менее пяти новых спектаклей в сезон, иначе грозит потеря зрителя. К примеру, постановка «Бешеных денег», премьера которой состоится в начале апреля, обошлась театру в 1,5 млн. рублей.

– Ни один театр не выживет без поддержки государства. Это прекрасно понимала государыня Елизавета Петровна, издавшая в 1856 году указ о государственной поддержке профессиональных театров. 250 лет понимали важность этого. Что изменилось теперь?

Категорически отметает вопрос о самостоятельном плавании в экономическом море и директор театра юного зрителя Наталья Прокина:

– К культуре и искусству сейчас относятся как к некоей бизнес-структуре. Я все время твержу: перестаньте относиться к театру как к бизнесу, это не доходный дом. Искусство всегда тратит больше, чем зарабатывает, потому что оно нематериально. Но в то же время именно театр является нашей историей и нашей культурой.

(Позиция Натальи Николаевны почти дословно перекликается с мнением народного артиста СССР Олега Басилашвили. При обсуждении грядущей театральной реформы он сказал: «Мы не понимаем ключевого значения культуры для развития страны. В Декларации о культуре, подписанной Дмитрием Лихачевым, черным по белому написано, что нужно делать, чтобы сохранить и умножить российскую культуру. «Существование отдельных государств и целых наций вне культуры – совершенно бессмысленно». Как вы думаете, кто-нибудь, включая г-на Швыдкого, поинтересовался этой книжечкой? Всем до фонаря! А культура – то единственное, что может постепенно сплотить народ».)

Что касается денежной стороны жизни ТЮЗа, то он финансируется из областного бюджета и обходится ежегодно государственной казне в 18 млн. рублей. Самостоятельно зарабатывает 20 – 30 процентов от этой суммы, согласно статистике, не больше, но и не меньше других театров страны. Для того чтобы он стал самоокупаемым, цена билета на детский спектакль должна подрасти с нынешних 40 рублей до... 1800. Обсуждать этот рост цен просто нереально. А иных статей дохода, кроме спектаклей и сдачи помещения в аренду (от 40 тыс. рублей), у театра нет.

И зарабатываемых, и выделяемых средств не хватает даже сегодня. Но директор ТЮЗа Наталья Прокина понимает: больше взять неоткуда.

Директор театра кукол Дмитрий Стрекалов подчеркивает, что нет никакой театральной реформы, а есть реформа бюджетной сферы.

– Театральное искусство замечательно существовало и до массового создания стационарного репертуарного театра, утвержденного в конце 30-х годов на всесоюзной режиссерской конференции. И тогда находились смельчаки, выступавшие против стационирования театров, осознавая негативные по-следствия, неизбежно вытекающие из такой формы. Тем не менее государство это решение «продавило», одновременно сократив театральную сеть почти в десять раз. Созданная модель просуществовала больше шести десятилетий, но сейчас государство не в состоянии выполнять свои обязательства в отношении театров. Да уже лет десять и не выполняет. Ситуация печальная, но слезами горю не поможешь. Когда корабль тонет, задача капитана не в том, чтобы требовать отмены шторма, а пытаться спасти хотя бы часть команды.

Никакая реформа не грозит камерному театру под руководством Владимира Воронцова. На сегодняшний день это единственный частный репертуарный театр в России, который полностью содержит себя сам. По мнению его директора Юрия Ваксмана, «камерный театр может уйти в небытие при единственном условии – если от него вдруг откажется его художественный руководитель».

– Я абсолютно убежден, что ни один театр не в состоянии выжить без лидера. Просто зарабатывать деньги и содержать себя можно и без этого условия.

Как вариант выживания Юрий Михайлович приводит формулу антрепризного театра, полагая, что это единственная на сегодняшний момент возможность заработать деньги, не уходя из профессии. Наглядный пример жизнеспособности существования такой концепции – проект Сергея Куценко.

Сегодня камерный театр существует за счет ресторанного бизнеса, самостоятельно зарабатывая лишь на ежедневное поддержание жизнедеятельности (транспортные и полиграфические расходы, косметический ремонт декораций и костюмов, коммунальные платежи). Но в отличие от коллег Юрий Ваксман уверен, что камерный театр в состоянии выжить и без вливаний со стороны бизнеса. Для этого необходимы увеличение зала до 200 мест (против нынешних ста) и коммерческие гастроли (вариант прорабатывается). Есть и перспектива совмещения двух постоянных игровых площадок, одна из которых – в Москве.

Юрий Михайлович считает, что, если прекратится государственное финансирование, ни одному из ярославских театров не выжить (не считая камерного, ясное дело). Отношение к реформе у него двоякое.

– Пока не разработан механизм достойной социальной защиты, реформирование приведет к социальной катастрофе, которая, быть может, выльется в какие-то более серьезные акции, чем безобидные демонстрации пенсионеров. Но с другой точки зрения закон природы суров – выживать должен сильнейший и достойнейший.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • В мире «Бешеных денег»Сегодня в рамках 6-го международного Волковского театрального фестиваля зрители увидят ярославский спектакль
  • «Голубая лента» в Ярославле Всероссийская экологическая эстафета «Голубая лента», стартовавшая в июне во всемирный день охраны окружающей
  • Шагнул в вечность «Тяжело смотреть, как убивают человека, а помочь ему не можешь». Эти слова фотографа Юрия Барышева в