вторник 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментарии: 1

суббота, 07 мая 2005

«Его рисунки в бой ходили»

Эти стихи Диодору Циновскому однополчане посвятят уже после войны, между боями времени не оставалось. Теперь, как запоздалая весточка с фронта, пришли эти строки вместе с плакатами военных лет и сатирическими рисунками в Ярославский музей-заповедник. Посетив выставку его работ, мы сможем понять, за что Гитлер внес имя нашего талантливого земляка в список 200 человек, подлежащих немедленному уничтожению после взятия Москвы.

автор Марина ШИМАНСКАЯ.

 

Ему было всего 16, когда популярный сатирический журнал «Лапоть» опубликовал его первый рисунок. В 22 года выпускник графического отделения Ярославского художественного училища Диодор Циновский получает вторую премию на всесоюзном конкурсе карикатуристов. Вскоре получил еще один подарок – приглашение на работу в «Союзмультфильм».

Война для Диодора Циновского началась с курсов снайперов – в июне 1941 года по призыву ЦК ВЛКСМ добровольцем пошел в мотострелковую бригаду особого назначения. Попал он в одни ряды с совет-скими разведчиками и известными спортсменами. В стрельбе неожиданно проявил большие способности – занял второе место после заслуженного мастера спорта Константина Травина.

Но стрелять ему пришлось недолго. Привычка держать в руке карандаш в любую свободную минуту не покинула художника даже на войне. Рисовал фашистских генералов. Рисовал так остро, что командование отправило его из мотострелковых снайперов в газетные снайперы. Циновский вел раздел боевой сатиры в газете «Победа за нами». С радостью замечал, что этот раздел стал самым любимым у солдат. Вспоминая то время, он напишет: «Удивительное дело: в трудные, напряженные дни беспримерного по трудности поединка с фашистскими ордами на полях Подмосковья бойцы смеялись. Смех был принят на вооружение Красной Армии. Оружие сатиры помогало бить врага... На фронте я впервые убедился, как нужна, более того – необходима работа художника в солдатской газете. Оказалось, что бойцы вырезали карикатуры из газеты и приклеивали их на приклад автомата, на ствол орудия, на броню танка. Мог ли я предполагать, что в минуты передышки солдат вкладывает газетную карикатуру в почтовую треуголку и посылает ее на родину любимой с припиской: «Вот так мы бьем их, гадов» или «Вот разобьем этого субчика, и вернусь!»

В 1942 году Циновского переводят в армейскую газету «За Родину!», с которой он прошел до Берлина. Его сатирические листовки забрасывали в тыл врага. В каких условиях приходилось работать, догадаться нетрудно. Боевые военные ордена – а их у Циновского два – Отечественной войны и Красной Звезды – за спокойную фронтовую службу не давали. Не раз приходилось жизнью рисковать. Случались на фронте и курьезные истории. Особенно запомнилось художнику, как однажды, чтобы не задержать выпуск газеты, он вырезал клише на каблуке солдатского сапога. Другой случай из фронтовой жизни, запомнился, наверное, не только ему.

«Весной 1943 года, в первый день Пасхи, когда согласно «немецкому порядку» стрелять не полагалось, гитлеровцы приостановили пальбу. Озорства ради кто-то из наших сотрудников предложил подзадорить фрицев, и я на двух сшитых вместе простынях нарисовал огромную карикатуру. Она изображала Гитлера, дер-жащего корзину с яйцами. Корзиной стала немецкая каска, а яйца в ней – черепа. И надпись на немецком языке, которая по-русски означала «Пасхальный подарок Гитлера». Плакат этот наши разведчики выставили перед самым носом у гитлеровцев на двух огромных шестах. Фрицы растерялись: существует порядок – сегодня стрелять нельзя (да еще в фюрера!). Долго кричали что-то в рупор. Наконец не выдержали. Раздалась автоматная очередь, за ней – другая. А Гитлер продолжал висеть – пули проходили насквозь, оставляя рваные пробоины. Понадобилась целая канонада, пока Гитлер не рухнул, измочаленный. Пришлось-таки фрицам нарушить свой «немецкий порядок».

И после войны художник не изменил своему делу – политической сатире. С военными газетами и журналами сотрудничал более 40 лет. Его политические карикатуры времен «холодной войны» печатались не только в СССР, попали они на страницы газет Югославии, Латинской Америки. Но и те, кто был весьма далек от политической сатиры, рисунки художника узнают без труда. «Веселые картинки», «Пионерская правда», «Комсомольская правда» – через эти издания прошло не одно поколение ребят. Сотрудничал Циновский с «Юностью», «Крокодилом», «Театральной жизнью». Так что можно сказать наверняка: знаком каждому из нас.

Не обошел вниманием и свой родной Ярославль – здесь его помнят по карикатурам в «Северном рабочем». Все это богатство – архив Диодора Ивановича Циновского и 2000 его работ вместе с документами военных лет, письмами, записками заслуженного художника СССР – поступило в музей. Круг жизни замкнулся – художник-фронтовик вернулся в родной город. И в праздничные весенние дни мы посмотрим на войну его глазами – острого, талантливого сатирика.

Читайте также
  • 29.12.2012 Это не их, а моя газета Сколько себя ни помню, всегда слышала при каких-то проблемах: «Позвоните в «Северный край»?!», «Будем жаловаться в
  • 16.02.2012 Смех и слёзы в карикатуре Снежко В выставочном центре Переславского музея-заповедника, что на Ростовской, 10, представлены работы ярославского художника-карикатуриста Евгения Снежко.
  • 16.09.2011 «Угличской газете» – 105 лет Какая старейшая общественно-политическая газета в области? Всем известно – «Северный край», на первой странице которого значится: 113-й год издания.
  • 23.09.2009 Скажу как журналист художнику «Угличская газета» отметила свой сто третий день рождения очень необычно - открытием выставки «Музей авангардов».
  • 24.10.2008 Требуются некрасоведы и египтологиГоворя сегодняшним языком, «Северный рабочий» послевоенного десятилетия позиционирует себя как единственно доступный для абсолютного большинства своих читателей источник информации.
  • 09.06.2004 Веселое имя – печальный финал Народная молва гласит, что во времена обязательного изучения журналистами «Северного рабочего» международного языка эсперанто занятия по выходным, введенные
Комментарии

Гость | 20.04.2011 в 23:47 | ответить0

«поступило в музей» — было передано на временное хранение. Теперь музей отказывается возвращать работы владельцам. Это очень по русски :)

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают