четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 07 июня 2011

Больная совесть наша

Сериал «Достоевский» заставил телезрителей задуматься

На телеэкранах прошёл долгожданный сериал Владимира Хотиненко «Достоевский». Как и следовало ожидать, споров по его поводу уже сегодня более чем достаточно. Больше ругают. И это несмотря на блестящий подбор актёров, среди которых всеобщие любимцы Чулпан Хаматова и Евгений Миронов.

 

автор Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

 

Спорить и в самом деле есть о чём. В советские времена мы видели немало исторических фильмов о судьбах великих мира сего, и, как правило, речь там шла об идеальных героях, рыцарях без страха и упрёка, преимущественно отважных борцах с ненавистным царским режимом или, на худой конец, от этого самого режима пострадавших.

А тут вдруг перед нами далеко не безупречный человек, изрядно мучающий своих близких и мучающийся сам, запутавшийся в своих любовных делах, эпилептик, да ещё и безнадёжный игроман. И он, как его кинопредшественники, пострадал от жестокого режима, хоть и не сказать, что так уж напрасно: заговор-то был, самый что ни на есть антиправительственный, и Достоевский к нему отношение имел. За что и подлежал наказанию. Впрочем, отказать царю в садизме трудно: ведь он заранее предусмотрел эту жуткую пытку, когда осуждённым уже надели на головы мешки, солдаты прицелились, как вдруг является заранее заготовленный курьер с указом об отмене казни. Тут не то что эпилепсию, тут и потерю рассудка приобрести легче лёгкого.

Но дело всё-таки не в этом. Едва ли не впервые великий писатель предстаёт перед нами, что называется, без галстука. Как к этому относиться? Надо ли нам знать о людях такого ранга детали их быта, особенности их характера, их отношений с окружающими, разбираться в их грехах? Вопрос непраздный.

Если задуматься, то мало найдётся великих деятелей культуры, у которых нет «скелета в шкафу». Чаще частого у них были невыносимые характеры, дурные привычки, они были неуживчивы, изводили своих родственников, пили горькую и так далее до бесконечности. За примерами далеко ходить не надо: есть у нас, простите, вопросы и к Пушкину, и к Лермонтову, и к Толстому, и к Некрасову, и к Мусоргскому, и к Есенину. Не будем удлинять список за счёт зарубежных классиков, они ничуть не лучше.

Ну и что? А ничего. Все эти люди были прежде всего людьми, со всеми нашими страстями и пороками. Влюблялись, изменяли жёнам, предавали, бывало, что совершали и совсем уж позорные поступки. Вот только в отличие от нас они ещё и писали великие романы и картины, создавали великую музыку, потрясали своей игрой в театре.

Не следует смешивать две совершенно разные вещи: бытие и сознание, смертного человека с его страстями и исповедуемую им идею. Не одно и то же: коммунизм и коммунисты, христианство и церковь, сам художник и его произведения. Ну вот Гёте гениально изобразил обманутую Фаустом Маргариту, вызвал к ней всеобщее сочувствие, а сам, когда был министром, подписал смертный приговор реальной девушке с точно такой же судьбой. Стал ли образ Маргариты от этого хуже? Просто перед нами фактически два человека – обычный обыватель и творец. Вы можете как угодно относиться к обывателю, но не должны переносить его отрицательные свойства на созданные человеком, носящим то же имя, произведения. «Ах, я не люблю стихи Маяковского, потому что у него были какие-то ненормальные семейные отношения!» Какое ваше дело?

Всё так. Но трудно отделаться от мысли: почему же всё-таки великие творцы нередко люди ущербные? Не потому ли, что талант, а тем более гений – вещь непростая, дающаяся в обмен на душевное спокойствие, на мысль о том, что мир прекрасен и благополучен и не нуждается в крупных переменах. Гении крайне редко, а может быть, и никогда не бывают людьми счастливыми, благополучными, им всегда плохо, потому что они острее, чем большинство из нас, ощущают несовершенство мира – даже если иной раз и не отдают себе в этом отчёт. Не понимают, почему им плохо, и оттого, бывает, совершают не красящие их поступки.

Так что есть, есть разница между обычным человеком и гением, совершившими один и тот же проступок. Понимаю, что мысль эта не всем придётся по душе, а всё-таки буду настаивать: за одно и то же отвечать любому из нас и гению надо по-разному. Другое дело, что разобраться, гений перед нами или просто какой-нибудь пьяный дебошир, не так легко, да и пострадавшему от рук этого человека всё равно, кто причинил ему ущерб. И всё же, и всё же... Не зря Горький назвал Достоевского «больная совесть наша». Вот именно что больная совесть.

В сериале Хотиненко много удачных находок, замечательная игра актёров, прежде всего первого плана, но также и второстепенных. Хороший, достойный ансамбль. Есть и к чему можно придраться. Вероятно, по понятным – финансовым – соображениям жизнь великого писателя дана в виде отрывочных эпизодов, промежуток между которыми не заполнен ничем, отчего логика изменения его характера порой никак не проясняется. Например, напрасно лишь пунктиром показана жизнь на каторге. А ведь именно здесь, через собственное страдание Достоевский стал тем, чем он стал, ибо описать страдание человека может только тот, кто страдал.

Отдельно – о собственно творчестве писателя. Почему об этом так мало? А что вы хотели? Как прикажете показать на экране это самое творчество, таинственный процесс, в котором и сам творец не очень-то разбирается? «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света он малодушно погружён». Ах, если бы можно было увидеть воочию, что происходит в голове творца, когда «божественный глагол до слуха чуткого коснётся»! Иные даже говорят, что перед нами в этот момент появляется вовсе не сам человек, что его пером водит Некто, куда более высокий.

Вот и попробуйте это всё нам показать. Так что не стоит требовать невозможного. Вы не задумывались, отчего у нас до сих пор нет полноценного фильма о Пушкине? Не оттого ли, что написать о Пушкине мог бы только мастер, равный ему? Я бы даже сказал, что сам Пушкин о себе вряд ли бы написал что-нибудь путное, потому что сам творец чаще всего плохо понимает, как у него получается шедевр. Вот его охватывает вдохновение. Все знают, что оно существует. А что это такое?

Так ответим же на самый главный вопрос: если всё сказанное выше – правда, зачем надо было огород городить и ворошить интимные детали жизни великого писателя? Полагаю, что всё же стоило, хотя бы для того, чтобы задуматься о трагической судьбе всех печальников о наших судьбах.

 

Читайте также
  • 28.12.2012 Как режут крылья«Северный край» - давнишний член нашей семьи. Просто не могу представить, как это вдруг я не увижу у себя дома издания, на которое вознамерились
  • 01.12.2012 3 декабря – Международный день инвалидов Дорогие друзья! Международный день инвалидов – особый для каждого человека, этот день – напоминание всем нам о том, что рядом живут люди, которым особенно трудно в жизни.
  • 30.11.2012 Кругосветка гения чистой доброты Трудно сказать, кто автор этого спектакля, поскольку театр – искусство коллективное. А в данном случае счастливо совпали текст Кати Рубиной, режиссура
  • 27.11.2012 Планету – людям! Вот простой ответ на вопрос, почему на земле так много людей: потому что только человек научился выживать едва ли не в любых условиях. Ну да, крокодилы
  • 14.11.2012 Спасибо, Рэм! Сегодня все мы прощаемся с удивительным человеком – Рэмом Александровичем Юстиновым, членом Союза журналистов России, заслуженным работником культуры
  • 31.08.2012 Ростов Великий встречает гостейЭтот день рождения в многовековой жизни города – особый. «С Ростова Великого начиналась история нашей страны, Ростов – это символ
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают