суббота 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 3

вторник, 06 марта 2012

Уж эти ваши кремовые шторы!

«Но, несмотря на все эти события, в столовой, в сущности говоря, прекрасно. Жарко, уютно, кремовые шторы задёрнуты», – как-то так поначалу смотрел на вещи рассказчик в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия», новая телеэкранизация которого прошла на канале «Россия» в минувшие субботу и воскресенье.

 

автор Евгений ЕРМОЛИН, профессор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

 

Событий – и правда немало. И в романе, и на телевидении, и в экранизации, и в жизни. От финальной церемонии премии «Оскар», комментируя которую, Борис Берман на Первом уже из последних сил боролся с активной некомпетентностью двух прекрасных Кать, Стриженовой и Мцитуридзе. От повтора на «Культуре» цикла лекций Юрия Лотмана (всегда невредно). От показанного на НТВ фильма BBC «Путин, Россия и Запад» (Putin, Russia & the West), произвёдшего довольно громкий скандал в политически активной зоне Интернета. До непоказанного там же накануне дня тишины многократно анонсированного фильма «Я, Путин. Портрет»...

Дошло до того, что и показ нового фильма Сергея Снежкина пытались истолковать как жест чуть ли не политический, едва ль не агитационный. Вроде как посмотрят простодушные зрители на рельефно слепленные ужасы войны и революции – и в таком настроении пойдут голосовать... Но фильм не поддаётся ни такому однозначному прочтению, ни вообще адаптации для слишком простых политических целей. К примеру, сам Снежкин, пытаясь намекнуть на идею фильма, цитировал Окуджаву: «Вселенский опыт говорит,// Что погибают царства// Не потому, что тяжек быт// Или страшны мытарства.// А погибают от того (и тем больней, чем дольше),// Что люди царства своего// Не уважают больше»... Означает ли это, что принуждение к уважению может сыграть положительную роль? Сильно сомневаюсь.

Но проблема отчасти в другом. Фильм получился ни о чём вообще. Нет, какое-то отдалённое эхо, конечно, блуждает по пустому смысловому пространству. И кажется, что ты что-то иногда даже слышишь. То ли нечто привычно украинофобское, то ли даже (на радость Никите Михалкову) монархическое. Но во всём этом чего-то главного не хватает. Какого-то живого нерва. Получается, что за без малого сто лет его так надёжно удалили, что уже не болит.

А ведь в 1976 году, когда Владимир Басов снимал телефильм «Дни Турбиных» примерно на том же материале, – казалось, что болело.

Я нашёл на Ютубе сцену из этого фильма, где Турбины с друзьями поют в застолье романс «Белой акации гроздья душистые», – и защемило. Лица какие-то человеческие, и движения сердечных чувств, и чувство взаимной близости. Пусть даже романс не тот, не досоветский, а лишь свободная вариация нашего земляка композитора Баснера на старую тему. Пусть Мягков, Басов и непременный Лановой. Но есть чувство среды, есть ощущение духовной общ­ности, тепла и любви.

А в новой постановке всё это выдуло каким-то злым, напрасным ветром. Сердечность вроде б даже и изображается актёрами – но не считывается, не схватывается душой. Равнодушие, протокольность, актёрские штампы – вот главная беда снежкинской картины. Что-то даже деревянное.

Пусть теперь говорят, что старый фильм Басова – это по сути антисоветский интеллигентский капустник, фига в кармане, и нет в нём ничего другого. Это, во-первых, неполная правда; а во-вторых, хоть что-то наощупь. Хотя, конечно, тогда в фильме и не задумывались о религиозном смысле булгаковского текста, посвящённого по сути метаисторической катастрофе: наступившему концу света. «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи. Мать сказала детям: «Живите». А им придётся мучиться и умирать».

Теперь же мы скорее видим лишь, как известных наших актёров (самых известных! суперзвёздный состав!) каким-то бытом занесло в непонятные для них, неласковые обстоятельства – и они, бедняги, там играют лицом и всячески воспроизводят наработанные навыки игры, за какие полюбились уже широкому зрителю. Но для чего и зачем страдают – бедным непонятно. Возникает ехидное подозрение, что в жизни наших блестящих артистов – от Пореченкова до Бондарчука, от Верника до Дятлова и от Хабенского до Раппопорт – всё довольно гладко, жизнь вообще удалась – а потому им довольно сложно всерьёз отнестись к своим ролям. Они – каждый по-своему – эксплуатируют личное обаяние, актуализируют шлейф сыгранных ролей и отработанных актёрских приёмов, да и только. А ведь говорил им режиссёр на съёмках (цитирую по интервью): «Мне важно, чтобы вы, сытые и успешные артисты, понимали одно: то, что происходит с вашими героями, – катастрофа, с которой вы не знаете, как бороться. Помните: ваш привычный мир в один миг ушёл из-под ног, а идеалы рухнули. Вы растоптаны и растеряны. Вы практически убиты».

В итоге разве что ему удалось лишь напугать одного крайне мужественного с виду артиста. Алексей Серебряков, который сыграл у Снежкина «правильного парня», полковника Най-Турса, невольника чести, жертвенно посвящающего себя родине, – на днях отъехал со всем семейством в Канаду, дав напоследок красноречивое интервью «АиФ»у. Газета дала ему заголовок «Из России я сбежал!» Канада хорошая страна, но выглядит Серебряков в своём интервью жалко. «И вообще я подустал от происходящего в России. Можно сказать, сбежал, не выдержал. Жизнь коротка, и я не могу и не хочу больше ждать, когда народ поумнеет. Я не знаю, сколько мне осталось, но хочу, чтобы мои дети усвоили: мир большой, и жить можно по-другому. Все говорят про деланность западных улыбок, но по мне уж лучше искусственные улыбки, чем искренняя злоба».

Вот что ещё. В фильме все резко и непоправимо постарели. У Булгакова большинство – не старше 25 – 28 лет. Молодые, весёлые, глупые, смелые... Но таких актёров для нас под рукой у режиссёра почти не оказалось. И все получились в среднем лет на 15 старше. Но это вызывает не просто оторопь. Это рождает огромное количество недоуменных вопросов. Какое-то странное видим мы турбинское семейство, где среднего возраста родственники живут вместе, как будто в советской коммуналке, без надежды на улучшение жилищных условий. Притом, что совместная жизнь не так уж их роднит, и дом их холодноват... В этом доме можно и сблевать за праздничным столом. И хозяйка его, естественно, уже красит волосы, потому как молодость её давненько прошла, детей нет, а пожилой муж в отсутствии.

Также какие-то странные в фильме господа офицеры, которые служили-служили, да ничего особенного к довольно зрелым годам не выслужили, остались в малых чинах...

Наконец, некоторая усталость, некоторая траченность жизнью – как это помирить с рассказанной когда-то Булгаковым историей о тревожной, безрассудной и безвозвратной молодости?

Да, были – помните? – времена, когда и 70 лет объявлялись у нас началом человеческого цветения. Но в фильме от возрастной ошибки возникает ощущение инфантильного торможения. Возможно, оно даже правильное – и сигнализирует о реальной проблеме современного человека, который не хочет стареть, не соблазняется зрелостью, не берёт на себя слишком явных обязательств, и вообще по ментальности – вечный подросток. Согласен, это не слишком красиво. Но – не про те времена, когда как раз взрослели быстро, когда нежданным, но неизбежным гостем приходил опыт и требовал поступков.

Правильнее, наверное, этим себя не заморачивать. Так же, как и многими другими деталями, подмеченными остроглазыми зрителями-рецензентами сериала в ЖЖ и других соцсетях рунета. Хотя ряд придуманных режиссёром для украшения фильма сцен откровенно нелепы. Начиная с зачина, в котором юный поэт являет венерологу Турбину свои растрёпанные сифилисом прибамбасы.

А ведь что-то могло получиться, и бюджет был немаленький, и съёмки в Киеве... Да и актёры наши небезнадёжны. Не хватило самого малого: ясного сознания того, за что имеет смысл любить родину. Может быть, автор вот этой реплики и чрезмерно строг, но что-то в ней тоже есть: «Как в бородатом анекдоте про человека, который всё хотел из сворованных с завода деталей собрать швейную машинку, а получался пулемёт, так и тут: хотели Булгакова, получился «Бандитский Петербург». Удручающее зрелище. Ещё один лакмус, показавший катастрофическое падение уровня всего: сценарного ремесла, режиссуры, актёрского мастерства и – общей культуры. Офицеры, дворяне, окончившие классическую русскую гимназию и университет, держатся гопниками. Говорят, как гопники; ходят, как гопники; мимируют, как гопники; рычат, как гопники. О чести, военной выправке, прямой спине, говорящей не просто о хорошей осанке, но о человеческом достоинстве, как-то и вспоминать неловко».

Но что тогда жалеть о пущенных на портянки кремовых шторах? Снявши голову, по волосам не плачут; «нас больше нету, господа», как в стиле трагического ностальжи пела одна шансонетка.

 

Читайте также
  • 20.12.2012 Кино, которое ведёт к храму Эта медаль, учреждённая общественным движением «Россия православная», – награда за общественную деятельность на ниве просвещения,
  • 05.12.2012 Кино опять востребованоВ Переславле-Залесском торжественно открыли новый кинотеатр. И назвали его тоже торжественно – «Оскар».  
  • 01.12.2012 Ему 45 – и он «ягодка» опять! Жители Пошехонского района отметили 45-летний юбилей кинотеатра «Юбилейный», который находится в райцентре  
  • 22.11.2012 «Роман и Франческа»: встреча с Людмилой ГурченкоВ прошлом сезоне абонемента «Кино в лицах знаменитых...» мы показали замечательный музыкальный фильм-сказку «Мама» в честь актрисы-звезды, которая угасла.
  • 15.11.2012 В гостях у «Пошехонского мишутки» Состоялся IV Открытый районный фестиваль анимации и киновидеотворчества «Пошехонский мишутка». В фестивале приняли участие городская студия
  • 27.12.2005 Мастера и МаргаритыЯ хорошо помню времена, когда в вузовских курсах русской литературы «Мастера и Маргариту» нещадно ругали или, в лучшем случае, замалчивали. А сам роман
Комментарии

Гость | 07.03.2012 в 03:05 | ответить0

Серебряков мне понравился, кстати. Пореченков — хорош для вышибалы трактирного, нет в нём тонкости и грусти Басова… Да и на роль белогвардейца-Кайдановского в ремейке «Бриллиантов для диктатуры пролетариата..» он совсем не тянул. Хабенский — внешностью что-то не совсем «белая кость», хотя — старается. Дятлов неплох, но сравните его с Лановым осанкой, манерами — получится приказчик, а Лановой всё-таки очень убедительно сыграл офицера-гвардейца. Вспомните Елену Титовой — ей веришь. Хотя Рапопорт тоже очень старалась, но как-то не верилось в её искренность. А несравненный молодой Ростоцкий, Турбин-младший, а Басилашвили с «крысиными глазами». Ау, где вы, актёры? Это вам не «Улицы разбитых фонарей» играть! Посмотрел — и сразу забыл. Может, действительно, актеры у нас повымирали или совсем разучились фрак носить в перестройку?

 

Гость | 12.03.2012 в 10:23 | ответить0

При всём уважении к Хабенскому — ну не может он играть русских офицеров. И адмиралов. Это всё равно, как если бы Джеки Чан играл например Отелло или дядю Тома.

 

Гость | 08.03.2012 в 02:33 | ответить0

Ага. И Панина — Лариосика!

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают