пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 07 декабря 2006

Оттенки черного и белого

нет фото

Завершились дни польской культуры в Ярославле. Открытие выставки в присутствии посла Республики Польша, просмотр фильмов лучших польских режиссеров, лекция о польском взгляде на Смутное время в истории России – все эти мероприятия придали жизни города дополнительный лоск, скажем так, европейскости. О шумном успехе говорить трудно – все­таки в первый раз со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нужно еще близкое знакомство, тем более что в Ярославле есть польские культурный и религиозный центры. Вот что по этому поводу директор польского культурного центра в Москве Хероним Граля, организатор польских дней, заявил перед своей лекцией в музее истории города:

автор Лидия ГОЛУБЕВА

 

– Не могу в стенах этого музея не отметить, что я очень доволен. Во­первых, наша выставка здесь экспонируется весьма профессионально. С директором и сотрудниками я нашел общий язык уже через две минуты общения. И, что очень важно, местная власть много нам помогает. Надеюсь, что дни Польши станут здесь традиционными. Наконец, я рад, что такой раритетный фильм, как «Нож в воде» – его показывают всего четвертый раз в России, – смогли посмотреть в Ярославле. Конечно, мое счастье было бы полным, если бы народ, даже не зная, что вход бесплатный, пошел в кинотеатр...

Правда, всего за час до этого, когда мы встретили его у музея, гость города буквально кипел. Мы угадали его в мужчине, который парковал авто на набережной, у ворот музея истории Ярославля. Вычислили благодаря гордой шляхет­ской статности, благородным чертам лица и какой­то особой изысканности в одежде. Не в обиду будет сказано, в Ярославле таких элегантных мужчин – раз­два и обчелся.

Едва мы представились, нам пришлось выслушать гневную тираду. Пана Граля возмутило то, к чему мы привыкаем с младых ногтей, – равнодушие и безответственность. Он оплатил показ фильмов четырех гениальных польских режиссеров в кинотеатре «Родина». Полторы недели (!) там никто не мог дать ответ, какие носители будут использованы для демонстрации фильмов. Не было информации, что показ бесплатный! Мало того, пан Граля перед первым сеансом подошел к кассе и спросил, есть ли билеты на польский фильм. Ему ответили: кажется, есть...

Лично мне запомнилась его лекция – о польском взгляде на Смутное время в истории России. Аудитория собралась разношерстная. Пенсионеры, студенты, сотрудники других музеев... Зал был полон. Лектору вручили историческую книгу о Ярославле, где он по­обещал сделать ехидные ляхские замечания. А музей получил одну из книг редактируемого нашим гостем девятитомника об истории России. Хероним Граля – византинист, автор исследований об истории Смуты в России. В подаренном им томе, кстати, не раз упоминается Ярославль.

Уже в начале лекции он делает «ехидное ляхское замечание»: военная история такова, что ни в польских, ни в российских учебниках не увидишь следов поражений, если же проигранные битвы появляются – это итог чьей­то измены.

Основные тезисы доклада: во­первых и на польский взгляд, поход Дмитрия Самозванца – авантюра. Во­вторых, Василий Шуйский своими переговорами со шведами – заклятыми врагами польского короля – дал последнему повод для интервенции. К тому же Сигизмунд III хотел посадить на московский престол королевича Владислава, потомка Рюриковичей, то есть более законного претендента, чем Борис Годунов – «татарин, зять Малюты», это по Пушкину. В-третьих, в западнорусских волостях, по сообщениям старост приграничных польских территорий, ждали польского короля. В­четвертых, это не был поход католиков против православных: среди поляков, стоявших с королевичем Владиславом под стенами Кремля, было много сторонников ортодоксальной религии... В их числе Граля упомянул, увы, и рус­ского воеводу Михаила Шеина – героя 20­месячной обороны Смоленска...

Аудитория рукоплескала. Но особой дискуссии не получилось. Видно, на равных с док­тором истории разговаривать сложновато.

Но если разрешить себе поворчать, то можно заметить: в докладе нечетко выражены тема и идея. Что хотел сказать историк, к чему собраны эти факты – разрозненные во времени, вырванные из контекста Смуты? Да, вначале крестьяне встретили поляков как освободителей от крепостной зависимости. Свободы – после жуткого царствия Ивана Грозного – вначале ждали и знать, и боярские дети. Но потом­то было народное войско Минина и Пожарского! Черту можно подвести отрывком из челобитной от 27 декабря 1608 года гетману Сапеге от жителей Юрьева­Польского: «А мы, государь, от ратных людей и от польских казаков пограблены и церкви Божии разорены, образы ободраны и переколоты и животинишко всякое, лошади и рогатую животину повыгнали, хлебешко все перемолотили и повывезли... А от панов нам прожить не мочно, разве разбрестись, покиня женишка свои и детишка и домишка...»

На вопрос, в чем же цель лекции, сам Граля ответил так:

– Мы должны больше знать о нашем прошлом. Посмотреть на историю Смуты не в черно­белом, каноническом, отражении. История сложнее. Оттенки есть даже у черного. Нель­зя пользоваться устоявшимися клише. Особенно если они столетней свежести и созданы с политической целью. То, что определенные пласты польской и русской истории не учитываются, – это несчастье для общества и несправедливость.

Что ж, Граля много работал над фактами, в том числе и в ярославских архивах. Хвалит коллекцию польских городских и земских книг. У нас находится самая древняя из люблинских городских книг. В российских архивах они оказались во время Первой мировой войны, когда шла эвакуация учреждений и ведомств Российской империи с западных окраин. Наш польский гость не один раз бывал в Ярославле, в том числе и у своих друзей – историков.

А еще есть одна красивая семейная история, ставшая причиной особого отношения пана Граля к Ярославлю. Во время Первой мировой войны тут повенчались его дед и бабка. Прадед руководил здесь военным госпиталем, семья была с ним, в Ярославле. Тогда­то дочка и познакомилась с чиновником польского происхождения, работавшим на железной дороге. Это и были его дед да бабка.

Читайте также
  • 31.01.2013 Ярославские журналисты отметили юбилейСегодня в Ярославле в концертно-зрелищном центре "Миллениум" ярославские журналисты отметили 55-летие Союза журналистов Ярославской области.
  • 20.12.2012 Кино, которое ведёт к храму Эта медаль, учреждённая общественным движением «Россия православная», – награда за общественную деятельность на ниве просвещения,
  • 18.12.2012 Вся правда о Ярославской ГубЧКДвум юбилейным датам – 95-летию образования органов ВЧК (20 декабря 2012 г.) и 95-летию создания Ярославской губернской чрезвычайной комиссии (29 марта 2013 г.
  • 05.12.2012 Кино опять востребованоВ Переславле-Залесском торжественно открыли новый кинотеатр. И назвали его тоже торжественно – «Оскар».  
  • 12.11.2010 О пропавшей библиотеке и письмах Мне позвонил режиссёр съёмочной группы, работающей над созда-нием телевизионного фильма об Александрийской библиотеке, и спросил: не соглашусь ли
  • 03.07.2009 Мальчишка с нашего двораКогда с высоты прожитых лет пытаешься всмотреться в собственное детство, то неизменно сталкиваешься с эффектом переводной картинки: нечёткая вначале, она,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • «Тушите свет!»Главный приз за лучшую программу 1­го эстонско­российского фестиваля видео­творчества детей и молодежи
  • Святые нашей родной земли Завтра Православная церковь празднует Собор Ростово-Ярославских святых, их более двухсот.
  • Космос вдохновил коллекционеровВ музее «Космос», что в Тутаевском муниципальном районе, открылась новая выставка «Вдохновение