суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 05 сентября 2012

Работать, репетировать, играть…..

НАРОДНАЯ АРТИСТКА РОССИИ ТАТЬЯНА БОРИСОВНА ИВАНОВА СЕГОДНЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ

В ее репертуарном листе – свыше 100 ролей. Татьяна Иванова - Лауреат Премии Центрального Федерального округа в области литературы и искусства в номинации "Театральное искусство" за 2005 год, лауреат областной премии имени Федора Волкова в номинации «За заслуги в области театрального искусства».

автор Маргарита ВАНЯШОВА, профессор ЯГТИ.

 

…Воздух был прозрачно-бирюзового цвета, и волосы струились, как водопад, и пахло первы¬ми весенними грозами, и зеленая трава уже про¬бивалась на откосах Волжской набережной. Вес¬на была в самом разгаре. Ее актерская весна, ее молодость, ее первая любовь – первая роль на Волковской сцене - Виктоша в "Сказках старого Арбата" Алексея Арбузова. Она играла рядом самим Ромодановым – легендарный мастер играл Федора Балясникова, художника по изготовлению кукол. В минуты горя и потрясений в дом художника врывалось милое, чудесное создание, способное влюбить в себя даже кукол! В нее влюблялись все! Дом озарялся светом, наполнялся гармонией…

С первых шагов на родной Волковской сцене ей посчастливилось воплощать Юность, Поэзию и Красоту. Крепким здоровьем веяло от ее ге¬роинь, простодушием, граничившим с наивнос¬тью, неизбывным оптимизмом... Успех сопут¬ствовал актрисе в театре еще и потому, что ее собственная натура располагала и притягивала зрителей всеми этими качествами. И еще ей всюду сопутствовала энергия общительности.

Верность Волковской сцене она хранит с са¬мого детства, когда прибегала в театр (где работала старшим администратором мама) и оставалась там допоздна, не пропуская ни одной премьеры. Оттуда, из детских снов пришла ее устремленность к цели.

Внутренняя творческая сила пришла с годами. Должен был перебродить, по¬добно вину в мехах, накопленный жиз¬ненный материал, прежде чем ее героини стали иными, непохожими на прежних. Уходила юность, когда она умела превращать прозу жизни в поэзию. Все чаще актрисе доставались бытовые героини, она привычно играла эти многочисленные роли - редко сердечных, чаще – женщин недобрых, завистливых, алчных, стяжательниц… Её педагогом на курсе была Лидия Яковлевна Макарова, которая сумела передать своей ученице страсть к постижению женской судьбы и характера.

Однако режиссеры сумели рассмотреть в Татьяне Ивановой вовсе не быт. Иванову охотно занимали в своих спектаклях и Владимир Боголепов, и Сергей Яшин, и Владимир Воронцов, Сергей Таюшев, Александр Цодиков, Александр Кузин, выводя актрису за пределы бытовой сферы.

Преодолев стихию быта, актриса перешла к балагану, яркой лубочности, клоунаде (Матрена в "Горячем сердце", Манефа в "Мудреце", Гурмыжская в "Лесе" Островского, тетка Чарлея в одноименной пьесе) и, что закономерно, к граничащей с балаганом резкой трагедийности. Спектакли с участием Татьяны Ивановой становились событиями. Медея по пьесе Людмилы Разумовской, мисс Уайр ("Вье карре" Теннеси Уильямса), Екатерина Первая в"Детоубийце" Фридриха Горенштейна - актриса обретала но¬вый облик, новое видение мира как "железного театра", где неизбежны и мрач¬ные бездны, и циничный смех, и судороги боли... Особенно удается Татьяне Ивановой театр Островского, с многоликостью и многогранностью женских образов.

Гротескно-иронично была сыграна ею Матрена в "Горячем сердце" Островского, красавица-купчиха, словно сошедшая с полотна Кустодиева. Склонность Ивановой к парадоксальным сценическим ходам прекрасно понял и воплотил режиссер Александр Кузин, поручив ей в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» роль вещуньи и шарлатанки-мошенницы Манефы.

В ее Гурмыжской ("Лес" Островского, постановка Вадима Романова) оживала тоска по неутоленной любви и бунтарство, мощная сила характера, неожиданно и парадоксально утверждающего жизнь. Появившись на сце¬не, Гурмыжская спешила заранее сооб¬щить о своем прощании с жиз¬нью. Она была погружена в глубокий траур, как позднее вдовушка с ямочками на щеках Попова в чеховском водевиле "Медведь". Но траур театрален, и зрители понимают, что Гурмыжская держит собственный театр с декорациями и приватизированным героем-лю¬бовником Алексисом Булановым. Траур исчезает, Гурмыж¬ская юнеет и цветет. И... переигрывает господ комедиантов, чьи нравственные проповеди оказались вдруг навязчивыми и хрестоматийными.

В "Бешеных деньгах" Надежда Чебоксарова - Татьяна Иванова – становилась главной движущей силой комедии. Игра крупным планом, многоговорящими смысловыми деталями, с безупречным искусством слова создавали переливчатую сюиту жизни на сцене. Столичная критика ("Культура", "Театральная жизнь", "Версты") единодушно и высоко оценила уровень мастерства, проявленного Татьяной Ивановой на московских гастролях волковцев, отметив виртуозное исполнение ролей, современность звучания, острые социальные акценты образа.

Ее Городничиха в "Ревизоре" поразила зрителей не только у нас, но и в Японии, США, Египте, Бразилии своей забавной маловменяемостью и страстью купаться в нирване удовольствий, чаемых и желанных. Вот квартальные выкатывают на вешалах коллекцию нарядов мамочки и дочки, зарываясь с ушами в женские платья, пеньюары... Вот уши дочки (и квартальных тож!) становятся пунцовыми после откровений Анны Андреевны про корзину с перепелами, на дне которой лежал ее любовник.

Обоюдная ревность мамы и дочки к Хлестакову, дамские слезы, восторги, и - коронная фразы Анны Андреевны в неглиже, обуздывающей дочерние порывы примером собственной нравственности: «Перед тобою мать твоя!» (где два последних слова читались как угроза дочери и ругательство). Как умилённо Городничий – Владимир Солопов и Анна Андреевна - Татьяна Иванова - принимали поздравления с будущим браком дочери и Хлестакова! Как размечтались о счастье! Увы, всё сон, всё мираж, всё не то, что кажется…

Надо сказать, что актрисе нужны режиссёры, которые смогут отбросить прочь риторику, увидеть и воплотить её способность к неожиданной характерности, изломам судьбы, дать некий "сдвинутый" сюжет жизни…

Свой юбилей Татьяна Борисовна, наверное, впервые не отмечает бенефисом. В последнее время на роли ей, что говорится, не везет. Из ролей – мать Георгия Стибелева в "Екатерине Ивановне", сыгранная в привычном бытовом ключе. Между тем, энергия творчества, желание играть живут в ней, подспудно заявляют о себе и остаются до поры нереализованными. Хочется верить, что лишь до поры… Ведь нельзя же жить исключительно воспоминаниями…

Она бережет в своем архи¬ве письма зрителей, хранит фотографии, что всего дороже сердцу, перечитывает надписи на программках. Вот некоторые из них.

 

Татьяне ИВАНОВОЙ:

Будет что вспомнить! Я все время ощущал Ваше та¬кое неистовое, такое бурное желание работать! репети¬ровать! играть! Это нельзя назвать любовью к роли - это страсть! Виват! С премье¬рой!

Владимир Воронцов. ("Вье карре" Т. Уильямса).

 

Дорогая Татьяна Борисовна!

С серьезной, достойной актерской удачей!

Наш "заплыв" увенчался твердью, и я желаю Вам всегда иметь в ро¬лях твердую почву под нога¬ми! Вы обладаете прекрас¬ным актерским дарованием и, что не менее прекрасно, спо¬собностью «принадлежать» режиссеру, растворяться в замысле спектакля. При Ва¬шей работоспособности это не может не приносить худо¬жественных результатов!

Искренне Ваш, с уважением, режиссер спектакля "Медея" А. Цодиков.

 

А вот письмо удивитель¬ной зрительницы, преданной театру и обладающей подлин¬ным талантом сопереживания увиденному.

 

Дорогая, любимая Актриса!

До сих пор не могу прий¬ти в себя после увиденного спектакля. Господи, какая ог¬ромная лавина чувств нахлы¬нула на меня! И совсем забы¬ла, где я: я совсем не чувство¬вала, что рядом со мной кто-то сидит, потому что вся ушла туда, во "Вье каре", в Старый квартал, в дом, где разбиваются сердца его обитателей. Я внимала происходящему все¬ми клеточками души, меня всю трясло и било, и оттого было нестерпимо больно. Ваша мисс Уайр - разная. О, какая Вы гневная, словно фу¬рия, когда собираетесь об¬лить кипятком жильцов ниж¬него этажа. О, какая Вы ли¬цемерно-сердобольная, когда наливаете супчик в миски для бедных старушек. Жалость, сарказм, благородство, смешанное с издёвкой… И какая неизбывная нежность, когда Вы поете колыбельную своему воображаемому сыночку, Тиму. Как огромная птица своим крылом, Вы хотите защитить ребенка от бурь и невзгод страшного мира и согреть его своим теплом.

Читайте также
  • 10.01.2013 Бондарева ушла на заслуженный отдых Татьяна Владимировна Бондарева стала уполномоченным по правам ребенка в Ярославской области в 2011 году.  В конце прошлого  года она покинула этот пост и вышла на пенсию.
  • 26.12.2012 От добрых дел тепло и в стужу В самую стужу, с утра в понедельник, Любим не мог похвастать наличием горожан на улицах. Пожалуй, только гости из Ярославля оживляли тихий, заиндевевший город.
  • 26.12.2012 «Есть женщины в русских селеньях» Взгляните на это лицо. Лицо Шуры в спектакле Волковского театра «Бабаня». Играет её Галина Ефанова. Русский философ Василий Розанов как-то
  • 22.05.2008 «Не мучайте себя разочарованиями»Сегодня академический театр драмы имени Фёдора Волкова отмечает 35-летие сценической деятельности и 55-летие со дня рождения заслуженной артист­ки России
  • 02.12.2005 Работнице и королевеЗаслуженная артистка России Татьяна Иванова, ведущая актриса Российского академического театра драмы имени Федора Волкова, – лауреат премии Центрального
  • 28.11.2003 Лестница, которая не кончается Худенькая, нерешительная девочка с распущенными пушистыми волосами, спадающими почти до пояса, поднимается по большой лестнице, ведущей в театральное училище.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают