пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 25 января 2007

Нематериальная сущность материального, или Шерше ля фам

нет фото

Редкий вернисаж становится причиной столь насыщенной концентрации всей ярославской прессы в одном­единственном выставочном зале (небывалый случай в принципе), как прошедшая накануне в художественном музее презентация живопи­си московской художницы Светланы Семеновой­Левадной.

автор Лариса ДРАЧ

 

Только не бороздите морщинами лоб и не бормочите нечто приличествующее случаю типа «да­да, я что­то подобное припоминаю, видел... вот только где? Когда?». Ответ будет лаконичен: нигде и никогда ничего подобного вы не видели, если только вы не являетесь фанатичным исследователем современного искусства, фиксирующим в памяти появление на небосклоне арт­простран­ства любого нового имени. А Светлана Семенова­Левадная – действительно новое для нас имя.

– Со Светланой мы познакомились на всероссийском фестивале «Интермузей», – рассказывает сотрудник ЯХМ Марина Полывяная. – Внушительное портфолио художницы и, разумеется, ее интересные работы сразу привлекли наше внимание.

Светлана же в свою очередь была наслышана о том, как активно Ярославский художественный музей представляет в своих выставочных залах проекты мастеров современного искусства, и мечтала сделать выставку именно здесь, в Губернаторском доме. (Реверанс в адрес куратора всех самых невозможных арт­проектов Ирины Реховских – не будь ее, не видать нам актуального искусства как подлинников импрессионистов в собственных домашних коллекциях.)

– Я очарована городом и тем приемом, который мне здесь оказали, – поделилась впечатлениями гостья. – Это большая честь для любого современного художника, когда музей такого уровня, как Ярославский художественный, организует выставки актуального искусства в залах, буквально через стенку соседствующие с живописью XIX века.

Восторженные отзывы художницы о приеме оказались неголословны (уж простите мою меркантильность после столь возвышенно­духовного пассажа): одну из своих картин – «Три женщины» – Светлана презентовала принимающей стороне.

Выставка, которую представляет Светлана Семенова­Левадная, называется многообещающе загадочно: «ВЕЩИ­ДУШИ». Поскольку нет более неблагодарной затеи, чем попытка пересказать содержание художественной выставки или симфонического концерта, не стану умничать и я, однако со стопроцентной уверенностью могу сказать, что поклонникам живописи Шишкина на данном вернисаже делать нечего.

Искусствовед Ирина Реховских, куратор проекта, утверждает, что произведения этой художницы рассчитаны на длительное общение тет­а­тет: «медитативные произведения, наполненные внутренним монологом, оставляют обширное поле интерпретаций для зрителя». То есть каждый зритель созерцает и воспринимает выставленные холсты исключительно в меру своей интеллектуальной продвинутости, а если в голове того зрителя навязчивым дятлом стучит вопрос «а что, собственно, здесь изображено?», то ему, бедному, показана релаксация у картин вышеупомянутого художника Шишкина. «Утро в сосновом бору» отлично подойдет для этой цели.

– Ну не надо во всем искать какой­то потаенный смысл! – восклицает другой сотрудник музея, искусствовед Татьяна Кравчук. – Искусство имеет право быть просто красивым.

На счет красоты – не скажу, но то, что нестандартная жи­вопись Светланы Семеновой­Левадной буквально впечатывается в память даже вопреки твоему собственному желанию – это абсолютно точно. Завораживает раскованное взаимоотношение автора с цветовой палитрой: ее картины точно источают цветной туман, в котором утопают примитивные деревца, нарочито по­детски намалеванные цветы и обнаженные жен­ские фигурки с прозрачными слюдяными стрекозиными крылышками. Художница утверждает, что «женщина – это удобный, гибкий образ для универсального отображения мысли, эмоции, метаморфоз человеческой жизни». Стало быть, душа каждой существующей в мире вещи и есть та самая невесомая дюймовочка­стрекозка с эльфийски вытянутыми к вискам глазами? А может быть, нематериальная сущность материального выглядит как сочный, в рубенсовском вкусе, женский силуэт? Или чем плоха зеленая, точно царевна­лягушка, особа, провоцирующая зрителя алыми клубничками губ и обнаженных грудей?

Вопросы – есть, ответов – нет. По крайней мере у меня. А вот специалисты по актуальному искусству считают, что «молчание произведений художницы о многом говорит каждому из нас». Словом, всюду загадка. Однако без профессиональных комментариев ясно, что художница не пытается во что бы то ни стало быть востребованной и современной; она намеренно выбрала самостоятельный путь познания этого мира и поиск своего места в нем, а эта авторская позиция не может не вызывать уважения даже в том случае, если собственно живопись не произвела на вас должного впечатления.

Читайте также
  • 15.01.2013 Светлана Лягушева стала депутатом областной Думы Избирательная комиссия Ярославской области зарегистрировала в качестве депутата областной думы пятого созыва председателя регионального отделения «Российского
  • 26.12.2012 Теперь картины можно и послушать Ярославскому художественному музею исполнилось 93 года, хотя собственно коллекции уже исполнилось сто лет.  
  • 19.12.2012 Цветы и женщины Ирины ФлоринскойИрина Флоринская – художник, хорошо известный как в Ярославской области, так и далеко за её пределами. А тем, кто ещё незнаком с её творчеством (хотя
  • 19.12.2012 Шерстяной импрессионизм В Рыбинском музее-заповеднике проходит персональная выставка Любови Хитьковой, которая вместо красок и кисти использует… шерстяные нитки.
  • 22.01.2009 Не пугайтесь – это глюки Жили-были на берегу Невы… Впрочем, почему это «жили-были»? Они и сейчас там живут. В общем, речь пойдёт о двух петербургских художницах
  • 08.10.2005 Заслуженная благодарностьКоллективу школы искусств имени Собинова в день своего рождения Президент России направил благодарность – «За заслуги в развитии музыкального искусства и образования».
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают