– Олег Васильевич, сегодня, когда под вашим руководством «Шинник» провел длительный сбор, вы уже, наверное, можете сказать, насколько ваши ожидания совпали с представлениями о команде.
– Потенциал «Шинника» я представлял себе еще до того, как согласился работать в Ярославле. Иначе не было смысла вообще чтолибо здесь затевать.
– Вас устроила мотивация футболистов, работавших на сборе?
– Ну, скажем так, дисциплинарных мер воздействия по отношению к игрокам мне применять не приходилось. Конечно, им было непросто в смысле психологическом: приспосабливаться к новым требованиям в середине сезона всегда тяжело. Но ничего, понемногу срабатывались, притирались друг к другу...
– Новые требования подразумевают иное отношение к дисциплине или принципиальное изменение отношения к построению игры?
– Тут однозначно не ответишь. Конечно, мы отработали несколько новых тактических схем, но ведь этим на сборах игроки занимаются постоянно, независимо от смены тренера. Всегда приходится искать чтото новое.
– «Шинник» попрежнему будет искать счастья в зонном построении игры?
– А это, знаете, продолжение предыдущего вопроса. Конечно, «зона» попрежнему актуальна, сегодня весь мир так играет. Но если общие принципы построения игры в этой системе одинаковы, то трактовки деталей отличаются, порой весьма серьезно. Поэтому футболистам приходится очень многое переосмысливать.
– Чемпионат Европы, изза которого, собственно, и возникла эта самая пауза в нашем национальном чемпионате, помог вам и футболистам в процессе переосмысления?
– А я не увидел на чемпионате чегото принципиально нового в смысле тактики или техники. Явно бросилось в глаза другое: все большую роль для достижения результата играют жесткая организация и высокая игровая дисциплина. Подбор игроков в сборной Латвии не шел ни в какое сравнение с подбором игроков российской команды. Но латыши произвели на всю Европу впечатление куда более цельное, чем россияне. Да и немцев они из чемпионата выбили. Греки, тоже не обладающие ни единой звездой европейского уровня, дошли до полуфинала (наша беседа была накануне матча Греция – Чехия. – Авт.). Вот это я считаю хорошей школой именно для нас, для «Шинника». Организация и дисциплина вполне способны компенсировать отсутствие ярких звезд в составе.
– На сборах вы занимались не только тренировочной, но и селекционной работой. Как вы оцениваете ее результаты?
– Не особенно высоко. Мы фактически поработали с тремя игроками: украинским нападающим Васильевыммладшим, украинским же защитником Старостяком и Яагером – игроком задней линии из сборной Эстонии. Кстати, Васильев был у нас на первом сборе в Ярославле. Как минимум еще двоих игроков мы собираемся просмотреть до возобновления чемпионата. Конечно, им придется играть «с листа», что не особенно хорошо. Еще не нужно забывать, что игроки, вернувшиеся в строй после травм, далеки не только от идеальных, но и нормальных игровых кондиций.
– Селекционная работа была направлена скорее на результат или на перспективу?
– А я здесь не вижу противоречий. Если игрок приглашен в команду премьерлиги, он уже должен быть профессионалом высокого уровня, невзирая на возраст. К сожалению, не все молодые игроки понимают принципы зонного построения игры. В этом, кстати, есть большая доля вины тренеров групп подготовки. Буквально вчера я смотрел матчи детских команд «Шинника» на искусственном поле – практически все играют с задним защитником. И кого мы таким образом готовим? Игроков, которых впоследствии нужно будет переучивать? Научить мальчишку правильно понимать игру сразу гораздо проще и эффективнее, чем потом чтото ломать у уже сложившегося и практически взрослого игрока.
– В этом смысле просто напрашивается вопрос о состоянии дел в дубле. Насколько оно вас устраивает?
– Дубльто как раз перестраивается. С приходом Бушманова концепция игры наших дублеров практически совпала с принципами построения игры в основной команде. И это правильно, потому что дубль и основная команда – единый организм. Мы должны давать игровую практику футболистам, восстанавливающимся после травм и болезней, на их место у нас всегда должен быть дублер, способный сразу занять свое место на поле и отработать на нем с максимальной эффективностью. То есть принципы построения игры должны быть не просто схожими, а полностью идентичными.
– Современный клуб – это не только тренеры и футболисты. Это еще и довольно большая бригада людей, обеспечивающих тренировочный процесс – от врача и массажиста до водителя и охранника. Насколько их квалификация соответствует уровню клуба премьерлиги?
– Полностью соответствует. Здесь работают профессионалы. Конечно, не мешало бы еще одного медика в команду, но здесь вопрос не квалификации уже имеющего персонала, а требований к современной медицине, особенно спортивной. Сегодня медицина превратилась из ремесла в отрасль высоких технологий, где одних только компьютерных программ больше, чем в былые времена – препаратов. Будь ты хоть семи пядей во лбу, за всем сразу уследить невозможно.
– Вернемся к вашей работе на сборах. Пока вы готовились к оставшейся части чемпионата, в Ярославле кипели страсти вокруг финансирования «Шинника». Какието отзвуки этих баталий долетали до Словакии?
– Да, периодически мы получали какуюто информацию об обстановке в области вокруг клуба и спорта вообще, порой весьма противоречивую. Но руководство клуба изначально заняло принципиальную позицию: как бы вопрос в кулуарах ни решился, клуб будет существовать, а команда – играть. Это позволило сохранить рабочую атмосферу в команде.
Беседовал Анатолий КОНОНЕЦ.