А мне вспоминается, как несколько лет назад в Ярославле была принята попытка убрать с Красной площади памятник В. И. Ленину. Бывший председатель общества «Мемориал» на областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий вышел с предложением о его ликвидации. Тогда областная комиссия отклонила его просьбу, мотивируя это тем, что решение подобного рода вопросов не входит в компетенцию комиссии. Прерогатива такового действа – за городскими властями.
Монумент вождю, установленный в 1939 году по проекту скульптура В. В. Козлова, является памятником культурного наследия регионального значения и защищён государством. Чтобы демонтировать его, необходимо признать, что этот памятник не является произведением монументального искусства. А это уже сделать не так-то легко. Истинно художественные произведения не подчиняются никакой политической конъюнктуре.
За период советской власти Ярославль лишился многих и многих замечательных творений мысли и рук человеческих, начиная с изъятия неугодной, по мнению большевиков, литературы. Было уничтожено множество архитектурных памятников прошлого, создававшихся «расторопными ярославскими мужичками». До 1933 года на месте памятника вождю стояла церковь Симеона Столпника, украшавшая вид древнего волжского города. И площадь называлась не Красной, а Семёновской, по наименованию возвышавшегося здесь храма.
В былые времена вокруг церквей, как правило, находились кладбища. Помнится, когда строилось здание облсовпрофа по улице Свободы, то на задворках стройки, близ церкви Владимирской Богоматери на Божедомке, ещё высились бугорки захоронений умерших без отпущения грехов. С расширением города могилы исчезали и не только в советское, но и в дореволюционное время. Красивейшая Ильинская площадь, ныне Советская, в далёком прошлом также была местом погребения. Понимая пагубность исторической традиции устраивать захоронения близ всех церквей, императрица Екатерина II издала указ о постройке «специальных» храмов, удалённых от городской черты. Таким храмом в Ярославле является, например, церковь Святого Леонтия, что находится у железнодорожного вокзала Ярославль-Главный, на Всполье.
Когда на Советской площади проходят различного рода праздники, нам и в голову не приходит возмущаться, что эти действа фактически устраиваются «на костях» давно умерших горожан. А вот с Красной площадью Москвы происходят «чудеса». Лидеры ряда партийных, общественных и религиозных организаций практически ежегодно поднимают вопрос о ликвидации здешнего пантеона. По их мнению, несподобно, богохульно проводить концерты и другие мероприятия на Красной площади, когда рядом находятся усыпальница В. И. Ленина, у Кремлёвской стены – захоронения, а в древних стенах замурованы урны с прахом видных коммунистических и государственных деятелей СССР. Звучат голоса о необходимости вынесения тела Ильича из Мавзолея и предании его по христианскому обычаю земле. Вождя, не верившего ни в чёрта, ни в Бога! Заодно предлагается убрать и «намозолившие глаза» захоронения и урны с прахом.
Допустим, будет принято решение вынести тело В. И. Ленина из Мавзолея и по-христиански предать «антихриста» земле. Но где? В Москве, на «правительственном» кладбище Ново-Девичьего монастыря? Или, быть может, на менее «элитном» Ваганьковском? Иль на Востриковском? А может, в Санкт-Петербурге, где собирались захоронить Ильича родственники? Или отвезём его в Ульяновск, где вождь когда-то родился?
А на какие кладбища отправлять останки деятелей коммунистической партии и советского государства, международного рабочего движения, выдающихся учёных, писателей, космонавтов, журналистов, наконец, маршалов Победы в Великой Отечественной войне? Назову лишь некоторые фамилии: Сталин, Киров, Брежнев, Курчатов, Королёв, Горький, Чкалов, Гагарин, Жуков, Рокоссовский. В пантеоне покоится и прах наших земляков: маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина, генерала А. С. Щербакова, воздухоплавателя И. Д. Усыскина. Здесь же и бывший главный обвинитель так называемых врагов народа в годы жутких сталинских репрессий 30-х годов А. Я. Вышинский. Так по какому «ранжиру» их перезахоранивать? Неужели мы уподобимся эстонцам, перенёсшим бронзовый памятник советскому солдату, а с ним и останки воинов, освободивших Европу от коричневой чумы, пусть даже на воинское кладбище? Это ведь тоже символ советского государства, правопреемником которого стала Россия.
Но вернёмся в Ярославль. Не настанет ли черёд призывать к сносу гранитного обелиска на площади Челюскинцев, под которым в братской могиле покоятся останки погибших красноармейцев, подавлявших ярославское белогвардейское восстание в 1918 году? Он тоже находится в центре города близ церкви Ильи Пророка.
Как бы кто ни хотел, но это памятники нашей истории, изменить которую невозможно, и разрушать то, что сделано было предыдущими поколениями – это кощунственно. Не иначе как по-большевистски. Не стоит уподобляться Иванам, не помнящим родства!
PS
От редакции. Предлагаем всем, кого затронули изложенные в этой статье выводы, высказать свои мысли на страницах «Северного края». Ждём ваших писем.