среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 22 апреля 2008

Альтернатива есть

В мире, где больше всего ценится возможность свободного выбора, телевидение предоставляет пока что в основном только имитацию такового. Бродишь в прайм-тайм с пультом с канала на канал – а там всё те же незатейливые зрелища, в основном для… не будем говорить – слабоумных, скажем – маловзыскательных зрителей. Расслабляющий эффект ТВ уже действует так сильно, что иной рядовой завсегдатай не в силах посмотреть от начала до конца кинофильм с телеэкрана. Ему трудно. Да и обильные рекламные вставки парализуют внимание. Характерные признания я нашёл у одного из блоггеров в инете. Он пишет: «Жизнь в телевизоре, которую мне удаётся наблюдать, делится на несколько частей. Кинофильмы я смотрю редко, потому что кино надо сидеть и смотреть, а этого с теликом я не делаю вообще никогда, не считая DVD… Первая часть – это новости. Причём лучше всего криминальные, в них больше правды. Ещё можно смотреть происшествия, это когда что-то падает, будь то самолёт, автобус или крыша. Остальные новости чётко подразделяются на то, как нам хорошо стало в России жить (сюда же входят отдельные недостатки), и на то, какие все вокруг нас (России) плохиши… Вторая часть – это «Менты». Они идут целый день по разным каналам с разными названиями («опера», «хроники», «литейные», «фонари»), но с одинаковыми лицами. Причём иногда одновременно. Поэтому даже не стоит разбираться, в каком звании на данный момент Дукалис, где всё происходит, главное – ба! знакомые всё лица!.. Третья часть – Гена. Если кто не знает, кто это такой, то лучше и не надо. Тоже идёт весь день. Меня он чем-то подкупает, даже затрудняюсь определить. Может быть, в чём-то себя узнаю... Ещё одна часть – «Дом-2». Я знаю, что его смотреть не стоит, но это детям. Мне можно. Тем более что я его тоже не смотрю, но в курсе быть надо...»

автор Евгений ЕРМОЛИН

 

Нетривиальное имеет на ТВ мало шансов. Я уже писал про команду КВН «Федор Двинятин», на минувшей неделе опять вызвавшую маленький ураган обсуждений в Сети. А сегодня – несколько слов о проекте, который идет к зрителю страшно трудно.

«Саша и Сирожа». Два телеперсонажа, смешных парня с накладными носами из папье-маше. Это авторский продукт, акция в стиле словесной импровизации, вербальный джаз, где исполнители пасуют друг другу общую тему. То, что иногда обозначают на жаргоне как «гон» или «телега». Одно из любимых развлечений богемных компаний превратилось в успешный телепродукт.

Белорусские чудаки, деревенские простаки-шуты, напоминающие когдатошних цирковых коверных, которые на вечернем представлении обшучивали все, что случилось в нашем городке за день. Они по-простому рассказывают о сложных явлениях жизни. Рассуждают «на трасянке» на глобальные темы: спорт, телевидение, реклама, творчество, любовь… Здесь зрителю выдается лицензия на бестолковость. Как говорится, нам возвращают наш портрет. И он нам льстит. Мы ему нравимся.

Вот два мужичка с соседней скамейки в минском дворике. Выкурили по «приме», ударили по пивку и, как водится, потянуло на разговоры. Речи путаные, сбивчивые, нередко бестолковые, демонстративно полуграмотные. Но незлобивые и занятные. А потому – свойские. И уже поэтому составлявшие альтернативу парадному официозу, расцветающему в масс-медиа соседнего государства.

Душа просит тихого слова и беседы «за жизнь». Саша с Сирожей этой потребности вполне отвечают. Саша и Сирожа – неправильные герои. И неправильно писать «Сирожа». Но так говорят на улицах. Они – герои не для митингов, а для улиц. Как писал один минский критик, «Саша и Сирожа» – это про нас. И для нас. Да, пока мы действительно такие: сентиментальные, легковерные, говорливые и ленивые. Посмотри в это зеркало и подумай. Стать другими – это уже задание на завтра».

Создатели проекта – художник Алексей Хацкевич («Хацон») и лидер группы «Ляпис Трубецкой» Сергей Михалок – дебютировали в 2002 году на «Первом музыкальном» канале в Минске, с программой «Достань звезду» погостили на первом канале белорусского телевидения... Но вскоре исчезли с экранов. Сами артисты уверяют, что причиной тому – эстетические разногласия с руководством тамошнего ТВ. Но разнузданные журналисты разнесли по миру весть, что проект был запрещен после того, как однажды Сашу и Сирожу показали в России: в передаче «Вести недели» на телеканале «Россия». Их местные, белорусские шутки сразу резко и окончательно разонравились на родине героев.

Да и какому маленькому тирану понравятся такие, например, озвученные «Россией» перлы: «Идеология – это хорошо, потому что люди будут знать, что им думать. А самим думать лень, самим думать не интересно. А так тебе сказали – с этими дружим, с этими нет. Хоккей – хорошо, кёрлинг не катит»… «Они преподают конформизм. Не знаешь, что это такое? Это когда коровы у нас пасутся, знаешь, на чём они держатся? На конформизме. Одну гонишь, и тогда все туда бегут. А так бы было: одна – воды попить, другая – снега поесть, и мы бы их не собрали. А у них есть идеология!»

С тех пор Саша и Сирожа предъявляют свой юмор закаленному свободой украинскому зрителю и слушателю, иногда российскому, на Первом канале. Выпускают альбомы и программы на DVD. В Интернете и бумажной прессе публикуются злободневные комиксы с их участием. К тому же Саша и Сирожа выступают живьем с программой песен и смешных интермедий, с лекциями на заданную тему (например, «Лекция о пользе алкоголя в период кризиса среднего возраста»), практикуют конферанс. В общем, они состоялись. Только всё-таки по минимуму – для телезрителя. И не у себя в стране.

В этом году они даже открыли в Интернете собственный телеканал – «СаСи.ТВ». Слоган телеканала – «Независимое сатирическое антителевидение, вещающее за гранью дозволенного». Заработал сайт, на котором ежедневно появляются новые материалы, доступные и в режиме трансляции, и в режиме просмотра отдельных передач. В их числе – раритетное архивное видео, мультфильмы, клипы, самый странный в мире гороскоп, выпуски телепередачи «Калыханка», выходившие на Украине, а также новости, ежедневно снимаемые специально для «СаСи.ТВ». По словам Михалка, он недолюбливал Интернет – «но в определённый момент понял, что это – единственная и, главное, доступная любому человеку возможность напрямую донести свои мысли до большой аудитории. Здесь нет ни программных директоров, ни продюсеров, ни худсоветов».

В России тоже есть опыты создания альтернативного ТВ в Интернете. Например, на сайте журнала «The new Times». Или на «Гранях.Ру». Но отечественных Саши и Сирожи (точнее, телегероев, ответивших широким общественным ожиданиям) у нас нет. Почему? Может быть, мы уже потеряли вообще интерес к разговору о жизни с философическим оттенком?.. Однако в теории ТВ в Интернете – штука перспективная. Именно благодаря изобилию тех возможностей, которые оно сулит. К тому же и близящийся переход на цифровое ТВ откроет для зрителя новые возможности.

А пока что неделя на ТВ получилась тихая. Скандальный сюжет о замужестве гимнастки Кабаевой прошёл здесь едва-едва. Бурное обсуждение «Груза-200» потихоньку угасло, хотя неделю назад экстатические реакции на этот фильм Алексея Балабанова, показанные в виде какой-то идеологической диверсии в передаче Гордона, дали знак: не только отдельно взятые интеллектуалы-отщепенцы, но и вполне простые люди не потеряли иногда способности размышлять о времени и о себе, о своей стране… Так что в самые последние дни снова лучше получалось вспоминать о прошлом и хуже – говорить о настоящем.

Вспоминал и я, и кульминацией стал впервые увиденный когда-то в молодости фильм Висконти «Рокко и его братья» на «Культуре». Итальянская киноверсия романа Достоевского «Идиот», далеко ушедшая от первоисточника, но сохранившая от него главное – тему бесконечной жертвы, которую юный герой Алена Делона приносит ради близких. Вспоминал я и показ этой ленты ещё в советские времена, если мне не изменила память, во Дворце культуры железнодорожников, куда стеклась вся тогдашняя «прогрессивная общественность»… Ведь было такое время, когда или к Нине Юстиновой, или в «Парус», или ещё куда-то приходили, чтоб увидеть настоящее. И видели: настоящее!..

Читайте также
  • 15.01.2013 Что стучится в дверь ко мне? Простите за банальное начало, но я всё-таки скажу, что жить на свете интересно. Каждый день приносит что-то новое и часто неожиданное. Но этого
  • 11.01.2013 Система и её ценности Концы и начала – года, жизненного цикла, телевизионного проекта – по самому факту своего осуществ­ления предполагают возникновение
  • 29.12.2012 Дед Мороз исполняет желания Разыграть шахматную партию с Шалтаем-Болтаем и помочь Алисе из Белой Пешки превратиться в Королеву – вот что предстоит мальчишкам и девчонкам, пришедшим
  • 25.12.2012 Узнаю я их по голосамЕсть какая-то, не побоюсь этого слова, метафизическая неизбежность в том, что Россия беспечно поёт сегодня женским голосом. Пятничным вечером состоялся
  • 20.12.2012 Бабушка рядышком с дедушкой дружно сидят в Интернете Пятничным вечером у посетителей торгово-развлекательного центра «Ярославский Вернисаж» был повод для удивления: вооружившись ноутбуками, посреди
  • 21.11.2012 Трудолюбие с криминальным уклономВ одном из судов Ярославля сейчас слушается дело, пожалуй, своего рода уникальное. На скамье подсудимых находится Григорий Пущаенко, специалист по монтажу
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Десять счастливчиковДесяти молодым угличским семьям в торжественной обстановке вручены сертификаты на получение жилищных
  • Журналистов знакомые лица«Белый дом» как последняя цитадель советской власти». Номер «Северного края» от 6 октября 1993 года с
  • Пассажиры под прицеломНе так давно довелось вечером ехать в Брагино в трамвае седьмого маршрута. В салоне было довольно много