пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 30 мая 2008

Папа, папа, наши сети притащили...

нет фото

Не каждый день такое случается на Советской площади в городе Ярославле, в здании правительства области. Сразу 11 представителей органов местной исполнительной власти, 6 федеральных чиновников, директора 14 предприятий и 19 бизнесменов от торговли сошлись для разговора. И получился он очень и очень серьёзный и даже где-то тяжёлый, потому что торговцы были не простые, а золотые. Сетевики, они же ритейлеры. Представители «Ярослав­ских магазинов», «Реала», «Копейки», «Вестера», «Перекрёстка», «Лотоса-М»... Можно сказать, судьба решалась.

автор Людмила НЕЙБЕРГ

 

НЕ ОДНИМ СТОЛИЦАМ СЧАСТЬЕ!

Как красив западный (успешно перенятый Москвой) образ жизни! Вот герой нашего времени (далее – ГНВ) – усталый после рабочей недели бизнесмен. С ним – жена-блондинка и весёлые, как в рекламе, дети. Ярким субботним днём подруливают они на своём сверкающем авто к громадному стеклянно-бетонному параллелепипеду. Это гипермаркет («Рамстор», «Ашан», «Икеа», «Копейка», «Перекрёсток», «Реал»...). ГНВ паркуется, достаёт (стараясь не уронить на ногу, тяжёлый, зараза) бумажник. Счастливая семья исчезает в недрах магазинища-гиганта. Строгий, но симпатичный охранник приглядывает за их машиной.

Они идут вдоль километровых полок, катя перед собой изящную решётчатую тележку с особым сиденьицем для малыша. Тележка заполняется яркими пакетами, фирменными бутылками, палками колбас, кусищами сыра. Всё упаковано вакуумным способом в полиэтилен, всё качественно, всё вкусно. Очаровательная кассирша пробивает чек длиной с детскую железную дорогу. Милый менеджер в костюме фирменных цветов сетевой компании улыбается вслед голливудскими зубами.

ГНВ загружает продуктами багажник. Запасы на неделю сделаны. Истрачены сущие копейки – тысячи три. Времени сэкономлено – ещё тысяч на десять заработать. До следующей субботы о магазинах можно забыть. Сервис! Комфорт! Цивилизация, какой она видится в идеале...

Но не одним лондонцам, нью­йоркцам да москвичам такое счастье. На вышеупомянутом серьёзном разговоре, который в документах назывался «Совещание по вопросу «Взаимодействие товаропроизводителей и торговых сетевых компаний Ярославской области: проблемы и перспективы развития», были озвучены воистину победные цифры.

На данный момент в нашей области работают 180 магазинов от 30 сетевых компаний. Их товарооборот в 2007 году достиг астрономической суммы – 65 миллиардов рублей! Это на 14 процентов больше, чем в предыдущем году. Рост в деньгах – 9 миллиардов 100 миллионов. (Для сравнения заметим: эта сумма в 7,27 раза больше, чем ожидаемое увеличение совокупных доходов бюджета Ярославской области в нынешнем году).

В развитой Европе торговец премного доволен прибылью в 5 процентов, больше не бывает. В развивающемся Китае на «купи-продай» можно получить 60 процентов прибыли. В России наиболее удачливым торговцам удаётся «наваривать» процентов 200 – 500.

Нашим людям супермаркеты по душе. Опросы показали, что аж девять из каждых десяти ярославцев страстно желают быть постоянными покупателями сетевых супермаркетов. Любителям полиэтиленового великолепия будет где разгуляться! Уже сейчас четверть продуктового рынка области – это сетевики, и по прогнозам маркетологов рынок насытится их услугами не раньше, чем через 4 – 5 лет, когда уже половина поглощаемой Ярославской областью еды будет продаваться в сверхкрупных магазинах. Цивилизация! Однако всем ли от неё, родимой, хорошо?

О БАБУШКЕ БЕДНОЙ

ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

После открытия «Реала» сразу же закрылся продуктовый магазин в «китайской стене», как прозвали длинный дом на краю Московского проспекта. Есть об этом письмо в редакции, грустное такое... Теперь за продуктами пожилая женщина ходит за километр с гаком через поле, на сверкающее авто как-то не заработала. А одним из самых распространённых нарушений в сетевых супермаркетах (речь не о «Реале», почти повсеместная это проблема) остаётся разница цен на ценнике и у кассы. Написано на пакете молока – 20, а кассирша пробивает 21.50. Не заметил покупатель – отлично, с миру по нитке, бедному «Мерседес». Заметил? Ответ готов: «Цена изменилась сегодня, не успели заменить ценник».

Буквально в день проведения собрания один из сотрудников редакции купил в супермаркете «Магнит» банку консервов. На ценнике было чётко обозначено: 36 рублей. Кассирша пробила 41. Разница, между прочим, 13 процентов. Если каждого покупателя так «стричь», то как раз получится сумма единого налога. В ответ на возмущённое «почему» девушка-кассирша рассказала традиционную басню про «сегодняшнее абсолютно внезапное повышение цен». Поди проверь, уважаемый покупатель.

Представитель УВД Денис Куропаткин, докладывая на совещании о нарушениях в сетевых супермаркетах, заострил внимание на этической стороне «проблемы ценников». Два последних года милиция сетевиков проверками не тревожила, работала только по жалобам граждан. И цены на кассах и на товарах как были «в двух лицах», так и остаются. Покупателю, небрежно бросающему кассиру пару-тройку бумажек с князем Ярославом, конечно, всё равно, а ветерану с его копейками как?

Сергей Егоров, представлявший на совещании сеть, в которую входит «Реал», посетовал на тяжёлую долю бизнесмена – мол, обошлась постройка «Реала» (в который бабушка через поле ходит) от 18 до 25 миллионов евро. Да и «Копейка», и «Магнит» вряд ли меньшими деньгами ворочают. И вот в такого масштаба магазинах идёт беспрерывная игра в «ценнички-копеечки», выкраивание из пенсионерских тощих кошельков?

Гавриил Гаврилов, председатель молочного союза Ярославской области в своём выступлении на совещании привёл некоторые цифры.

ПО ПОВОДУ ОБЕЩАННОГО МАСЛА...

Сыр и масло – исторически «ярославские продукты», визитная карточка ярославского крестьянства. Это самое масло ярославские переработчики продают себе в убыток. Сыродельные заводы области работают с нулевой рентабельностью. Уже сейчас, в начале лета, сырзаводы затарены, продукцию не продать.

– Мы опасаемся, что нас заставят признать, что качество – понятие нерыночное, – с некоторой угрозой в голосе сказал Гавриил Гаврилов. – Высококлассные специалисты уходят с предприятий. Цены растут, а зар­плату сыроделам поднять хоть на копейку возможности нет.

Гавриил Борисович перечислил и причины тяжёлого положения ярославских молочников. Дорожающие из-за колебаний «нефтяных» цен энергоносители, искусственная стабилизация растущих цен на продукты и... торговая политика сетевых компаний. О ней всё сказано четырьмя цифрами.

По данным Гаврилова, заводы продают обычный и сырокопченый сыр примерно за 145 и 170 рублей соответственно. На полках гипер- и супермаркетов те же сорта оценены в 220 и 370 рублей. На чьих счетах оседают досуха выжатые из покупателя деньги?

Выслушав доклад Гаврилова, заместитель губернатора Василий Данилов заметил:

– Нефть нефтью. Но есть ещё и вопросы внутреннего управления, которые мы вполне можем решать». И это короткое замечание прозвучало громче, чем речи всех предыдущих ораторов.

ХЛЕБА! И ЛУЧШЕ НАШЕГО

Председатель правления ассоциации «Ярхлебпром» Антон Векшин рассказал, что думают ярославские мукомолы и хлебопёки о «проблемах сотрудничества с сетевыми компаниями». Проблемы эти в том, что сетевики делят деньги с поставщиками-производителями по принципу «тебе половина и мне половина. Твоя половина – ещё пополам». Люди, которые пекут хлеб, оплачивают из своего кармана львиную долю расходов торговцев. Вот некоторые моменты распределения бремени расходов, которые Антон Векшин считает несправедливыми.

Если хлеб на полках магазина зачерствел – 100 процентов продукции возвращается на хлебозавод и, как правило, уничтожается по требованию контролирующих органов. Вздумалось супермаркету покрасивее оформить торговый зал (мерчендайзинг) – платит хлебопёк. Проводит магазин рекламную акцию или опрос покупателей – расходы несёт поставщик продукции. Хлебопёки и мукомолы за сырье рассчитываются предоплатой, а деньги за свою продукцию из магазинов получают через месяц, а то и через два. Если хлебозавод имеет право на дополнительные бонусы-премии от супермаркета, то деньги он увидит уже... по окончании финансового года. В результате производитель несет множество расходов, которые невозможно учесть при начислении налога на прибыль. Кроме того, поставщик платит весьма немаленькие деньги за право просто выставить товар на полки супермаркетов.

За два последних года ярославские производители потеряли около 40 процентов полочного пространства в супермаркетах, и сейчас доля наших хлеба и муки в наших, как будто бы ярославских, магазинах – около пяти (!) процентов. Надо ли удивляться печальной судьбе ярославского хлебозавода № 3 или некогда процветавшей фирмы «Русьхлеб»?

Антон Векшин напомнил о том, что деятельностью ритейлеров обеспокоена не одна Ярославская область. Представители правительства области и ярославские директора внимательно изучили опыт Нижнего Новгорода. Там (а ещё раньше – в Липецке) забили тревогу давно и приняли комплексные меры по исправлению ситуации. Доля местных товаров на полках нижегородских сетевиков в 2006 году составляла 20 процентов. К началу 2008 года еды «мэйд ин Нижний» в магазинах стало вдвое больше, к будущим новогодним праздникам продукты Нижегородского агропрома займут уже 50 процентов рынка. К 2012 году губернатор Шанцев обещал 70 процентов.

Как достигается такой успех? Просто. Каждый месяц проводятся «круглые столы» в формате «администрация – сетевики – производители». Задаётся прямой вопрос: «Почему тот или иной местный товар не может попасть на полки супермаркетов?». Очень прямой и конкретный вопрос с уточнением марки товара. Ритейлеры выдвигают производителям конкретные требования по качеству товара, упаковке, срокам поставок. Если эти требования выполняются – торговец обязан принять товар производителя.

Ну а если «Паниковский нарушает конвенцию»? На склад сети суперпупермаркета «Наш вкус» приходит комиссия. Находит 300 килограммов котлет с просроченным сроком годности. Телевидение снимает ролик и две недели он крутится по всем местным каналам. Поток покупателей, текущий по залам «Нашего вкуса», резко мелеет. Это очень доходчиво.

– Никаких бонусов за заход на ваши полки не будет, – обещал представителям сетевиков заместитель губернатора Василий Данилов. И добавил:

– Это принципиальная позиция губернатора.

Раздражение областной власти понять можно. Не надо быть доктором экономических наук, чтобы понять: «бонусы за заход на полки» многократно, по мнению переработчиков, превышают налоговые поступления от «флагманов торговли». Нежелание ритейлеров делить прибыли с областью приобретает карикатурные черты. Заместитель директора департамента, председатель комитета потребительского рынка департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области Валентина Шишина отметила, что товарооборот сетевых компаний за последние два года вырос в двадцать раз, а налоговые поступления – в восемь.

ЧТО ЖЕ ОТВЕТИЛИ РИТЕЙЛЕРЫ?

Сергей Егоров, один из федеральных кураторов гипермаркета «Реал», упрекал «Русьхлеб» за несвоевременные поставки, рассказывал о нехватке яблок... в Липецке и неприспособленных тентовых машинах, в которых возят молоко... поставщики за пределами Ярославской области. Он гордо сообщил, что в «Реале» 250 работников и налоги с их доходов поступают в ярославский бюджет. А когда заместитель губернатора Василий Данилов заметил, что «Реал» при обороте в 700 миллионов заплатил в казну четыре миллиона, Егоров смог сказать лишь, что он специалист по закупкам и подробно осветить вопросы по налогообложению не может.

Генеральный директор сети универсамов «Ярославские магазины» Андрей Нор-Аревян поступил ещё проще. По принципу «Брито! Нет, стрижено!» Он просто назвал цифры, полностью противоречащие приведённым в других докладах. И не 30 миллионов налогов, а 130. И не 30 дней за хлеб не платим, а 14.

ЗАЛП ГЛАВНОГО КАЛИБРА

Решения на совещании приняты беспрецедентно жесткие. По предложению заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области Михаила Белянкина все сетевики письменно разрешат налоговой предоставить правительству области сведения из их лицевых счетов. Департамент промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области проверит соответствие цифр из налоговой и тех, что дадут сами сетевики, что и обещал директор департамента Ростислав Даниленко.

В конце июля состоится следующее совещание по тому же вопросу. На него настоятельно приглашены не «специалисты по закупкам», а руководители ранга финансового директора, способные внятно отвечать на вопросы о налогах. В течение августа по распоряжению заместителя губернатора Василия Данилова будут подготовлены документы для подписания соглашений между правительством области и ритейлерами, и все сетевики будут зарегистрированы на нашей территории в формате, позволяющем платить адекватные прибылям налоги.

Все ритейлеры и все товаропроизводители представят свои предложения в ближайшие две недели, и спорные вопросы о «месте на полках» будут решаться в рабочем порядке и, скорее всего, по нижегородской модели. Наступило время платить.

Во время совещания Василий Данилов не раз упоминал о «неуважении к исполнительной власти» и «принципиальной позиции губернатора». Есть надежда, что с помощью второго можно первое как-нибудь искоренить. И больше не покупать втридорога продукты в фасовке всенародно известного супермаркета, на которой не обозначен срок годности.

Читайте также
  • 06.12.2012 Разбойников в масках задержали Поздно вечером в минувший вторник произошло разбойное нападение на продуктовый магазин, а в полдень среды полицейские уже задержали грабителей и изъяли украденную сумму.
  • 14.11.2012 Конец света в Брагине, или Обычная аварияВ 17.38 произошёл сбой в работе подстанции «Павловская», которая питает самый густонаселённый район областного центра.
  • 24.10.2012 Как живёте в новом веке, Красные Ткачи?По просьбам читателей продолжаем цикл публикаций о той полузабытой теперь ценности, которую наши предки называли «духом места». Сегодня мы
  • 18.10.2012 Не продаётся вдохновенье... Нельзя, оказывается, и рукопись продатьДолгожданный час настал, твоя книга вышла. Если произошло это при финансовой поддержке из областного бюджета, то тут всё ясно – автор выполняет договорное условие.
  • 02.03.2005 За все надо платить Одна из посетительниц супермаркета на улице Бабича в Ярославле набрала продуктов примерно на тысячу рублей, но решила не расплачиваться. Рассовала их под
  • 06.05.2003 Ferrari для магазинов Ярославский филиал компании "РУССКИЙ ПРОЕКТ", осуществляющий комплексное оснащение магазинов, баров и ресторанов, воплотил в жизнь очередной современный проект.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают