среда 09

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 25 ноября 2009

Сын купца. Король эстрады

У жителей Ростова Великого есть серьёзные основания гордиться своим именитым земляком, который более полувека только и делал, что заставлял смеяться людей. Причём во всероссийском, всесоюзном масштабе. Речь идёт о кумире миллионов россиян, талантливом эстрадном артисте, который смешил публику с 40-х по 90-е годы
прошлого столетия, о Николае Николаевиче Рыкунине.

автор Валерий ПРОХОРОВ

 

Детство и юность Николая, родившегося в Ростове на улице Покровского (сейчас улица Ленинская, 13), прошло в этом провинциальном городе. Здесь в местной школе сумели оценить актёрские задатки Коли Рыкунина. Учитель русского языка Урусов вёл драматический кружок. Способный выходец из купеческой семьи сумел пробиться на первые роли как в прямом, так и в переносном смысле: ему доверили сыграть несколько главных ролей в школьных спектаклях. Принятый в организованный внутри городского детский театр Николай и здесь неплохо себя проявил. Первой ролью на подмостках первого в его жизни настоящего театра стал Ворон в спектакле «Снежная королева».
Жители старшего поколения, конечно же, хорошо помнят блестящий эстрадный дуэт Александра Шурова и Николая Рыкунина. На сцене они исполняли под музыку сатирические куплеты, комичные сценки, весёлые песенки, музыкальные пародии. Шуров и Рыкунин были непременными участниками суперпопулярной в СССР телепередачи «Голубой огонёк». Дуэт, пользовавшийся огромным успехом в народе, находился в постоянных разъездах по городам и весям огромной страны. Многие фразы, содержавшиеся в куплетах, разбирались публикой тех лет на цитаты. Чего стоит, например, такая: «А в отдельных магазинах//нет «отдельной» колбасы».
В самый канун 94-го дня рождения Николая Николаевича нам довелось побывать в Ростове, сфотографировать дом, в котором родился и некоторое время жил известный артист. Снаружи здание выглядит не особенно привлекательно, но впечатление скрашивает живописный вид со двора. В старину при доме был большой сад, изящная беседка с видом на озеро Неро. До революции знаменитой в здешних краях фамилии Рыкуниных принадлежали в Ростове добротные каменные дома на Подозёрке, Благовещенской, Ивановской, Покровской улицах. Даже на территории Ростовского кремля была у Рыкуниных своя «жилплощадь». Предки известного эстрадного пародиста советских времён прославили ростовскую землю не только как удачливые, башковитые торговцы, но и как умелые ремесленники, солидные деловые люди, общественные деятели, щедрые благотворители. На личные средства отца Рыкунина были построены городская гимназия, ростовский театр. После Октябрьской революции дом, в котором жил Николай с матерью, новая власть конфисковала. Они оказались на улице. Приютила бабушка. Чтобы спасти семью от голода, мать Николая устроилась на работу в столовую.
Юный Рыкунин, унаследовавший от предков такие черты, как предприимчивость и целеустремленность, да к тому же отмеченный «искрой божьей», устремился в Москву. Выйдя на Ярославском вокзале, юноша отправился гулять по столице. Прошёлся он по наиболее известным театральным «точкам» столицы: Малый театр, театр Всеволода Мейерхольда, где как раз шли наборы на актёрское отделение. Посетил ростовчанин и центральный техни­кум театрального искусства
(ЦТТИ), который привлёк внимание нашего земляка тем, что здесь платили стипендию и предоставляли общежитие. Николай проходил туры, сдавал экзамены, слушал лекции по актёрскому мастерству. Но, считал он, всё это было не совсем то.
Больше всего купеческому сыну повезло в саду имени пламенного революционера Николая Баумана, где была в предвоенные годы актёрская биржа. Во всяком случае, именно здесь с Рыкуниным был заключён первый в его жизни актёрский контракт. С небольшой суммой подъёмных в кармане Рыкунин отправился в Свердловск. Он в полной мере вкусил жизнь провинциального комедианта. Играл на сценах театров в Калуге, Смоленске, Магнитогорске, Златоусте, Ярославле.
В Смоленске Рыкунина «поцеловала» сама судьба: на его имя нежданно-негаданно пришло письмо, а в нём приглашение в труппу от самого директора Московского театра сатиры И. Н. Неверова.
В войну Николай Рыкунин не только сбрасывал немецкие зажигательные бомбы с крыши своего театра, но и выступал вместе с женой, тоже артисткой, Еленой Кара-Дмитриевой в составе фронтовых концертных бригад. Среди самых дорогих семейных реликвий у Рыкуниных особо были почитаемы воинские награды: медали «За оборону Москвы», «За Победу над Германией», орден Красной Звезды.
«Спросите любого россиянина, и он печально ответит, что потерял отца, сына, дочь, – написал Рыкунин в канун
40-летия Победы в районную газету родного Ростова «Путь к коммунизму». – У меня в семье пал смертью храбрых на войне родной брат Виктор, тоже коренной ростовчанин. Я очень хорошо знаю, что такое война, так как был её участником с первых дней и до победного салюта…»
Самый первый совместный концерт с Александром Шуровым, после которого они выступали вместе несколько десятилетий, состоялся 2 мая 1946 года в Центральном Доме Советской Армии. В представлении было два номера: куплеты «Летят перелётные птицы» и музыкальные пародии «Стрекоза и муравей». Роли на сцене между участниками дуэта были определены раз и навсегда: Шуров играл на рояле, вместе они пели, а Рыкунин, если диктовала обстановка, мог отчебучить несколько лихих танцевальных па. Артисты были нарасхват. Для них почитали за честь писать тексты такие, например, именитые писатели-сатирики, как Борис Ласкин, Эмиль Кроткий…
Когда количество концертов, вернее, заявок на выступления любимых артистов превысило число дней в месяце, популярная пара стала подумывать о создании большого эстрадного спектакля. Первым стал спектакль «Чёрная кошка». Он был сыгран в московской гостинице «Совет­ская» при полном аншлаге. На следующий день стало известно, что первый секретарь Московского горкома партии Егорычев разнёс в пух и прах программу дуэта на партийном пленуме. А в Министер­стве культуры состоялось специальное заседание «по Шурову и Рыкунину». В итоге им запретили работать на эстраде в течение года. Кстати, подвергся обструкции и партнёр артистов – композитор Никита Богословский, которого аж на три месяца лишили членства в Союзе композиторов страны.
В середине 50-х дуэт Шурова и Рыкунина превратился в маленький эстрадный театр. К сотрудничеству привлекались известные композиторы, музыканты, исполнители, но за собой звёздный дуэт оставлял центральное место. Шурову и Рыкунину присвоили звание заслуженных артистов РСФСР. Несмотря на колоссальную занятость, Николай Рыкунин сумел закончить режиссёрские курсы у Георгия Товстоногова в Ленинградском БДТ. Во время стажировки Рыкунин, чтобы не оставлять друга и партнёра Шурова без куска хлеба, мотался из Ленинграда в Москву и обратно.
Александр Шуров был старше своего партнёра на 10 лет, и со временем разница в возрасте всё больше стала сказываться. Их последний совместный «Бенефис» состоялся в Театре эстрады в феврале 1991 года. Дуэт фактически попрощался со своими зрителями. Шурову исполнилось 85 лет. Он все реже выходил на сцену и в 1995 году скончался.
Для Николая Рыкунина потеря партнёра и друга стала большим потрясением. В том числе и в творческом плане. Ведь теперь надо было сочинять новый репертуар, подыскивать другого концертмейстера. Однажды Николай Николаевич предложил автору и исполнителю, известному композитору Людмиле Лядовой стать его музыкальным партнёром. Она согласилась. Начались совместные выступления. А в 1997 году по предложению главного режиссёра Театра эстрады Бориса Брунова Николай Рыкунин сыграл свой «Бенефис» в этом прославленном театре.
До последнего своего дня Николай Николаевич жил в Москве. Со второй его супругой Маргаритой Васильевной, артисткой Московского театра кукол, Рыкунина во время гастролей познакомила Клавдия Шульженко. У Рыкуниных родились дочери – Наташа (в 1985 году) и Ника – в 1991-м.
Жизнь, которая пролетала на крыльях самолётов, мчалась на колёсах курьерских поездов, в последние годы как-то заметно потускнела, замедлилась. Уже не поступало, как раньше, предложений творче­ского плана, ушли в прошлое концерты. Впрочем, и в преклонном возрасте наш земляк без дела не сидел. Работал над книгой «Бенефис на бис», над мюзиклом, писал остросюжетные повести. В прошлом месяце народный и заслуженный артист России Николай Николаевич Рыкунин ушёл в мир иной. Дело артиста продолжают его близкие. В одном из недавних выпусков всероссий­ского проекта «Минута славы» успешно выступила вокальная группа девушек «Консонанс». Эту группу организовала семнадцатилетняя дочка Рыкунина Ника Николаевна…

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают