пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 19 декабря 2009

Не роскошь, а средство передвижения

Годовой объём производства ООО «Русская механика» – 1 – 1,5 миллиарда рублей. По сравнению
с такими гигантами ярославской промышленности, как «Сатурн» или «Автодизель», предприятие кажется скромным. Однако в 2002 году Владимир Путин, ещё будучи Президентом РФ, во время пребывания в Рыбинске нашёл время посетить «Русскую механику», а в 2008-м, уже в ранге премьер-министра, вновь приезжал на завод. Такое внимание высшего руководства к относительно небольшому провинциальному предприятию объясняется просто. «Русская механика» – единственный в России завод, серийно производящий снегоходы.

автор Евгений АВЕНИР    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ

 

Ответ «любителям»
– Вот ещё! – скривятся любители экономического анализа. – После того, как кризис железной метлой прошёлся по всей нашей промышленности, наверняка не живёт, а выживает эта «Русская механика»!
Вот тут «аналитики» и попадут пальцем в небо! Чуда на отдельно взятом заводе, конечно, не произошло – объём продаж продукции «Русской механики» 2009 года по сравнению с 2008-м из-за падения спроса снизился на 50 процентов, однако из горнила кризиса предприятие вышло не на унылую тропинку выживания, а на старт развития, перспективы которого впечатляют.
В октябре собрана и испытана первая партия новых снегоходов «Тикси». Сейчас «Тикси» вышел на стадию предсерийного производства, со стапелей сходят по два десятка машин в месяц. С сентября будущего года начнётся стопроцентно серийная работа, «Русская механика» сможет в месяц выпускать хоть тысячу, хоть две тысячи «Тикси».
«Тикси» – новое решение в поиске узкоспециализированных, «заточенных» под конкретного покупателя снегоходов.
До сегодняшнего дня все российские снегоходы были двухместными, «грузовыми». Новый «Тикси» – одноместный, 22-сильный, относится к классу лёгких утилитарных. Гусеница у него узкая, 38 сантиметров. Особенно удобно ездить на таком на рыбалку по Рыбинскому водохранилищу или по небольшим речкам области, на дачу, охотиться на некрупного зверя. Для одинокого рыбака, не собирающегося наловить больше двух центнеров рыбы, «Тикси» незаменим: в нём есть одна маленькая, но принципиально важная деталь – цена.
Утилитарных снегоходов дешевле 200 тысяч не бывает. То есть раньше не бывало, потому что «Тикси» стоит 125.
Такое резкое удешевление – не случайный манёвр, а продуманная маркетинговая стратегия «Русской механики». Основным принципом этой стратегии стал жёсткий запрет на повышение цены новых моделей. И это при том, что они приобретают яркий агрессивный дизайн, более мощные двигатели, увеличенный запас хода. Будут сотни мелких, но очень полезных и удобных улучшений, но цена машины не растёт, а в идеале – существенно понижается. Этот принцип – требование сегодняшней экономической ситуации. Соблюдать его непросто, но при вдумчивой работе конструкторов, да и всего коллектива «Русской механики» в целом – возможно.
При всей своей перспективности появление «Тикси» вовсе не означает, что «Русская механика» решила отныне работать только в сегменте бюджетных снегоходов. В плане научно-исследовательских разработок на 2010 год обозначен плотный график работы над созданием серии новых, более мощных снегоходов «Тайга», предназначенных отнюдь не для развлечения.
Бездорожье – наш союзник
Структура рынка снегоходов в России уникальна. В мире ежегодно продаётся около 200 тысяч машин. Основные рынки продаж – богатые Канада и США, вторые по значимости – Скандинавия и Россия. До кризиса в нашей стране в год прирастало по 30 – 40 процентов рынка, и в 2008 году россияне купили уже 27 тысяч снегоходов.
Казалось бы, навороченные «Ямахи», «Поларисы» и «Бомбардье» в конкурентной борьбе должны побеждать нашу «Тайгу». Ничего подобного!
Восемьдесят процентов проданных в России снегоходов – утилитарные, то есть не спортивные и не туристические, а «рабочие лошадки». Те самые, на производстве которых и специализируется «Русская механика».
В Канаде 50 тысяч километров снегоходных трасс, можно уехать с побережья Тихого океана на побережье Атлантического и вернуться, ни разу не повторив маршрут. Для средней канад­ской семьи каждые выходные уезжать за пару сотен километров на снегоходе покататься – это повседневная привычка.
В России всё иначе. Оленеводам, рыбакам, нефтяникам дорогие и изящные канадские снегоходы с лёгкой рамой, способные прыгать с трамплина и без, нужны как рыбке зонтик. А вот надёжная, как автомат Калашникова, «Тайга» с 500 – 600-миллиметровой гусеницей – это, наоборот, не роскошь, а абсолютно необходимое средство передвижения.
Как наши снегоходы пашут! По документации нормальный утилитарный снегоход должен нести около 250 килограммов груза. На Крайнем Севере нагрузить меньше полутонны (а если прицепить и волочить сзади – то и тонны) – значит, гонять снегоход вхолостую. Мощный «Тайга-Патруль», кардинально модернизированный «Тайга-Атака», эргономичный, с усиленным двигателем «Тайга 550SE» для того и разрабатывают, чтобы учесть все чаяния тружеников Севера, Сибири и Урала. На «Русской механике» умеют внимательно прислушиваться к тем, для кого снегоход – рабочий инструмент. Ежегодно проводятся дилерские слёты, на которые приезжают по 100 – 150 человек, работающих за тысячи километров от Рыбинска с конкретными покупателями. Все пожелания технического характера – для каждого региона отдельно – собираются и учитываются. Именно на основе таких «пожеланий с мест» и родилась новая «Тайга 550SE» с двигателем на шесть «лошадей» мощнее, с топливным баком на 20 литров вместительнее, с новым дизайном.
Результаты «доработок по просьбе заказчика» удивительны. Например, на Ямале, где между посёлками порой до 700 километров, люди ездят на снегоходах по всему полуострову, как мы на машинах по городу. При официальном ресурсе хода 8 тысяч километров и гарантии в
4 тысячи в Ямало-Ненецком округе наши снегоходы проходят 15 – 18 тысяч километров в сезон(!) – и хоть бы что! Это нормально. Это – Россия. Потому-то продажи на «Русской механике» в кризис упали только на 50 процентов, а спортивных «игрушек» в целом по стране – на 80! Урал, Сибирь, Крайний Север почти не сократили закупки снегоходов.
– Главную «яму» кризиса мы миновали, – говорит коммерческий директор «Русской механики» Алексей Старков. – Основные направления развития разработаны, имена снегоходов, готовых бороться за лидерство на российском рынке, известны. В первую очередь это «Тикси» и целый ряд снегоходов нового поколения «Тайга», принципиально отличающихся от привычных моделей.
Пословица на свалке истории
Наши предки следовали пословице «готовь сани летом, а телегу – зимой». Сегодняшний суетный век народную мудрость позабыл – продажи снегоходов можно отследить по сводкам Гидрометцентра: где снег выпал, там и начинают покупать. До кризиса снегоходы продавались с сентября по апрель, сейчас – с декабря по март. По-научному это называется «отложенный спрос», но когда спрос отложен на последний день, то у производителя возникают проблемы. Нельзя на лето остановить завод, а зимой устроить аврал, серийное производство должно работать регулярно и получать ежемесячную подпитку деньгами.
На «Русской механике» разработали целенаправленную стратегию борьбы с «сезонностью»  – и на сегодняшний день, и на перспективу. О ней рассказал коммерческий директор «Русской механики» Алексей Старков.
Что нужно
для «нового старта»?
– Алексей Николаевич, проб­лема отложенного спроса появилась не вчера. Как «Русская механика» справлялась с ней раньше?
– Раньше можно было снимать проблему двумя способами – кредитами и за счёт инте­грации с дилерами. Сейчас остался только второй, но он дей­ствует безотказно. У нас около 120 дилерских центров. Начиная с августа, мы заключаем с нашими ключевыми дилерами договор на твёрдые заказы. Оценив объём продажи за сезон по месяцам, они дают нам аванс под весь предполагаемый объём поставок. Со всей страны к нам притекает понемножку денег, которые позволяют работать летом. Вот так – всем миром – и работаем. Сегодня по твёрдым заказам дилеров производим 60 – 70 процентов наших снегоходов.
– Это напоминает плановую экономику…
– Вовсе нет. Лучший способ развития промышленности – свободная конкуренция. Но стратегия бизнеса, ритм работы, бизнес-планы необходимы и при свободном развитии. А в сегодняшних кризисных условиях не обойтись и без господдержки предприятий.
– Какие же конкретные формы принимает сотрудничество ОАО «Русская механика» с государством?
– Корпоративные продажи, закупки наших снегоходов предприятиями. На то, чтобы к сезону заранее определённое количество снегоходов гарантированно поступило, например, в рыболовецкое хозяйство, бюджетные деньги могут быть по­трачены и летом. Сотрудничество с чиновниками необходимо для увеличения корпоративных закупок, это для нас очень актуально. Речь идёт не только об отдельных предприятиях, но и о государстве в целом.
Есть государственная программа поддержки сельхозпроизводителей. К ним относятся и оленеводы, и рыбаки, и многие другие наши северные покупатели. По этой программе технику закупают по лизингу, что крайне выгодно для всех участников сделки. Наша заявка на участие в программе уже передана в Минсельхоз, и мы надеемся успешно войти в неё.
– Государственная под­держка – мощный рычаг развития, Китай с его помощью стал «мировой мастерской». Кстати, о Китае. Российские промышленники буквально в любой отрасли всё чаще жалуются на жестокую конкуренцию именно с Китаем. Не может случиться, что китайцы потеснят нас и на рынке снегоходов?
– Это маловероятно. Мы очень внимательно отслеживаем все новинки снегоходов из Китая. Сегодня гигантомания, большие аппетиты китайцев работают на нас. Китай достиг некоторых успехов в «летней тематике» на рынке квадроциклов, но никак не в «зимней» – на рынке снегоходов. Отчасти это произошло потому, что китайская промышленность стремится в основном к сверхобъёмам производства и продаж, игнорируя локальные секторы рынка. Каждый год в мире продаётся 1 миллион 600 тысяч квадроциклов, а снегоходов – 200 тысяч. Китай не может себе позволить ради таких объёмов продаж платить за вход на рынок, разработку, испытания… А мы на рынке уже почти 38 лет.
Наша испытательная лаборатория снегоходной техники работает круглосуточно, всё время, пока лежит снег. Испытания на ресурс подтверждают серийное качество. На натурных испытаниях отрабатываем технические решения конструкторов. Изучаем опыт зарубежных конкурентов.
Многого не хватает, приходится экономить. Однако наше законное место на рынке «застолблено». Даже отечественный госстандарт снегоходов разрабатывало наше предприятие, а это уже серьёзный показатель успеха. Если бы не кризис, то в 2009 году мы продали бы 15 тысяч машин и до этого продавали 11 – 12 тысяч.
Такие результаты позволяют всерьёз надеяться, что «Тикси» и ряд снегоходов нового поколения «Тайга» дадут нам возможность успешного старта для послекризисного покорения российского рынка. А о кризисе мы будем вспоминать лишь как об одном из эпизодов истории.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают