четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 12 августа 2010

Пять лет из шестидесяти пяти

Сегодня исполняется 65 лет Николаю Васильевичу Гайдукову. Он возглавляет одно из самых известных у нас предприятий «Группы ГАЗ» – ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры», и это хороший повод рассказать о нём самом и о заводе, с которым связаны судьбы многих заволжских, и не только заволжских семей.


автор Татьяна ЕГОРОВА    фотограф Ирина ПИЧУГИНА

 

По происхождению Гайдуков – белорус. Но детство и юность его прошли в Архангельской области, в посёлке Кулой Северной железной дороги, где отец работал помощником машиниста, машинистом, машинистом-инструктором. 

После переехал в Белоруссию. Служил в армии, обзавёлся семьёй, около двадцати трёх лет работал в Полоцке – сначала простым рабочим, потом окончил с отличием вечерний политехнический институт. 

По гороскопу Николай Васильевич – Лев, так что преодолевать различные препят­ствия ему, что называется, на роду написано. После окончания института был выдвинут заместителем начальника отдела литейно-механического завода, около года был освобождённым секретарём партийной организации. К тому времени у него уже сложился солидный производственный стаж, и его рекомендовали директором одного из предприятий Полоцка. Успешно работая в этой должности, окончил Академию управления при Совмине Республики Беларусь. Оставался у руля предприятия семь лет, в середине 1990-х ушёл в бизнес, но через полтора года был призван «вытаскивать» очередное предприятие. На сей раз в городе Новополоцке. Гайдуков проработал на нём до 2005 года, сумел его поднять и вывести на проектную мощность.

В ноябре 2005 года Николай Васильевич пришёл в «Группу ГАЗ» (тогда «Руспромавто»), и с тех пор он в Ярославле.

Для завода топливной аппаратуры (ЯЗТА) и завода дизельной аппаратуры (ЯЗДА) это было очень непростое время. После перенесённой встряски 1990-х годов оба предприятия находились в рабочем состоянии, но растущие запросы рынка уже были на грани их возможностей. Когда грянул кризис (а его здесь почувствовали в сентябре-октябре 2008 года), необходимость решительных перемен стала ещё острее.

– Мы, как и все, столкнулись с таким явлением, как кризис, впервые, – вспоминает Николай Васильевич. – Людей много, кормить надо всех. Как? Решили перейти на сокращённую рабочую неделю. На ЯЗДА здоровый коллектив, хорошая проф­союзная организация, общими усилиями стали объяснять обстановку, и каждый работник дал на это письменное согласие. Главная задача была сохранить завод и коллектив.

Сколько продлится кризис, никто не знал. Думали, два-три месяца, но дальнейшие маркетинговые исследования показали, что это надолго. Управленческая компания «Группы ГАЗ» разработала три программы выхода из кризиса: пессимистичную, оптимистичную и реалистичную. Как всегда, дейст­вительность оказалась чем-то средним, ближе к реалистичной.

Обстановка изначально складывалась очень серьёзная, Гайдуков никогда не забудет эти цифры. Если с середины второго квартала 2008 года удельные затраты составляли 0,8 рубля, то в начале 2009 года они поднялись до 1,07 рубля. Завод терпел большие убытки. Объёмы выпуска продукции упали более чем в два раза, а по отдельным позициям почти в три раза. Требовались экстраординарные меры.

На ЯЗДА был создан антикризисный комитет во главе с управляющим директором. Комитет разработал более двадцати проектов по снижению затрат – все понимали, что это единственный путь выхода из пике. Основными мероприятиями при всех вариантах оказались два – сжатие производ­ства и оптимизация персонала.

Легко сказать – сжатие производства. На деле оно заключалось в том, чтобы, сохранив ЯЗТА как юридическое лицо, перевести производство топливной аппаратуры всех видов на одну площадку. Требовалось перебазировать из центральной части города за Волгу 1533 станка и запустить их на новом месте. А для этого предварительно освободить для них место, перемонтировав имеющееся оборудование. Целая эпопея! Но всё это в конце концов было сделано.

Реализованы были планы и по оптимизации персонала. Если в начале на обоих предприятиях было в общей сложности примерно 8 тысяч человек, то для обеспечения безубыточного производства, а, следовательно, сохранения предприятия, предстояло довести численность персонала до 3100 человек. К концу прошлого года она была достигнута.

Результатом этих очень непростых мер стал выход на прибыль от продаж, что и произошло тоже в конце прошлого года.

Тем временем количество заказов на заводе постепенно стало расти и к «оптимизированному» до предела персоналу потребовались дополнительные рабочие руки. ЯЗДА пошёл по пути заключения срочных договоров – на два, шесть месяцев, в зависимости от спроса на те или иные специальности. Сейчас на постоянной основе здесь работают 3184 человека плюс 534 «срочника».

– Такая схема давно дейст­вует на Западе, где кризисы не в новинку. Мне рассказывали об этом во время командировки в Австрию, так что это не наше изобретение, приходится перенимать. И вроде получается. Задача стояла выйти в 2010 году на чистую прибыль. В апреле, мае, июне мы такую прибыль получили, то есть стали работать без убытков, – с удовлетворением подытоживает Гайдуков. – Эффект от антикризисной программы – 1 миллиард 85 миллионов рублей.

Сейчас ярославские производители топливоподающих систем чувствуют себя по-настоящему востребованными. Их продукция идёт на конвейеры Ярославского моторного завода, Минского моторного завода, КамАЗа. Ещё около 20 процентов от общего объёма добавляют запасные части. Кроме того, предприятие с недавних пор имеет госзаказ от военных – по двигателям для «КамАЗа», «УралАЗа». Внедряется система бережливого производства, она позволяет и дальше избавляться от лишних, непроизводственных расходов. За счёт всего этого предприятие без копейки бюджетных вливаний и вышло из кризиса. 

Гайдуков возглавил ЯЗДА пять лет назад. Все здесь помнят и самые тяжёлые периоды, когда «дышали через раз» и работали три дня в неделю, и начало подъёма, когда с августа прошлого года снова стали работать пять дней в неделю и начала расти зарплата. Коллектив поддерживает директора, а он стремится делать всё, чтобы завод работал ещё стабильнее. А это значит, думать вперёд, заглядывать в завтрашний день. На мой вопрос, как он себе его представляет, Николай Васильевич ответил так.

– В течение ряда лет предприятие выпускало топливную аппаратуру стандартов Евро-0 и Евро-1. Сейчас мы выпускаем Евро-2 и Евро-3. Что касается Евро-4 и Евро-5, то, если ориентироваться на известную компанию Bosch, это должна быть топливная аппаратура так называемого аккумуляторного типа. Мы имеем компетенцию по разработке такой аппаратуры. Наши опытные образцы для двигателей КамАЗ прошли здесь у нас стендовые испытания и испытания на двигателях и сейчас проходят проверку в лабораториях КамАЗа. Совместно с КамАЗом разработаны мероприятия, чтобы выйти на образец, готовый для серийного производства. Испытания показали, что наша аппаратура не уступает аппаратуре фирмы Bosch, а в чём-то и превосходит её. Важным преимуществом нашей является и то, что она выполнена полностью из отечественных материалов и комплектующих.

Тем не менее на перспективных двигателях ярославского «Автодизеля» – 650-м и 530-м – стоит сейчас аппаратура фирмы Bosch. А ведь она могла бы быть отечественной. И это открыло бы перед Ярославским заводом дизельной аппаратуры самые широкие перспективы. 

Что для этого нужно? Всего лишь решение руководства «Группы ГАЗ» и акционера. Да, оно будет непростым: производство отечественной топливной аппаратуры мирового уровня на ЯЗДА потребует абсолютно нового оборудования, а техническое перевооружение – вещь дорогостоящая. Но игра стоит свеч, – убеждён Гайдуков.


Читайте также
  • 24.06.2012 «Мерседес» получит ярославский двигательВ 2013 году на новой площадке ОАО «Автодизель» в Заволжском районе Ярославля начнётся производство двигателей для автомашины Mercedes-Benz Sprinter.
  • 22.06.2012 Как не стать контрабандистом поневолеСогласитесь, никому из нас не нужны лишние проблемы в отпуске. А они запросто могут возникнуть, если, собираясь покинуть пределы отчизны, вы заблаговременно
  • 27.04.2012 Есть ли будущее у малого города?В декабре 2011 года министр экономического развития Эльвира Набиуллина, выступая на московском Урбанистическом форуме, по сути приговорила малые города России к исчезновению.
  • 16.03.2012 Самая благополучная часть Российской империи Косметика Люмене и молочные продукты фирмы «Валио» (сыр «Виола» с яркой блондинкой на упаковке безоговорочно любим уже тремя поколениями
  • 13.07.2011 И манит нас берег турецкий?.. «Северный край» продолжает свой обзор доступных ярославцам видов отдыха. Сегодня мы рассказываем о том, где можно провести свой отпуск за рубежом
  • 11.02.2004 В компании работать рентабельней Ярославская компания «Топливоподающие системы» становится основным поставщиком топливной аппаратуры на конвейеры крупнейших автомобильных и моторных заводов
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают