среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 18 ноября 2010

Взгляд в XXI век Дальнего Востока

В конце октября в Хабаровске и Владивостоке прошёл Дальневосточный международный форум журналистов. Его девиз «Дальний Восток. Открытия XXI века» говорит сам за себя: организаторы – Союз журналистов России и полномочный представитель президента по Дальневосточному федеральному округу – пригласили представителей СМИ, учёных, руководителей общественных организаций к обсуждению проблем и перспектив этого отдалённого от центра, но очень важного в плане экономики и геополитики региона страны. Кроме россиян на форум приехали представители СМИ Японии, Китая, Турции, Франции, Италии, США.

 

автор Ирина ПУХТИЙ    фотограф Ирина ПУХТИЙ

 

ТЕРРИТОРИЯ НАДЕЖД

Как «широка страна моя родная», особенно явственно ощущаешь, когда летишь из Москвы на Дальний Восток: более 6 тысяч километров воздушного пути и восемь часов беспосадочного перелёта надо преодолеть, чтобы попасть в этот самобытной красоты край. На земле даёт себя знать семичасовая разница во времени: в Москве глубокая ночь, а здесь уже кипит рабочий день.

Бодрость духа подкрепляется первыми приятными впечатлениями от Хабаровска: признаюсь, для меня стало открытием увидеть в этой отдалённой точке России такой красивый, по-европейски ухоженный город с населением в 578 тысяч человек. И хотя по возрасту нашему 1000-летнему Ярославлю он годится разве в прапра-внуки – хабаровчане недавно отметили свой 152-й день рождения, – здесь немало интересных памятников истории и архитектуры, благодаря умелому сочетанию старых и новых зданий город сохраняет своё лицо. В центре все тротуары аккуратно выложены плиткой, дороги хорошо заасфальтированы: по-другому здесь нельзя – улицы как будто прыгают с сопки на сопку. Хороша набережная Амура, с берегов реки открывается впечатляющий вид в необозримую даль. Уютные светильники, стройные ряды деревьев и красивые лестницы располагают к приятной прогулке. Постановлением Правительства РФ Хабаровск уже трижды признавался одним из самых благоустроенных городов России. И такую оценку он заслужил!

Заслуживают похвалы хабаровчане и за то, как бережно хранят память о своём прошлом и выдающихся земляках. Гостей города обязательно знакомят с памятником капитану Якову Дьяченко, командиру линейного батальона, высадившегося здесь 31 мая 1858 года для того, чтобы создать первый военный пост, а позднее и поселение, названное Хабаровкой в честь первооткрывателя восточных окраин России XVII века Ерофея Хабарова – памятник ему установлен на площади перед железнодорожным вокзалом. В сторону Амура как будто вглядывается генерал-губернатор граф Муравьёв-Амурский, памятник которому «сооружён на пожертвования сограждан» 31 мая 1891 года. Он был большим патриотом Дальнего Востока и в своё время вложил огромные силы и средства в развитие этого отдалённого региона России. На набережной встречаешься с ещё одним напоминанием о нашей истории – внушительным монументом героям Гражданской войны. Памятником великому народу и гордостью хабаровчан стал крупнейший на Транссибе, построенный в 1916 году мост через Амур – грандиозное величественное сооружение длиной 2,6 км, получившее название «Амурское чудо XX века». На берегу, неподалёку от въезда на мостовой переход, расположился посвящённый ему музей, основой которого стали один из оригинальных пролётов, как будто сплетённых ажурными стальными нитями, и ряд построек, воссоздающих картину этого уголка города начала прошлого века. Как жаль, что нет у нас такого музея, неужели безвозвратно потерян первозданный облик нашего знаменитого и не менее красивого, тоже «ажурного» железнодорожного моста через Волгу!

И если Хабаровск порадовал своей ухоженностью и порядком, то следующая «точка» форума – Владивосток – удивила размахом дорожного и жилищного строительства, разрытыми котлованами, чем лично мне очень напомнила наш Ярославль накануне своего 1000-летия. Во Владивостоке, который нынче отмечает своё 150-летие, в 2012 году произойдёт не менее выдающееся событие: город будет принимать саммит стран азиатско-тихоокеанского сотрудничества – АТЭС. Прямо с трапа самолёта участники форума отправились знакомиться с самыми важными стройками, которые должны изменить лицо дальневосточного региона в XXI веке.

Вот огромная строительная площадка нового жилого микрорайона «Снеговая падь», где планируется возвести 44 многоэтажных жилых дома улучшенной планировки, а рядом с ними 4 школы, 5 детских садов, две поликлиники, спорт-комплекс с бассейном, ледовой ареной. Микрорайон расположился в живописной местности, среди сопок и сосен. Это и есть жильё XXI века. Можно только порадоваться за здешних новосёлов, среди которых немало семей офицеров.

Надо было видеть, с какой гордостью владивостокцы показывали строительство одного из трёх комплексов очистных сооружений. Меня, честно говоря, удивила прозвучавшая цифра: оказывается, всего 4 процента канализационных стоков Владивостока очищается – в Ярославле сегодня даже представить невозможно подобное. Известен Владивосток и проблемами в системе водоснабжения, особенно в засушливые периоды. Сейчас ведётся разработка подземных источников, что позволит на первом этапе дополнительно подавать городу и его окрестностям 250 тысяч кубометров питьевой воды в сутки – почти половину потребности, параллельно ведётся прокладка магистрального трубопровода. Не менее внушительны и другие проекты: строительство газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток, комплекса по переработке и утилизации твёрдых бытовых отходов, рекон-струкция аэропорта Владивосток с новым пассажирским терминалом, пропускная способность которого составит 1360 пассажиров в час и т. д.

Главной стройкой саммита АТЭС-2012 называют возведение вантового моста на остров Русский во Владивостоке и комплекса научно-учебных учреждений Дальневосточного федерального университета на острове. Вантовый мост, центральный пролёт которого составит 1 104 м, а высота 320,9 м, будет крупнейшим в мире. Мост в корне изменит жизнь владивостокцев: сейчас на остров можно попасть только паромом, движение которого зависит от погоды, из-за её капризов с Русским по нескольку дней нет связи по морю. Эти грандиозные работы ведёт российская компания без привлечения иностранной рабочей силы.

А пока именно паром доставил нас на Русский. Сегодня уже ничто не напоминает, что здесь располагалась мощная военная база, будущее у этого микрорайона Владивостока очень даже мирное: в красивых, выполненных по последнему слову науки и техники зданиях сначала пройдут заседания, брифинги, переговоры саммита, а потом будут хозяйничать учёные, преподаватели и студенты. ДВФУ станет самым современным научно-образовательным учреждением российского Дальнего Востока. На острове Русском «встретятся и объединятся» на базе ДВГУ ещё три вуза. В дни, когда проходил наш форум, стало известно о назначении ректора будущего федерального университета: им стал замминистра образования и науки РФ Владимир Миклушевский. Молодой ректор признался журналистам, что «от перспектив, которые открываются перед университетом, просто дух захватывает».

ФОРМУЛА ДОВЕРИЯ

Сам факт организации Международного форума такого масштаба на Дальнем Востоке – свидетельство доверия и высокой оценки роли прессы в современном обществе, которое нуждается в объективной и полноценной информации. Наша задача, подчеркнул, открывая форум, председатель СЖ РФ Всеволод Богданов, – привлечь внимание общественности, средств массовой информации к проблемам и перспективам современного Дальнего Востока, играющего огромную роль в жизни и безопасности России, найти оптимальную и эффективную формулу доверия между журналистами и обществом, журналистами и властью.

А поразмышлять есть над чем. Дальний Восток по площади больше всей Европы, а жителей в 1,5 раза меньше, чем в Москве. И, к сожалению, отток населения отсюда продолжается: с 1990-х годов прошлого века численность проживающих уменьшилась на 20 процентов. В обществе усиленно культивируется мысль о «китай-ской экспансии» и даже территориальной угрозе. Что это – реальность или чья-то провокация? Я попыталась задать этот вопрос разным людям – коллегам, местным жителям, руководителям. Общее мнение было примерно такое: нас никто не гонит с этих земель и никто не прогонит, пока сами люди не уйдут отсюда.

В советские времена Дальний Восток поставлял на внутренний рынок 75 процентов своей продукции, сейчас – лишь 4. Можно бы порадоваться: наша продукция пользуется спросом на азиатском рынке, если бы не структура вывозимых товаров – это в основном сырьё, а многие местные жители предпочитают отправиться за покупками в Китай, вкладывая тем самым свои средства в развитие экономики соседней страны. Дальний Восток – это часть России, и немалая. А стало быть, его проблемы – это проблемы всей страны. Да и судьба России, как известно, нередко вершилась в провинции.

На пленарных и секционных заседаниях докладчики и выступающие в прениях говорили о необходимости стратегического планирования развития региона, конкретных программах и мерах, происходящих в стране миграционных процессах и их влиянии на общество и экономику, говорили и о журналистике и тех изменениях, не всегда позитивных, которые претерпевает отечественная пресса. Многие честно признавались, что лично у них, живущих в центральных регионах страны, именно благодаря СМИ сложился даже негативный образ Дальнего Востока, отдалённого, запущенного региона, известного лишь своими ЧП: то пожарами, то катастрофами, то контрабандой с мафией и т. п. И то, что мы увидели сейчас, говорили коллеги, в корне изменило представление о регионе и его людях. И нет ли просчёта прессы в том, что нередко наша информация имеет некую однобокость? Не назрела ли необходимость в продуманной информационной политике государства в отношении российской глубинки?

ОБЫКНОВЕННОЕ КИТАЙСКОЕ ЧУДО

Закончился Дальневосточный форум журналистов экскурсией в китайский город Харбин. Как известно, каждый четвёртый житель планеты сегодня – китаец. Интересно посмотреть, как же вершит своё «чудо» народ, удивляющий своими достижениями весь мир.

Поздним вечером мы приземлились в аэропорту Харбина. Вечерний Харбин сиял огнями, а на время притихшие коллеги дали возможность нашему гиду начать рассказ. Он сразу предложил называть его Костей вместо трёхсложного и трудного для нас в произношении китайского имени. Косте пришлось отложить свои «заготовки», чтобы удовлетворить дотошность журналистов и заодно рассказать о своей жизни. Оказалось, нашему гиду 32 года, у него есть жена и годовалый сын. Мы очень удивились его признанию, что они с женой очень хотели родить дочку. Мужчинам жить тяжелее, ещё раз удивил нас Костя, потому что им приходится много работать, чтобы содержать семью: он, к примеру, когда заканчивает дела в своей фирме, сразу спешит на другую работу. Мы решили подсказать Косте выход: родите дочку.

– Я пока не могу себе этого позволить, – грустно признался он. – У меня нет денег, чтобы заплатить штраф 8 тысяч юаней (примерно 40 тысяч рублей) за второго ребёнка. У вас в России за второго новорождённого платят, а у нас наоборот...

Не менее интересным оказался и ответ на вопрос, много ли русских девушек находят своё счастье с китайскими мужьями... Оказалось, немало, такие есть и среди друзей нашего гида. По его словам, довольны все: друзья, – получив в жёны русских красавиц, а те – надёжный тыл в лице трудолюбивого, заботливого, непьющего мужа. В Китае серьёзная демографическая ситуация не только из-за растущей численности населения: там рождается мальчиков почти в два раза больше, чем девочек, а потому найти себе половинку китайскому мужчине нелегко. Зато нет проблем с комплектованием армии: на армей-скую службу попасть суждено далеко не каждому, отбор жёсткий, а служба очень престижна.

Харбин – самый русский китайский город. До войны 30 процентов его жителей составляли русские, правда, и проживало в нём тогда около 500 тысяч человек, сейчас уже – шесть миллионов. От тех времён остались целые жилые кварталы, своей архитектурой больше напоминающие русские улицы и дворики, православные храмы, кладбища...

– Мы, харбинцы, очень благодарны русским за всё, что они сделали для Китая, – искренне сказал нам гид, – а сделали немало: благодаря вам к нам пришла железная дорога, появились предприятия, цивилизованные жилые кварталы, обогатилась наша культура. Слова благодарности от харбинцев мы слышали потом не раз.

А когда посетили русское военное кладбище, комок в горле встал: строгие ряды могил наших соотечественников, ухоженные памятники с чётко написанными именами и званиями упокоившихся здесь... Порядок, забота и память.

Сегодня, похоже, нам нужно учиться у китайцев делать хорошие дороги, в кратчайшие сроки возводить качественное жильё. Объехав улицы, площади, кварталы Харбина, мы везде видели стройплощадки, где кипит работа: вдоль дорог, внутри кварталов, но нигде не увидели сидящих на перекуре рабочих или праздно болтающуюся молодёжь с банками пива. И хотя недвижимость и здесь растёт в цене, стоимость квадратного метра жилья в Харбине в разы ниже российской, и некоторые дальневосточники охотно покупают здесь себе квартиры на случай старости: цены на основные продукты и товары значительно ниже российских.

Проблем пока у китайцев хватает, и живётся им нелегко и в городе, и особенно в деревне. Не могут, например, они пока даже приблизиться к решению серьёзнейшей экологической проблемы: в разных районах – разные запахи в зависимости от расположенных рядом производств, а на улицах часто можно увидеть людей с повязками на лице.

Удивляет улыбчивость и обаяние китайцев: в гостинице, магазине, на улице вас встретят широкой улыбкой и готовностью выполнить просьбу. А их упорство и трудолюбие дают повод верить: у них всё получится. По-моему, в этом и есть секрет «китайского чуда»: если не углубляться в политику и стратегию, обыкновенное оно – в людях и их отношении к работе, своей земле и семье.

 

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают