В конце прошлого учебного года в основной общеобразовательной Зинкинской школе занимались 36 учащихся. При желании ее можно было счесть малокомплектной. Но в недалекой Музге (Вологодская область) – 14 учеников, в Кладове (Пошехонский район) – 16, а школы работают. Районный отдел образования к закрытию непричастен. Инициатива исходила от директора – Ирины Ивановны Никоновой. Ей предложили новую должность – заведующей учебной частью в Гаютинской средней школе. Другого шанса, живя в деревне, можно не дождаться. А у нее семья, маленькие дети.
В июне она собрала родителей и обрисовала ситуацию так. Притока детей в школу в ближайшие годы не ожидается. Нет завуча, нет организатора внеклассной работы. Трое учителей – предпенсионного возраста. В таком положении, сказала Ирина Ивановна, она не видит перспектив. Вначале за закрытие высказались 12 родителей, 14 были против. Через неделю директор провела повторное собрание, где объявила, что уходит. Спросила коллектив: не хочет ли кто взять на себя обязанности руководителя? Никто не захотел. Тогда заявления о переходе в Гаютинскую школу принесли 22 ребенка.
И школа в Зинкине прекратила существование. Для двух относительно молодых педагогов нашлась работа в Гаютине. Трое получат пенсию по выслуге лет. Математик Алевтина Сергеевна Соболева осталась без средств к существованию. Ей до пенсии по выслуге еще три года. У нее семья, муж колхозник, его заработок мал. В другой район Алевтина Сергеевна, конечно, не поедет – куда же от хозяйства. А поблизости ей ничего не предлагают.
Зинкинская школа опустела. Она построена не так давно: в ней газовое отопление, прекрасный спортзал. Биолог Анатолий Николаевич Шувалов тут проработал 35 лет, он же это здание строил. Здесь он вел замечательные кружки для детей по орнитологии. Они ходили в походы, вели наблюдения, составляли альбомы с фотографиями птиц. В районном управлении образования обдумывают возможность организации на этой базе круглогодичного детского лагеря отдыха. Будто бы Шувалову там найдутся место и «часы», другим оставшимся без дела учителям тоже. Но пока никаких конкретных действий не видно. Здание закрыто. Однако ясно всем, что замки не остановят расхитителей, которые быстро не оставят кирпича на кирпиче.
Деревенских детей возят в Гаютино – это в пяти километрах. Первоклассников нет, но те, что чуть старше, тоже еще малы. Их жалеют гаютинские учителя: нет бы рядом с домом занимались, приболел на уроке – ступай к маме, к теплой печке. Автобуса же еще дождаться надо. О родительских собраниях с участием деревенских родителей речи вообще нет.
В Гаютинской школе стало больше учеников – теперь около ста. Это должно радовать сторонников стандартизации образования и подушевого финансирования. Теперь всякого оборудования и сведений на одну душу придется больше. Вопрос, что дальше станет с этой душой. Ирина Ивановна Никонова, с которой мы беседовали в начале лета, не скрывала, что получение образования необходимо для поиска счастья в городах: «Здесь работы нет, зато наших парней с радостью берут на Череповецкий металлургический завод». Потому что колхозы развалились. Она не принимала возражение, что если человеку в деревне хорошо, то он сам о себе позаботится, было бы здоровье.
Есть примеры, когда люди берут сельскохозяйственные кредиты для развития личного хозяйства, не дожидаясь появления в их краях талантливого председателя. Но для этого, разумеется, нужны энергия и оптимизм.
Кроме того, есть примеры, когда, развивая краеведческую работу (школа в Заболотье, в Некрасовском районе), учителя делают свое село привлекательным для туристов, а у местных жителей появляются занятия по их обслуживанию. Тогда малокомплектная школа – центр культурной жизни. Но для этого опять нужны талант и оптимизм.
А есть примеры: школа в Кладове, в Пошехонском районе, где готовы заботиться о самых несчастных детях, занесенных в чужую деревню злой судьбой. Но для этого нужны энергия, широта души и снова оптимизм. Тогда на призыв о помощи детям откликается вся страна!
И эти маленькие школы никто не сможет закрыть указом сверху: они людям нужны, в них – надежда на будущее. Приоритетный проект по сельскому хозяйству подоспел вовремя: кто его будет выполнять, если из деревень все отправятся на городские заводы? Да ведь с того завода, заработав на подержанную машину, счастливец куда поедет? В отчий край. Только встретят его там чужие люди. Кстати пришелся также приоритетный проект «Образование»: некоторые учителя из малокомплектных школ получили стотысячные премии – для поддержки оптимизма.
Только поймите правильно: никто никого не винит. Способности у всех разные: у одних едва достает сил на себя, у других даже на чужих детей хватает. И вкусы неодинаковые: комуто завод милей, а иному поля дороже. Но хорошо, когда поощряют таланты и оптимистов – тех, кто не бежит за счастьем, а создает его сам.