суббота 27

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 27 сентября 2006

Кадры решают все

В Пошехонском районе 1 сентября не открылись две деревенские школы – в Тайбузине и в Зинкине.

автор Ольга ПЕТРОВА

 

В конце прошлого учебного года в основной общеобразовательной Зинкинской школе занимались 36 учащихся. При желании ее можно было счесть малокомплектной. Но в недалекой Музге (Вологодская область) – 14 учеников, в Кладове (Пошехонский район) – 16, а школы работают. Районный отдел образования к закрытию непричастен. Инициатива исходила от директора – Ирины Ивановны Никоновой. Ей предложили новую должность – заведующей учебной частью в Гаютинской средней школе. Другого шанса, живя в деревне, можно не дождаться. А у нее семья, маленькие дети.

В июне она собрала родителей и обрисовала ситуацию так. Притока детей в школу в ближайшие годы не ожидается. Нет завуча, нет организатора внеклассной работы. Трое учителей – предпенсионного возраста. В таком положении, сказала Ирина Ивановна, она не видит перспектив. Вначале за закрытие высказались 12 родителей, 14 были против. Через неделю директор провела повторное собрание, где объявила, что уходит. Спросила коллектив: не хочет ли кто взять на себя обязанности руководителя? Никто не захотел. Тогда заявления о переходе в Гаютинскую школу принесли 22 ребенка.

И школа в Зинкине прекратила существование. Для двух относительно молодых педагогов нашлась работа в Гаютине. Трое получат пенсию по выслуге лет. Математик Алевтина Сергеевна Соболева осталась без средств к существованию. Ей до пенсии по выслуге еще три года. У нее семья, муж колхозник, его заработок мал. В другой район Алевтина Сергеевна, конечно, не поедет – куда же от хозяйства. А поблизости ей ничего не предлагают.

Зинкинская школа опустела. Она построена не так давно: в ней газовое отопление, прекрасный спортзал. Биолог Анатолий Николаевич Шувалов тут проработал 35 лет, он же это здание строил. Здесь он вел замечательные кружки для детей по орнитологии. Они ходили в походы, вели наблюдения, составляли альбомы с фотографиями птиц. В районном управлении образования обдумывают возможность организации на этой базе круглогодичного детского лагеря отдыха. Будто бы Шувалову там найдутся место и «часы», другим оставшимся без дела учителям тоже. Но пока никаких конкретных действий не видно. Здание закрыто. Однако ясно всем, что замки не остановят расхитителей, которые быстро не оставят кирпича на кир­пиче.

Деревенских детей возят в Гаютино – это в пяти километрах. Первоклассников нет, но те, что чуть старше, тоже еще малы. Их жалеют гаютинские учителя: нет бы рядом с домом занимались, приболел на уроке – ступай к маме, к теплой печке. Автобуса же еще дождаться надо. О родительских собраниях с участием деревенских родителей речи вообще нет.

В Гаютинской школе стало больше учеников – теперь около ста. Это должно радовать сторонников стандартизации образования и подушевого финансирования. Теперь всякого оборудования и сведений на одну душу придется больше. Вопрос, что дальше станет с этой душой. Ирина Ивановна Никонова, с которой мы беседовали в начале лета, не скрывала, что получение образования необходимо для поиска счастья в городах: «Здесь работы нет, зато наших парней с радостью берут на Череповецкий металлургический завод». Потому что колхозы развалились. Она не принимала возражение, что если человеку в деревне хорошо, то он сам о себе позаботится, было бы здоровье.

Есть примеры, когда люди берут сельскохозяйственные кредиты для развития личного хозяйства, не дожидаясь появления в их краях талантливого председателя. Но для этого, разумеется, нужны энергия и оптимизм.

Кроме того, есть примеры, когда, развивая краеведческую работу (школа в Заболотье, в Некрасовском районе), учителя делают свое село привлекательным для туристов, а у местных жителей появляются занятия по их обслуживанию. Тогда малокомплектная школа – центр культурной жизни. Но для этого опять нужны талант и оптимизм.

А есть примеры: школа в Кладове, в Пошехонском районе, где готовы заботиться о самых несчастных детях, занесенных в чужую деревню злой судьбой. Но для этого нужны энергия, широта души и снова оптимизм. Тогда на призыв о помощи детям откликается вся страна!

И эти маленькие школы никто не сможет закрыть указом сверху: они людям нужны, в них – надежда на будущее. Приоритетный проект по сельскому хозяйству подоспел вовремя: кто его будет выполнять, если из деревень все отправятся на городские заводы? Да ведь с того завода, заработав на подержанную машину, счастливец куда поедет? В отчий край. Только встретят его там чужие люди. Кстати пришелся также приоритетный проект «Образование»: некоторые учителя из малокомплектных школ получили стотысячные премии – для поддержки оптимизма.

Только поймите правильно: никто никого не винит. Способности у всех разные: у одних едва достает сил на себя, у других даже на чужих детей хватает. И вкусы неодинаковые: кому­то завод милей, а иному поля дороже. Но хорошо, когда поощряют таланты и оптимистов – тех, кто не бежит за сча­стьем, а создает его сам.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают