четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 4

пятница, 01 апреля 2011

Рождённый летать

Ярославец Николай Кузьмин, получивший два патента Федеральной службы по интеллектуальной собственности, «застолбил» за собой идею полётов на необычном аппарате вертикального взлёта и посадки. 69-летний изобретатель уверен, что придуманный им движитель роторного типа способен совершить прорыв не только в воздухоплавании, но и автомобилестроении, водном транспорте.

автор Сергей МОЛОКОВ    фотограф Анна ЛУКИНА

 

ОТ МАЙСКОГО ЖУКА – К ЛЕТАЮЩЕМУ АВТОМОБИЛЮ

Ещё в фильмах о Фантомасе зрители с восторгом смотрели, как их любимый киногерой легко и непринуждённо уходил от погони, организованной незадачливым комиссаром полиции. Нажатием кнопок на панели приборов своей чудо-машины он выпускал крылья и хвостовое оперение, включал форсаж и прямо с шоссе взмывал в небо.

А вот для аппарата Кузьмина, как считает сам автор идеи, никакого разгона не понадобится. Мощные роторные двигатели поднимут автомобиль на нужную высоту и переместят его в пункт назначения почти со скоростью звука.

– И никакой фантастики, всё реально и достижимо, – убеждён Николай Евгеньевич. – Мой запатентованный движитель отличается от известных тем, что работает на закритических углах атаки несущих роторов-лопастей, а говоря проще, имитирует полёт насекомых. Вы же наверняка видели, как летает майский жук – он выглядит таким неповоротливым, а какие виртуозные пируэты выделывает! Вот и автомобиль полетит точно так же, если будет оснащён двумя парами несущих роторов. Имея несколько осей вращения, лопасти движителей обеспечат машине или любому другому грузу устойчивость в воздухе, высокую маневренность и скорость за счёт линейных скоростей, близких к сверхзвуковым.

СУДЬБА ИГРАЕТ С ЧЕЛОВЕКОМ

В юные годы Коля Кузьмин играл на трубе во Дворце культуры железнодорожников. Когда служил в армии, был начальником радиолокационной станции, имел дело с радиотехникой. Отслужив, вновь вернулся к музыке, но играл не на трубе, а на собственноручно отремонтированной электрогитаре.

Однако музыка отошла на второй план, когда Николай поступил на вечерний факультет Ярославского политехнического института. В голове студента «зазвучали» технические идеи, связанные с воздухоплаванием, энергосбережением, усовершенствованием различных машин и агрегатов.

Над идеей использования техники движения крыльев насекомых Кузьмин бьётся свыше трёх десятков лет. Значение слова «бьётся» читатели поймут позже, когда узнают мнение изобретателя о нашем неповоротливом чиновничье-бюрократическом аппарате, который рождён лишь ползать, но не летать. Сколько российских талантов загубила на корню эта неподъёмная машина!

Работа на ярославских предприятиях, семейные заботы оставляли Николаю Евгеньевичу мало времени для технического творчества. Только выйдя на заслуженный отдых, он сумел запатентовать сразу два изобретения – роторолёт будущего и аппарат для передвижения по воде и суше в условиях труднопроходимой местности.

– Конструкция аппарата для передвижения по водной поверхности и земле проще, чем летательного, она имеет одну пару движителей-роторов, – объясняет изобретатель. – В отличие от судов на воздушной подушке такая модель более маневренна, потому что может двигаться не только вперёд и назад, но и влево-вправо, разворачиваться на месте. Силу тяги создаёт дискретный, то есть порционный поток воздуха, а высокую маневренность обеспечивает вращение оси лопастей роторов на 360 градусов.

Всю жизнь творческая мысль технаря-самоучки рвалась в небо, однако в обыденной жизни ему приходилось заниматься земными делами. Вот и сейчас, находясь на пенсии, Н. Кузьмин трудится на инженерной должности в небольшой фирме, которая выполняет ремонт и обслуживание торгово-технологического оборудования. Предприятие арендует мастерскую, расположенную в двухэтажном здании бывшей школьной теплицы. Условий для работы здесь не было никаких, но мастеровитые люди создали их сами. Особенно по-старался Николай Евгеньевич: установил необычный наждак собственной конструкции для заточки мелких режущих инструментов, столик для лобзика, сушилку с сигнальными лампочками и другие новинки.

– В нашей мастерской создана самая благоприятная обстановка как для труда, так и для отдыха, – говорит работающий пенсионер. – Здесь мы часто собираемся, обсуждаем текущие дела. Бизнес у нашего малого предприятия нелёгкий, сейчас приходится обслуживать в основном бюджетные организации: детские сады, школы, больницы. Бывает, месяцами ждём, когда должники рассчитаются за работу.

Тут же, в мастерской, рождаются и находят воплощение в моделях многие творческие задумки изобретателя. Особенно он гордится стендовой моделью ротора, на которой испытывает свою техническую новинку в режиме закритических углов вращения лопастей.

СУШИЛКА, КОСИЛКА И... ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

В творческом активе ярославца кроме запатентованных моделей имеется немало полезных самоделок: ручная электрокосилка, сушилки для грибов и ягод, различные электроприборы и ин-струменты. Но ещё больше у него технических идей, причём самых неожиданных. К примеру, изобретатель, изучив конструкцию двигателей подводных лодок, готов предложить кораблестроителям свой вариант движителя (понятно, что роторного типа), благодаря которому субмарина сможет плыть намного быстрее и бесшумнее. Специалисты автомобилестроения могли бы заинтересоваться такими интересными идеями Кузьмина, как механизм для экстренного торможения колёс, устройство для опережения впрыска топлива, дифференциал с вдвое меньшим весом и более высокой передаточной мощностью.

– Будь у меня куча денег, я бы первым делом запатентовал свои изобретения, – мечтает Николай Евгеньевич. – К сожалению, сделать этого не могу, потому что на оформление необходимых документов не хватит ни моей пенсии, ни зарплаты.

Сетует он и на то, что не имеет помощника математика-механика, способного рассчитать аэродинамические возможности его летательного аппарата. Куда только ни обращался изобретатель, чтобы заинтересовать специалистов своими идеями, но отовсюду получал отрицательные отзывы либо отписки. «Реализация вашего изобретения за счёт бюджетного финансирования не представляется целесообразным», – такой вердикт вынес модели роторолёта один из руководителей Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ). «Предложенные идеи имеют определённую новизну, однако это не гарантирует практической применимости предложенных конструкций в условиях рыночной экономики, так как они обладают высоким коммерческим риском и требуют значительных затрат на реализацию», – сделали заключение специалисты ОАО «Вертолёты России».

– Я прекрасно понимаю, что создать пригодный для эксплуатации летательный аппарат, пользующийся спросом на рынке, очень сложно и затратно, но ведь если этим совсем не заниматься, нас обгонят страны-конкуренты, – резонно рассуждает автор идеи.

НЕ ОСТАТЬСЯ БЫ В ПРОЛЁТЕ

– Николай Евгеньевич, а может, вам лучше продать свою идею китайцам, чтобы хоть как-то заработать? – задаю «провокационный» вопрос собеседнику.

– Если я продам запатентованное изобретение, меня сразу посадят в кутузку, – улыбается он в ответ. – Подобных примеров уже немало. Доживём, что изобретателей в стране скоро вообще не останется. Россия и так поставила мировой рекорд по «утечке мозгов» – за рубежом трудятся десятки тысяч талантливых людей. Но ведь стоит, как сообщалось в прессе, реализовать всего лишь пару сотен лучших изобретений, и они вытащат страну на передовые позиции в мире.

По мнению Кузьмина, сделать это вполне реально, если государство окажет изобретателям хоть какую-нибудь поддержку. Неплохо бы, предлагает он, создать специальный фонд народных изобретений, чтобы он помогал продвигать наиболее полезные идеи, особенно защищённые патентом.

– Только мне самому, видимо, до этих времён уже не дожить, – вздыхает изобретатель.

Читайте также
Комментарии

Гость | 06.05.2011 в 00:10 | ответить0

а зачем нам мозги, когда столько нефти и газа))))))))

 

леха | 12.05.2011 в 02:58 | ответить0

родина как всегда отблагодарит нищей пенсией

 

Владимир | 20.05.2011 в 16:31 | ответить0

Живу давно. Всегда одинаково — Кулибиных наших губят, а с ними и чувство гордости за народ. Нужен не фонд, а Госкомитет, куда всякий может обратиться с любой идеей. ее фиксировать и далее анонимно толкать сверху. Ведь ясно — должна развиваться страна. А у нас — если нет личной выгоды чиновнику, то ничего и не выйдет. Да и эспертам, как правило, лет по 80 — 90, им признать, что это не они изобрели — все равно что застрелиться, не пустят они ни кого, кто не скажет, что идею им «подкинул» вот такой-то академик. Куда не сунься — везде клин. Смерть развитию, умрем дикарями.

 

ЛЕХА | 18.08.2011 в 19:23 | ответить0

В РОССИИ СОЗДАНА СИСТЕМА КОТОРАЯ ИЗНАЧАЛЬНО ДУШИТ ИНИЦИАТИВУ ЛЮДЕЙ ВСЕ ЭТО НИ К ЧЕМУ ХОРОШЕМУ НЕ ПРИВЕДЕТ.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают