пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 26 января 2012

Уездных барышень альбом

Не сердечным мукам девочек, впрочем, посвящён он, а описанию их школьных будней

Все мы в общем-то знаем, что представляет собой «уездной барышни альбом»... А если его ведёт не одна барышня, а целая гимназия?

 

автор Анастасия КОЛЕСОВА    фотограф Анна ЛУКИНА

 

В1903 году дочь статского советника, преподавателя Ярославской духовной семинарии Николая Корсунского Ольга Корсунская, окончившая курс Мариинской женской гимназии с золотой медалью и служившая «домашней наставницей русского языка», открыла в Ярославле женское «учебное заведение третьего разряда», вскоре преобразованное в прогимназию, а затем в гимназию, вошедшую в историю города как «женская гимназия Корсун­ской».

В отличие от иных женских учебных заведений, воспитывавших примерных жён и матерей, гимназия Корсунской старалась готовить воспитанниц к жизни общественной. Ориентируясь на опыт «новых школ» Москвы и Санкт-Петербурга, Ольга Николаевна ввела доселе неведомую в Ярославле практику родительских собраний. Новшеством стали и организуемые Корсунской экскурсии – на Ярославскую Большую мануфактуру, ткацкие фабрики Иваново-Вознесен­ска, открытые уроки передовых российских педагогов.

А впечатления о процессе получения «просвещённого женского образования» можно получить буквально из первых уст, точнее, из первых рук, а именно – из общего дневника, который вели воспитанницы гимназии. Ныне это милое свидетельство целой эпохи находится в частных руках.

Передо мной книжица толщиной с Большую советскую энциклопедию. Строгая тёмно-бирюзовая обложка, немного выцветшая, вся пятнистая от времени и сырости. С замиранием сердца открываю альбом... Желтоватые разлинованные страницы вкусно пахнут чернилами и прошлым столетием. Дневник ведётся с 1910 до примерно 1918 года, но есть и записи, датированные 1926-м. Наряднее всего выглядят заметки дореволюционных времён: дневник ведётся ежедневно, совсем изредка попадаются описания событий целой недели.

Хоть альбому поверяются и не сердечные муки девочек, а школьные будни, это не убавляет интереса к дневнику, ведь и гимназические дни бывают разные. Барышни делятся впечатлениями от увеселительных прогулок за город, от экскурсий на фабрики и скромных гимназических празднеств – литературных или языковых вечеров, спектаклей. Есть место и для описания забавных будничных происшествий:

«Нам, I классу, подарили черепаху из музея для террариума. Мы её рассмотрели и положили в террариум... По-видимому, мы террариум оставили открытым, и когда мы на следующий день пришли в гимназию, то увидали, что черепахи не было... Через некоторое время нам подарили другую черепаху. Мы почти забыли о первой черепахе. И когда пришли 9 октября в класс, то увидали, что у нас в террариуме две черепахи... оказывается, старая черепаха выпала из террариума, выползла из класса и заползла в комнату Анны Николаевны в угол под комод. Когда горничная мела пол, она подумала, что это камень, и стала мести черепаху. Но черепаха стала двигаться. Горничная пошла и рассказала об этом Анне Николаевне. Анна Николаевна взяла черепаху, вымыла и положила в террариум».

Встречаются и литературные экзерсисы, порой даже хулиганистые, правда, с одобрения педагогов. Эти незамысловатые строчки немного похожи на поэзию вагантов, но сами юные авторши шутливо сравнивают свои вирши с произведениями Алексея Толстого.

«...А после знаменитой «змеиной» экскурсии нам пришла мысль написать стихи про наши милыя любимыя путешествия...

К делу знания как стихия

Мы стремимся массой общей

И поход в леса ямские

Проповедуем всеобщий.

 

Встаньте! Вас... довольно

И историки, и фрау.

Из гимназии невольно

Побежим мы в лес как страус.

 

Там, в лесах, не ставят баллов

И не пишут сочинений,

Там не надо знать про галлов

И племён переселения.

 

О. Н. К. забудет с нами

Всю грамматику французов

И сочней нам под соснами

Наготовит целый кузов...».

 

А ещё к рассказам об экскурсиях непременно прилагается фотокарточка, совсем как сейчас.

Есть место и для трагических событий – три дня девушки скорбят по усопшему учителю истории Порфирию Ивановичу. Отражены, правда весьма скудно, исторические события, например, гражданская война. Здесь неизвестная юная эссеистка не вдаётся в анализ исторических процессов, а простодушно сетует по поводу прерванного учебного процесса: «...Отняла война у нас гимназию, и теперь мы бродим как бесприютные по разным чужим помещениям...»

Осторожно переворачиваю листы. Добротная, твёрдая, как современный ватман, бумага. Судя по меняющимся почеркам – от круглого, почти каллиграфического до готического скорописного «заборчика», дневник ведут ученицы разных возрастов... и разной успеваемости. На записи, сделанные «парфетками», то есть прилежными и послушными гимназистками, любо-дорого посмотреть – буковки будто отпечатаны в типографии, ни одной ошибки, нет даже помарок. Зато если дневник ведёт «мовешка», не самая успевающая ученица да ещё и шалунья, это видно сразу – буквы толкаются, то тут, то там ошибки исправлены красными чернилами, есть и хвостатые кляксы.

Но плохая успеваемость ещё ни о чём не говорит. Вот запись «мовешки», датированная 1917 годом, где девушка безыскусно прощается с любимым заведением:

«Я уезжаю в Самару. Может быть, я больше никогда со своими подругами не увижусь... гимназию я очень люблю, хотя мне часто попадало или от

О. Н., или от классной дамы, или от учительниц... В гимназии я считалась чуть ли не самой шаловливой, а поэтому училась плохо. Жалко, жалко уходить из этой гимназии».

Нынешний хозяин альбома приобретал его у перекупщиков антиквариата, по их свидетельствам, дневник был выкуплен у потомков Петра Беляева, священника церкви Михаила Архангела, три дочери которого учились в гимназии Корсун­ской, вместе с фотоархивом семьи и аттестатами барышень-поповен. И если бы не антиквары и просто любители истории родного города, эти бесценные мелочи могла бы ждать весьма печальная судьба – род Беляевых пришёл в забвение, семейные реликвии хранились в сырости, в мешке из-под картошки и были отданы за сущие копейки. Грустно было слышать рассказ о судьбе запечатлённой памяти одной семьи, ведь именно такие мелочи – фамильные архивы простых горожан – и составляют историю целого города. А её, выходит, так легко потерять.

 

Читайте также
  • 11.09.2012 Пустынь деятельной любви Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви подвёл итоги окружного этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания
  • 03.08.2012 На фотомонтаж – табу! В Культурно-выставочном центре Переславского музея-заповедника открылась выставка по итогам крупнейшего ежегодного международного фотоконкурса «Золотая черепаха».
  • 29.02.2012 Второй – и совсем не последний!В Ярославской области немало талантливых авторов, делающих первые шаги в литературе. Очередным свидетельством тому стал Второй литературный конкурс для
  • 04.02.2012 Купцом построено, купцу вернулось Ушло с молотка всего за 15 миллионов рублей большое здание бывшей мужской гимназии, которое без малого 120 лет верой и правдой служило системе образования
  • 02.09.2011 Принести детям полезное учение День знаний для учащихся православных учебных заведений Ярославля – духовной семинарии и гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова) –
  • 14.05.2011 Учитель должен уметь всё Надежда Смирнова, преподаватель математики и информатики Рыбинской гимназии № 8 имени Л. М. Марасиновой, стала победительницей областного этапа всероссийского
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают