пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 08 февраля 2007

Полмиллиарда изобретателя Гаврилова

нет фото

Этот человек создал десятки машин, которые ныне незаменимы в строительстве и сельском хозяйстве. На днях указом Президента РФ Юрию Гаврилову присвоено звание заслуженного изобретателя России.

автор Андрей СОЛЕНИКОВ

 

Детище Юрия Михайловича – лаборатория землеройных машин – занимает просторное помещение на первом этаже одного из двухэтажных корпусов технического университета. Первое ощущение, когда входишь в помещение, – попал в гости к каким­то железным динозаврам. Центр комнаты занимает, упираясь в потолок, стрела экскаватора со всеми органами управления и гидравлическими устрой­ствами, только без шасси. Юрий Михайлович объясняет:

– Это действующая модель. На ней мы студентов обучаем и заодно проверяем новые кон­струкции ковшей и других деталей для разработки различных грунтов.

Рядом длинный ящик с песком. Изобретатель включил мотор, и вдоль ящика заскользил стальной нож – раза в четыре уменьшенная копия бульдозерного, но необычного на вид – с какими то острыми дисками по бокам. Таких ножей разной формы – выгнутых, вогнутых, V­образных, с круглыми, зубчатыми отвалами – на стенде около десятка. Здесь же приборы, замеряющие силы сопротивления при движении ножа. Все это позволяет выяснить, какой «землеройный рабочий» даст наивысшую производительность, экономию топлива.

За 47 лет работы Юрий Михайлович создал и запатентовал сорок изобретений, и во многих соавторами выступали преподаватели и студенты.

– Наука будет плохо усваиваться, а будущий инженер станет рядовым исполнителем, если не научится сам изменять, совершенствовать машины и механизмы, – считает заведующий лабораторией.

Вот почему при направлении на работу в 1960 году Юрий Михайлович, горьковчанин по рождению, выбрал научный городок в Калининской (ныне Тверской) области, где среди лесов и болот, в красивейшем месте на берегу Волги располагались лаборатории и конструкторские бюро филиала Всесоюзного НИИ торфяной промышленности (ВНИИТП). Оттуда начинали свой путь на торфопредприятия современные высокопроизводительные комбайны и другие орудия для заготовки, сушки, брикетирования и складирования торфа, осушения торфяных месторождений.

Еще начинающим конструктором Юрий Михайлович сотни километров прошел и проехал по болотам Тверской, Иванов­ской, Ярославской областей, проверяя в полевых условиях машины и механизмы, разработанные с товарищами в кон­структорском бюро ВНИИТП. В филиале на основании его изобретений и в соавторстве были созданы оригинальные мелиоративные машины для различных работ на торфо­предприятиях.

Гаврилов открывает свой старый альбом с черно­белыми фотографиями:

– Это было самое счастливое время в моей жизни. Счастливое не только радостью открытий, но и тем, что все нами созданное на торфопредприятиях быстро осваивали и запускали в производство большими партиями.

За 14 лет работы в Тверской области и первые годы в Ярославле экономический эффект от применения машин Юрия Гаврилова с соавторами составил свыше пяти с половиной миллионов рублей по тогдашнему курсу. Сейчас это почти полмиллиарда. В филиале он стал ведущим конструктором, заведующим лабораторией, защитил кандидатскую диссертацию. Женился, родились дочь и сын, получил первую в своей жизни квартиру.

В 1970 году талантливого инженера пригласили принять участие в конкурсе на вакантную должность преподавателя Ярославского политехнического института на кафедру двигателей внутреннего сгорания. Здесь Гаврилов продолжал свои разработки новых машин, плодотворно сотрудничая с предприятиями «Ярторфа».

На снимках тех лет видно, как, проектируя рабочие органы мелиоративных машин и торфяных экскаваторов, он привычные режущие механизмы заменяет своими «ноу­хау», создает новые и новые дисковые ковши. Всего несколько видов таких устройств позволили изобретателю создать целую серию машин, не имеющих аналогов ни в России, ни за рубежом.

Когда в 1975 году в политехе появилась кафедра «строительные и дорожные машины», Юрия Михайловича назначили доцентом. В Крестах строились лабораторные корпуса, и в одном из них на первом этаже Гаврилову вместе с руководством кафедры удалось разместить лабораторию землеройной техники. Все ее оборудование коллектив кафедры и студенты собрали своими руками.

После создания кафедры сфера применения изобретений Юрия Михайловича и его соавторов расширилась. В роли заказчиков машин стали выступать кроме «Ярторфа» «Автодор», строительные тресты области, ТСО «Ярославльстрой».

В середине девяностых в жизни изобретателя начались трудные времена. Свои разработки он ежегодно пополнял, но большинство из них ждала незавидная участь остаться лабораторными моделями для занятий, а в лучшем случае воплотиться в одном или немногих промышленных образцах.

– Руководители предприятий не хотели и не хотят тратить время и деньги на отечест­венные разработки, запуск их в производство, предпочитают покупать готовые машины за рубежом, – посетовал Юрий Михайлович. – Изобретения кроме меня на кафедре разрабатывают все преподаватели. И жаль, что большинство новинок не идет в серию. Надеюсь, что такое отношение к соб­ственным российским нов­шествам изменится.

Последнее изобретение Гаврилова, получившее недавно патент Российской Федерации, никак не связано с работой кафедры.

Юрий Михайлович показывает чертежи почти фантастического транспортного комплекса. Это плавающая платформа для морского строительства и подъема затонувших судов. Возможно, как он рассуждает, на мысль создать такой корабль из нескольких самодвижущихся понтонов его натолкнула трагедия «Курска». В отзывах Роспатента кон­струкция характеризуется как заявка на выполнение важнейшей государственной задачи и, конечно, не только для подъема судов, но и для разработки месторождений на морских шельфах, строительства портов, прокладки морских газо– и нефтепроводов, что сегодня становится очень актуальным.

Мысль изобретателя невозможно ограничить узкими рамками одной­двух отраслей. А стало быть, у ветерана науки впереди большое поле для применения своего новаторского опыта.

Читайте также
  • 11.12.2012 Иван Деев взяток не бралНа минувшей неделе по инициативе областного УМВД на восточной стене Вознесенско-Георгиевского храма в Рыбинске была открыта мемориальная доска в память
  • 29.11.2012 Из затхлых кабинетов – на свободу Если какой-то молодой механик, открывая капот автомобиля, испытывает чувства, сходные с теми, что испытывал пушкинский скупой рыцарь, открывая сундук с
  • 07.11.2012 ГИБДД благодарят за спасение человека С благодарностью обратилась к руководству ГИБДД Рыбинского межмуниципального управления МВД семья работника «Водоканала» Валерия Кузнецова.
  • 28.09.2012 Инновационному машиностроению – инновационное образование В последние годы мы являемся свидетелями прямо противоположных тенденций в российском машиностроении: с одной стороны, непрерывное сокращение персонала
  • 27.09.2012 Взрыв на автостоянке у рынка На автостоянке у Дзержинского рынка в Ярославле с раннего утра и до полудня работали вчера сотрудники полиции, кинологи, пожарные.  
  • 08.02.2005 Обыкновенные чудеса Вам приходилось видеть, как магнит притягивает воду. Это чудо мне только что продемонстрировал заведующий кафедрой охраны труда и природы Ярославского
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают