Мы хотим, чтобы у детей появились новые социальные навыки: новые формы общения, новые обязанности, чувство ответственности, умение трудиться, усваивать правила общественного поведения. Но есть специальные умения, навыки, которыми ребёнок должен овладеть: читать, считать и писать. И среди этих трёх умений овладение письмом занимает особое место. Навык письма – единственный практический двигательный навык, который ещё формируется в школе.
Как и когда учить ребёнка писать? Какая методика наиболее эффективна? Что делать, если процесс письма затруднён? Как подготовить ребёнка к письму? Можно ли сделать это обучение занимательным? На эти и многие другие вопросы отвечает учебно-методический комплект «Обучение письму» доктора биологических наук, академика Российской академии образования, директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких. В книге, входящей в комплект, подробно изложена авторская методика обучения, в четырёх рабочих тетрадях прописей она представлена практически. Методика позволяет сформировать навык письма как основу интеллектуального развития ребёнка, вовремя заметить и исправить трудности. Методика предназначена для учителей начальных классов, воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений, библиотек и институтов повышения квалификации, исследователей и, конечно, для родителей. Она уже апробирована педагогами и воспитателями во многих регионах России.
До недавних пор Ярославский край был в стороне от этого направления. Но положение стало меняться. Стали налаживаться прямые контакты с Институтом возрастной физиологии. В мае по приглашению кафедры физиологии ЯГПУ в Ярославле с циклом лекций по проблемам школьных трудностей выступила сотрудник и соавтор Марьяны Безруких, директор Центра диагностики детей и подростков Татьяна Андреевна Филиппова, оставившая авторский экземпляр методического комплекта. А в июне на юбилейной международной конференции Института возрастной физиологии, проводимой под совместным председательством с Людмилой Путиной, были представлены материалы по изучению выработки двигательных навыков у первоклассников школы № 80 Ярославля. Ярославцам было чем поделиться.
Каждое из вырабатываемых умений, в том числе письмо – это результат совместных усилий программ биологического развития, записанных в наших генах, и планомерно организованной внешней обучающей учебной деятельности. У кого-то индивидуальные программы больших возможностей, их учить можно быстрее, кому-то повезло чуть меньше. Для оценки индивидуальных способностей в Ярославском педагогическом университете была создана компьютерная методика, позволяющая посмотреть, как удаётся ученику совершенствовать умение обводить линии, из которых образуются буквы. Ученик повторяет это действие пять раз подряд. И даже за время этих повторов, всего несколько минут, улучшается выполнение задания. Компьютер даёт количественную характеристику динамики обучения по скорости его выполнения, долям лишних движений, точности траектории, движениям возврата. У каждого ребёнка и взрослого будут свои, индивидуальные показатели обучаемости, свой стиль деятельности. На основании такой кратковременной пробы оказалось возможным делать прогноз по обучаемости письму на большой период. В конце первого класса, после овладения письмом, прогноз подтвердился для половины первоклассников, которые выполнили это задание, ещё не умея писать. Получить такой прогноз теперь может каждый заинтересованный учитель или родитель бесплатно. Методика заинтересовала специалистов в столице, студентка, представлявшая её этим летом на выставке Всероссийского выставочного центра в Москве, привезла за неё медаль. Методика используется в Ярославском педагогическом университете, городском центре диагностики, консультирования и социального сопровождения школьников (Ярославль, Б. Октябрьская, 122. тел. 45-75-03).