суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 29 апреля 2010

Вернуть профессии уважение

2010 год в России Указом Президента Дмитрия Медведева объявлен Годом учителя. В этом документе, как и в Послании Президента страны Федеральному Собранию России, планомерно проводится мысль о том, что проблемы воспитания подрастающего поколения сегодня выходят
на первый план. Говоря об общечеловеческих ценностях, таких как семья, духовность, порядочность, Дмитрий Медведев подчёркивает, что это «вещи, которыми нельзя поступиться. Это то, что дорого вам, дорого мне, дорого нам всем. То, без чего мы не можем себе представить нашу страну».

автор Лариса Анатольева

 

О том, как пройдёт Год учителя в Ярославской области, о состоянии системы образования в нашем крае, о перспективах мы беседуем с директором департамента образования Ярославской области Татьяной Степановой.
– Сегодня, рассматривая Год учителя с учётом требований к обучению и воспитанию молодёжи, мы понимаем, что профессия учителя в нашей стране должна иметь более высокий статус. Кроме того, необходимо привлекать гораздо больше общественного внимания и к педагогам, и к проблемам школы, – начала разговор Татьяна Александровна.
– Налагает ли высокий статус – Год учителя – какие-то дополнительные обязанности, даёт ли шанс реализовать задуманное? Чем этот год особенно важен для педагогического сообщества?
– Самая большая ценность этого события заключается в привлечении внимания общества к учителю и школе. Люди старшего поколения часто говорят о том, что раньше, в 50 – 60-е годы прошлого века, отношение к профессии педагога было совсем иным – уважительным. Но нельзя забывать и о том, что подобное отношение к школе и педагогам было частью идеологии нашего государства. На целое десятилетие, вплоть до 2000-го года, образование со всеми своими бедами и проблемами выпало из поля зрения государства, и теперь мы вынуждены навёрстывать упущенное. Сегодня, говоря о необходимости формирования высокого статуса учителя, нужно понимать, что создавать этот статус нужно и морально, подготавливая и привлекая общественное мнение, и, безусловно, материально.
– Какие шаги уже предприняты в этом направлении?
– В этом году сделан акцент на пропаганду профессии педагога: это и фестиваль творчества педагогических работников «Учительские таланты земли Ярославской», и участие в конкурсах профессионального мастерства всех уровней – от муниципальных до всероссийских, и чествование педагогических династий, и многое, многое другое. Что касается материальной поддержки, то призовой фонд наших традиционных конкурсов профессионального мастерства в этом году за счёт средств областного бюджета увеличился в разы.
– Какие основные мероприятия запланированы в Ярославской области в Год учителя?
– В первую очередь это интернет-проект «Учитель нашей новой школы» (http://teacher.edu.ru), организованный департаментом образования и цент­ром телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Проект был одобрен Министерством образования России и получил статус всероссийского. Это фестиваль творческих конкурсов и акций, объединяющих педагогов, учеников, общественность, способ выразить своё мнение, предложить идеи и обсудить их с единомышленниками. Уже сегодня в проекте «Учитель нашей новой школы» – сотни участников, и он день ото дня становится всё популярнее. Объявлен конкурс публикаций, содействующих формированию позитивного образа учителя «Учитель, перед именем твоим» в средствах массовой информации, по трём номинациям – лучшая публикация в печатном или интернет-издании, теле- и радиоматериал. Этот конкурс тоже проводится впервые, и им уже заинтересовались журналисты из других регионов. И, конечно, если говорить о наиболее знаменательных событиях Года учителя, то это межрегиональная научно-практическая конференция «Учитель нашей новой школы: личность и компетенции», которая приурочена к традиционному августовскому педсовету, и межрегиональная выставка «Образовательные ресурсы нашей новой школы», посвящённая и Году учителя, и юбилею Ярославля.
– Фестивали, конкурсы, конференции – все эти мероприятия, безусловно, очень значимы. Но у системы образования есть и немало проблем…
– Проблемные зоны есть всегда. Если говорить с позиции учителей, то это в первую очередь низкая заработная плата. Это признают все, но, к сожалению, мы живём в таких реалиях, что увеличить заработную плату в ближайшем будущем не представляется возможным, несмотря на знаковый для всего педагогического сообщества Год учителя. Главное в материальной сфере для нас сегодня – не уронить достигнутый уровень, не допустить задержек с выплатой заработной платы. В новой форме оплаты труда уже заложен механизм увеличения заработной платы, но запустить его в действие в полной мере не позволяют возможности бюджета.
– Уровень доходов учителей – это един­ственная на сегодняшний день проблема?
– К сожалению, одна из многих. Проблемой является и здоровье школьников. Приведу только одну цифру: по данным Минсоцразвития, лишь 14 процентов выпускников школ здоровы. Это не только проблема школы, это болевая точка всего нашего государства, на которую влияют многие факторы: и питание, и недостаточное развитие массовой физкультуры и спорта в стране, и не до конца продуманная пропаганда здорового образа жизни, и психологическая обстановка в семье и обществе в целом. Другой серьёзной проблемой является материально-техническая база школ. По словам нашего Президента Дмитрия Медведева, «школа не должна быть ветхой». В Ярославской области 483 школы, из них 264 общеобразовательных учреждения расположены в сельской мест­ности. Отсутствие инженерной инфраструктуры на селе определяет степень благоустройства этих школ – это и печное отопление в ряде зданий, и отсутствие в некоторых школах водопровода и канализации. Но надо отметить, что в Ярославской области нет ни одного школьного здания в аварийном состоянии. Многое делается благодаря областной программе «Государственная поддер­ж­ка образовательных учреждений Ярославской области»: это и ремонт крыш, и оснащение столовых, и установка автоматической пожарной сигнализации, и капитальный ремонт. Проблемы есть, но на анализе этих проблемных зон и построен каждый следующий этап стратегии развития регионального образования.
– Есть ли сегодня кадровая проблема?
– Парадокс вот в чём: молодых учителей в школу действительно приходит немного, но ведь и вакансий практически нет. В Ярославле на сегодняшний день всего несколько вакансий – учителей иностранного языка, информатики, физической культуры, а в сельских школах и их нет. Есть другой момент: 20 процентов наших учителей – люди предпенсионного и пенсионного возраста.
Но это, на мой взгляд, не является препятствием для работы, если профессиональный потенциал учителя ещё не выработан, если он идёт в ногу со временем, осваивает новые технологии, пользуется уважением. В то же время  молодые кадры школе нужны, особенно в условиях внедрения стандартов нового поколения и новых требований к компетенции учителя.
– А каким, на ваш взгляд, должен быть учитель нашей новой школы?
– В учителе, как и в представителе любой другой профессии, я ценю порядочность, основанную на общечеловеческих ценностях, и профессионализм. Но порядочность, высокие духовно-нрав­ственные качества личности учителя я бы поставила на первое место. Потому что каким бы замечательным предметником ни был педагог, его ученики, возможно, и станут в будущем блестящими математиками или химиками, но они очень многое потеряют в общечеловеческом плане.
– А что вы можете сказать о своих школьных годах?
– Мне повезло в жизни с учителями. В школе, где я училась, численность обучающихся была свыше 1000 человек. Я помню уважительное, доброжелательное отношение к нам в пору моего ученичества, помню, как директор по утрам встречала учеников школы и всех приветствовала. Если нам делали замечания, то это делалось очень корректно, ни в коем случае не унижая ребёнка. Я не помню случая, когда бы учитель в нашей школе был чем-то недоволен или раздражён и это как-то проявлялось бы во время урока. Это был высокий уровень педагогической организационной культуры, без которой школа никогда не будет пользоваться авторитетом ни у учеников, ни у их родителей, ни в обществе в целом. Сегодня общество предъявляет к учителю очень высокие требования, но, с другой стороны, если в школе мы говорим об этике и культуре поведения, за дверями школы ребёнок сталкивается совсем с другими реалиями, и совсем иные нормы поведения преподносят ему с экранов телевизоров: мат, сленг, жестокость, порнография. Впитывая этот негатив  на улице и с экранов телевизоров, ребёнок приносит их в школу, и подчас только школа держит оборону против этого шквала бескультурья. Школа – это сегодня тот остров, на котором еще сохранились понятия нравственности и этики поведения.
– Общественная палата Ярославской области предложила принять закон о защите ребёнка от воздействия негативной информации, и департамент образования поддержал это предложение…
– Я вам больше скажу: мы инициировали его. Если президент говорит о том, что наше общество ориентировано на провозглашение таких ценностей, как духовность и порядочность, то почему наше телевидение игнорирует это? «Мы живём, под собою не чуя страны…» – это про нас, ныне живущих. Но учитель и школа не могут противостоять негативу всего общества. Всем миром надо браться за воспитание подрастающего поколения, может быть, тогда что-нибудь сдвинется с мёртвой точки.
– Я знаю, что многие новшества в модернизации системы регионального образования родились на Ярославской земле…
– Действительно, начиная с 2000 года Ярославская область является «пилотным» регионом по модернизации системы регионального образования. Визитной карточкой нашего региона стал школьный автобус: мы запустили этот проект в 2001 году, занимаясь оптимизацией сети образовательных учреждений, и сегодня 193 школьных автобуса подвозят к месту учёбы 5800 школьников. А в национальном проекте «Образование» эта тема была поддержана по всей стране в 2007 году. С 2003 года мы ввели норматив бюджетного финансирования в школе, опередив законодательство на два года, и к нам приезжали перенимать опыт представители более двадцати регионов страны. При поддержке правительства области мы провели информатизацию образования, и сегодня у нас все школы области компьютеризированы и имеют доступ к сети Интернет. С 2000 года в области действует система поддержки одарённых детей,  сегодня 271 одарённый ребёнок получает именную губернаторскую стипендию. И это далеко не всё, чем может гордиться система образования нашей области.
– Какая главная задача стоит сегодня перед системой образования области?
– В феврале 2010 года Президентом России утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой провозглашено, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Переход к управлению по результатам – вот наша первоочередная задача. Это очень серьёзный блок различных  направлений управленческой деятельности, суть которого вот в чём: сначала мы планируем, каких именно результатов мы хотим достичь в системе образования, и потом под желаемый результат направляем все наши ресурсы – финансовые, кадровые и так далее. Предпосылки для успешной реализации этой задачи у нас есть: это и грамотные педагоги, и хорошо развитая методическая служба, и сформированная система оценки качества образования. Однако успешный результат может быть достигнут лишь в ходе согласованного процесса обучения и воспитания.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают