пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 11 сентября 2003

Меня никто не слышит, или как не пропасть, став первокурсником

Вот уже несколько дней вчерашние школьники носят гордое звание студента. Перед ребятами предстала совершенно новая для них жизнь. Вместо учителей – преподаватели, вместо уроков – пары, вместо классов – аудитории, а вместо заботливого классного руководителя – куратор группы. Многим из студентов пришлось расстаться с любимыми папами и мамами и уехать из отчего дома, сменив прежнюю сладкую жизнь на взрослую университетскую в грязной общаге, с непредсказуемыми соседями по комнате и вездесущими мышами и тараканами.

автор Екатерина АБРАМОВА.

 

Привыкнуть можно ко всему. Но кто поможет совсем еще юному отпрыску, оказавшемуся один на один с трудностями, адаптироваться в совершенно ином для него статусе? Перед молодым человеком встает целый комплекс проблем. И если более опытные корифеи университетской жизни – старшие студенты, преподаватели и особенно кураторы, не помогут, то вместо студенческой романтики первокурсник испытает только трудности выживания в чужеродной среде и через все пять лет обучения пронесет неприязнь к студенческой жизни. Психологическая служба СПбГУ выявила наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются студенты: 1. Зависимости (наркомания, алкоголизм). 2. «Сохранение себя» в ситуации выживания. 3. Притеснение студента администрацией вуза. 4. Вынуждение к неформальной оплате чего-либо, на что студент имеет право. 5. Конфликтные отношения с соседями по общежитию. 6. Проблемы адаптации в новой социальной среде. 7. Неспособность самос-тоятельно изменить деструктивный образ жизни. 8. Личностные кризисы, вызывающие суицидальные намерения. 9. Горе, потери, разрывы отношений. 10. Резкие изменения обстоятельств жизни. Не на последнем месте стоит проблема адаптации молодого человека в новой социальной среде. К сожалению, в Ярославле нет службы, занимающейся специально изучением психологических проблем студентов и оказывающей им профессиональную помощь. А на поверку – они очень часто в этом нуждаются. О том, через какие трудности ей пришлось пройти в начале учебы в педуниверситете, вспоминает Вера, студентка пятого курса. Никому не нужна В университете я столкнулась с тем, что оказалась вдруг никому не нужной. Вокруг все снуют, перебегают из одной аудитории в другую. Что-то обсуждают. А я как бы вне этого всего. И нет никого, кто мог бы мне что-то объяснить, рассказать, разобраться в новой обстановке. В школе мы привыкли, что есть классный руководитель, который обо всем позаботится, все расскажет, все покажет. У него можно спросить совета. А здесь я даже не знала, куда обратиться. Зайдешь в деканат – он вечно забит студентами. Староста тоже ничего толком объяснить не может. И вроде бы мы уже самостоятельные люди – закончили школу, поступили в университет, сами должны о себе позаботиться. Но очень сложно самому освоиться в незнакомой среде. Так я оказалась совсем одна в чужом городе, оторванная от родителей, окруженная незнакомыми людьми. Жизнь в общаге Я приехала учиться из Ростова, и меня поселили в общежитии. То что после тепленькой уютной комнатки у меня дома судьба забросила меня почти в спартанские условия, я перенесла спокойно. Но сразу начались проблемы, которые лишь усугубили мое и без того нелегкое положение. С соседками мы не поладили. Мало того, что девчонки, тоже первокурсницы, оказались совсем чужими мне по духу, по интересам, так у нас сразу начались бытовые неурядицы. Дома за всех все делали родители, а тут – самим надо. Мы и картошку-то толком варить не умеем. Кто-то пришел с занятий раньше и не приготовил поесть – скандал. Посуду не помыли – опять скандал. Хлеба не купили – то же самое. К сожалению, никто из нас тогда не проявил инициативу сесть и тихо-мирно договориться. У меня были постоянные срывы, депрессия. В университете мне было все неинтересно, я тосковала по дому, по маме с папой. Хотелось забиться в угол, ничего не видеть и не слышать. Конечно, была потребность кому-то рассказать о своих бедах, но тогда я плохо сходилась с людьми. Новых друзей не завела. Не бежать же за каждой мелочью к преподавателю. Нам сказали, что у нас вроде как есть куратор группы. Однако мы его ни разу не видели, и познакомились только весной, на генеральной уборке аудитории. Мы, конечно, не первый класс, в цирк нас водить не надо, но так хотелось, чтобы кто-то взрослый и мудрый пришел тогда и просто сказал: «Ну что, студенты-первокурсники. Не бойтесь – все у вас будет хорошо!» Думала обратиться к психологу. Но, во-первых, не знала, куда именно. Во-вторых, думала, что это стоит больших денег. А в-третьих, мое состояние на тот момент было таково, что я боялась: вдруг психолог пошлет меня к психиатру и у меня обнаружат какое-нибудь психическое заболевание. А ведь это клеймо на всю жизнь. Я рада, что не сломалась Так я жила целый семестр. А потом стала ездить в Ростов ежедневно после учебы. Конечно, дорога очень изматывала, зато каждый вечер я была дома, со своими родными. На следую-щий год я написала заявление на поселение с другими людьми, и постепенно все наладилось. Свою специальность я очень люблю. Мне кажется иногда, что я родилась педагогом. С моими нынешними соседками я живу четвертый год, и они стали моими самыми близкими подругами. Но первые месяцы моей университетской жизни до сих пор вспоминаю с содроганием. Очень рада, что не сломалась тогда. Одна моя сокурсница так и не смогла привыкнуть к общежитию, не дождавшись первой сессии, забрала документы и уехала к себе в Архангельск. Уверена, что первокурснику, особенно иногороднему, на начальном – адаптационном – этапе обучения непременно нужна психологическая поддержка. О том, насколько же в действительности серьезны проблемы первокурсников, как их решать и надо ли обращаться за помощью к психологу, мы попросили рассказать работника службы «Молодежь и семья» при ярославском молодежном информационном центре Ольгу Иванову-Апраксину. – Ольга, насколько сегодня актуальна проблема адаптации первокурсника в вузе? – Конечно, эта проблема есть. Но в последнее время в ярославских вузах она стала решаться более активно. В самом начале обучения перед студентом встает несколько вопросов: что делать, за что хвататься? Как найти новых друзей? Как научиться учиться? Освоиться первокурснику помогают студенческие организации, которые есть почти во всех ярославских вузах. В Демидовском университете, например, первокурсникам помогают студенты-кураторы. – В чем студент-первокурсник может проявить себя? – Сейчас для самореализации студентов делается немало. Свои мероприятия организует департамент по делам молодежи. Так что скучать не приходится. У нас в службе, например, есть специальная прог-рамма «Диалог индивидуальностей». Студенты приходят сюда и занимаются с детьми из неблагополучных семей. Таким образом, помогая ребятам, они реализуют себя, а кроме того, общаются друг с другом, ведь 90 процентов наших студентов – иногородние. – Многие студенты жалуются на то, что очень редко встречаются со своим куратором, который, вроде бы должен заменять им классного руководителя. Иногда даже не знают его в лицо. А каковы же на самом деле функции куратора? – В разных вузах и даже на разных факультетах обязанности кураторов могут быть различны. В принципе куратор заменяет классного руководителя. Он фактически тот же вожатый в лагере и должен заботиться о своих подопечных. Конечно, студентам довольно трудно найти общий язык и тем более сблизиться с куратором-преподавателем. Да и те обычно специально держат дистанцию. Эта система, распространенная в наших вузах, к сожалению, не очень эффективна. Поэтому в некоторых университетах выступают в роли кураторов студенты-старшекурсники. В Рыбинской академии, например, активно опекают первокурсников. – Как вы считаете, нужна ли Ярославлю специальная психологическая служба, которая целенаправленно будет работать только со студентами? – Не думаю, что она нужна. Опытный психолог сможет помочь любому человеку. А что касается психологической помощи вообще, то я считаю, что прежде чем обращаться к специалисту, сначала надо попытаться разобраться в самом себе. Ведь тот опыт борьбы с трудностями, который приобретает молодой человек в студенчестве, остается на всю жизнь. Поэтому подобная служба, на мой взгляд, будет антисоциальна по своей сути. Студент разучится думать и по малейшему поводу станет бегать к психологу. Это надо делать тогда, когда твердо уверен, что не можешь справиться со своей проблемой сам. – В каких же случаях, на ваш взгляд, надо идти к специалисту по душе? – На мой взгляд, одним из поводов идти к психологу является потребность выговориться. Восьмидесяти процентам студентов, которые к нам обращаются, хватает одного посещения. Они проговаривают свою проблему вслух и... обнаруживают, что проблемы-то и нет вовсе. Или она настолько незначительна, что с ней можно справиться самостоятельно. Когда надо кому-то рассказать, пожаловаться, тогда, конечно, можно прийти к психологу. С другой стороны, если прошли первые полгода студенческой жизни, а все те проблемы и страхи, что были вначале, остались – человек до сих пор одинок и несчастен, тогда срочно надо бежать за помощью к специалисту, ибо есть вероятность, что у него глубокие психологические проблемы, которые скорее всего родом из детства. – Какие еще опасности подстерегают юных первокурсников? – Самая страшная – алкоголизм. Студент, оторвавшись от опеки родителей, попадает в среду вседозволенности. И у него «рвет крышу». Он начинает пить, гулять. Пропускает занятия, забрасывает учебу. Бывает, что даже медалисты после первой сессии вылетают. А почему? Потому что их дома опекали, в школе опекали, а здесь ничего этого нет и родители далеко. Еще одна проблема – адаптация к общежитию. Человек привык, что его дом – его крепость. А теперь это не так – заходи, кто хочешь, бери, что хочешь. Многие в силу своей эмоциональной нестабильности и неустойчивости характера боятся отказать, не пустить в комнату. Кроме того, многим первокурсникам отравляют жизнь неурядицы с соседями. Еще одно немаловажное обстоятельство. Учеба – это ответственность. Сначала вроде бы ничего делать не надо – одни лекции. Никто студента не пасет, преподавателям все равно, учит он что-нибудь или нет – сессия покажет. И студенты расслабляются. А потом приходит пора сдавать экзамены, и у многих возникают большие сложности. Или наоборот – некоторых «переклинивает»: они начинают учить все подряд. Особо усердные страдают от этого. У них возникают перегрузки, ухудшается здоровье. – Вы можете дать несколько общих советов, как правильно вести себя в новом обществе? Как не потеряться, остаться личностью и избежать конфликтов с одногруппниками, соседями по общежитию? – Во-первых, следует настроиться на доброжелательное общение с людьми. Увидев впервые, например, свою соседку по комнате, надо, независимо от обстоятельств, прежде всего сказать себе: «Я хочу с ней дружить», и тогда вам будет легче с ней общаться. Нельзя настраивать себя на негатив. Во-вторых, никогда не надо забывать, что такое простая человеческая порядочность. И вести себя соответственно. В-третьих, полезно уяснить, что никто тебе ничего не должен. Ни одногруппники, ни соседи по комнате. И, в-четвертых, надо быть конструктивным. Не наезжать, ни обвинять, а прос-то сесть и договориться. Причем лучше сделать это сразу, до возникновения самой проблемы. Предложить той же соседке: «Давай договоримся...». Может быть, составить график дежурства по комнате или придумать что-то еще более интересное. Чем раньше, тем лучше. И самое главное Если нет сил справиться с навалившимися трудностями, если не с кем поделиться, не у кого попросить помощи, придите к психологу. Информацию о том, куда можно обратиться за психологической помощью, студенты могут получить в ярославском областном молодежном информационном центре (тел.: 71-73-74)

Читайте также
  • 18.12.2012 Студенты намяли друг другу бока В Ярославле прошёл студенческий фестиваль боевых искусств и спортивных единоборств.  
  • 11.12.2012 Хочешь быть человеком – помоги другомуЯрославский Дворец молодёжи стал на днях местом встречи лучших волонтёров области, финалистов сразу двух конкурсов – в личном и командном зачёте.
  • 08.12.2012 Скрестили шпаги волонтёрыОни заботятся о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию, и о боевых ветеранах, лечат бездомных собак, чистят от мусора городские бульвары и участвуют
  • 08.11.2012 Ректор педуниверситета поставил экспертам двойку В первых числах ноября прошла пресс-конференция заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова о результатах масштабного мониторинга государственных
  • 21.09.2010 Койко-место пусто не бывает Как показывает практика, в преддверии учебного года квартирный вопрос актуален для иногородних студентов как никогда. Подавая заявление в приёмную
  • 24.12.2003 Студент студенту куратор Своеобразно о новичках в студенческой жизни заботятся в Рыбинской авиационной академии. Власти и вузовское руководство всерьез заботятся о том, чтобы вчерашние
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Любители показывают класс Главная площадь Ярославля в минувшую субботу напоминала бесплатную стоянку почти для полсотни легковых
  • Помни спасения номер В музее пожарной охраны Главного управления МЧС России по Ярославской области состоялось награждение
  • Математика и в Китае математика Александр Магазинов, ярославский десятиклассник из математической школы № 33, принимает участие во всекитайской