пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 12 ноября 2003

Браво, маэстро!

Тридцать пять лет слышит эти волшебные слова руководитель ансамбля «Барокко» Игорь Попков. Для зрительского восхищения и обожания не нужны звания и награды – только талант. Один из первых в России он обратился к забытой музыке XVIII века, открыл и заставил зазвучать «Ярославский альбом». В истории «Барокко» не было ни одного года, когда бы он забыл о своей верной ярославской аудитории – какие бы перемены в жизни страны ни случались – его концерты время не отменяет. Вновь и вновь появляется перед публикой изящный, аристократичный музыкант-интеллектуал, чтобы увести за собой в царство искусства и гармонии.

автор Марина ШИМАНСКАЯ.

 

– Игорь Васильевич, для творческого коллектива 35 лет – огромный срок. Вы как руководитель, очевидно, знаете рецепт такого долголетия. Может быть, он просто в вас? – По пунктам все секреты разложить невозможно. Надо чувствовать жизнь и ориентироваться в зависимости от обстоятельств. Очень важно – какое воспитание ты получаешь в детстве. Я вырос с мамой и бабушкой – не помню даже, чтобы в семье повышали голос. Я и сейчас не выношу грубость, интриги, несправедливость. Повезло с педагогами, с окружением. Это были интеллигентные, умные, талантливые люди. Борис Владимирович Беленький заменил мне отца. В бесконфликтной ситуации сформировался мой характер и позднее, когда начал гастролировать. Ко мне в комнату подселяли самых неудобных и конфликтных людей – знали: ссор не будет, это не в моем характере. Но существуют в профессии основополагающие вещи: преступишь – скатишься к дилетантизму. Вот здесь надо быть жестким и кулаком стукнуть. Когда чувствую подобные отступления, всегда поступаю жестко, и тут меня не уговорить – пожалей человека, помирись с ним. Достоинство это или недостаток – не знаю, но я такой есть. – Состав «Барокко» менялся несколько раз. Что было причиной ухода музыкантов? – Кто-то уходил по семейным обстоятельствам. Любит жену, а она требует постоянного присутствия в Москве и чтобы график работы был с 8 до 6 вечера и выходные дома. Что тут сделаешь – расставаться жаль, но не удерживаю. Кто-то уходил на более высокооплачиваемую работу. Возьмешь студентом, все отдаешь, делаешь из него музыканта, а он уходит. Недавно нашего гобоиста пригласили солистом в оркестр Спивакова. Жизнь есть жизнь. – Наверное, 35 лет удержать один состав просто невозможно. Существует и срок взаимодействия людей с точки зрения психологии. – Да, 7 – 10 лет и, как правило, коллектив разваливается. Если нет основополагающего стержня для дальнейшего творчества – в виде идеологии и характера руководителя. Я знаю, что должен заразить музыкантов идеями, исследованиями, хорошей музыкой. Вот сейчас нашлась в Португалии партитура симфонии Березовского, я это уже ребятам закинул – они заинтересовались. Новые программы составляю я, но обсуждаем всегда вместе, к их мнению прислушиваюсь. – Думая о том, почему одновременно несколько музыкальных коллективов в России стали играть старинную музыку, поняла, что идея словно ждет своего часа, а когда он пришел, возвращается сразу через несколько источников. Это так? – Так. Но мы вообще не должны были забывать эту музыку! Все должно развиваться поступательно, ничего нельзя закапывать, отвергать. Все провалы в искусстве от классового подхода. Какая культура была у пролетариев: это нам нравится – берем, а это – не берем. И они вершили. Уже в годы перестройки меня пригласили заведовать кафедрой культуры в Московский политический институт. Вот там я и выдвинул свою теорию понимания истории культуры – без классового подхода. – У вас нет ощущения, что и сейчас в управленческих кругах дилетантов больше, чем когда бы то ни было? – Это ощущение у меня с 90-х годов. Тогда я задумал сделать цикл передач на телевидении о том, что во всех сферах жизни вершат судьбы непрофессионалы. Встречался с музыкантами, даже председателями колхозов. В Москве позвонил Федору Ивановичу Лощенкову. Ведь они с женой ходили на наши концерты, так что помнили. Вместе с Маргаритой Качаловой и Львом Волоцким записали полтора часа беседы с Федором Ивановичем. Он рассказывал о своей жизни. По тому, что он говорил о культуре, строительстве, ясно было, что все происходящее в городе он обдумывает, анализирует. Но когда пришло время делать передачу, пленка затерялась. – Сейчас лучшие музыканты, танцоры, певцы уезжают из страны. Чем это грозит России? – Сейчас уезжают все, кто может. Здесь музыкантам не прожить. Скоро будет невозможно детей научить музыке – просто не останется преподавателей. Но все равно востребованность музыки, театра, живописи вернется. И как в XVIII веке, Россия будет приглашать музыкантов из-за границы, но это будет стоить очень больших денег. – Как вспоминаются советские времена – идиллией? – В жизни всегда есть белое и черное, плюс и минус. Но меня очень раздражает, когда артисты собираются и говорят: нам не давали, нам запрещали. Я что, в другой стране жил? Пусть у тех, кто тогда руководил, висели на стенах портреты Брежнева со всеми регалиями, с ними можно было по-человечески говорить, они все понимали и помогали. Много лет работал с Юрием Андреевичем Андреевым – очень ценю его и уважаю. – Игорь Васильевич, вы объехали с концертами едва ли не весь мир. Где самая образованная и теплая аудитория? Здесь, в России. В Америке 75 процентов смотрят, 25 – слушают. Когда мы там были на гастролях, то сопровождавшая нас американка сказала, что надо улыбаться – широко и на всю публику – слева направо. Мы ей поверили, улыбались – встречали на «ура». А у нас после гастролей болели не руки, а скулы. Приехали в Россию, продолжаем улыбаться – недоумение зрителей, здесь не прошло. – Вас очень любят в Ярославле. Это не комплимент, а факт. Но вам не кажется, что надо чаще приезжать сюда, чтобы и свою аудиторию, и эту любовь сохранить? – Мы приезжали 4 – 5 раз в год. Это очень мало. Но зависит это не от нашего желания – все упирается в деньги. Дорога, гостиницы – смотрите, какие цены. Если бы кто-то нас взял под свое крыло, все бы с удовольствием отбросили свои приработки и работали только здесь. Ведь мы тоже очень любим ярославскую публику, у нас взаимообмен: мы подпитываем их, они – нас. – А какое у вас общее ощущение от всего происходящего в России? – Мир стал другой. Если все, что нажито годами, рухнет, все кончится, мы придем к состоянию животных. В XVIII веке это хорошо понимали – и поднимали человека с колен. Конечно, никуда Россия в конечном счете не денется: сколько раз оказывалась в глубокой яме и поднималась. Только при нас это будет или нет и сколько еще до того успеют уворовать? – Музыка и вера – проявления духовности. В вас всегда жила вера? – Какие мы верующие? Мы были воспитаны пионерией и комсомолом. Вот когда пройдет лет 20, 30, человек будет ходить в церковь с детства – тогда будет вера. Меня поражает, когда дети стоят в храме, молятся, крестятся. Мы только на закате жизни стали задумываться о ее смысле. – Что помогает жить сейчас? – Здоровье. Я радуюсь, что могу еще играть на скрипке, ведь многие мои коллеги уже или в ином мире, или болеют. Скрипач – профессия тяжелая. Я счастлив, что все радости жизни от меня еще не ушли. – Четыре десятилетия постоянных разъездов как-то сказались на вашей личной жизни? – Да, конечно. Но каждый выбирает то, что выбирает. Семейная жизнь для меня заключается не в том, чтобы вовремя сходить за картошкой и чисто убрать квартиру. Нужно что-то еще. Раньше я работал по ночам, на кухне, там делал и «Ярославский сборник». Я много лет уже живу с мамой, ей 94 года, она меня прекрасно понимает. – На чтение времени хватает? Что вы читаете сейчас? – На столе у меня сейчас несколько книг. Лотман – о русском дворянстве XVIII века. Трехтомник «История православной церкви» начинал читать с трудом, но потом втянулся – и с большим интересом прочитал. Для меня православие открылось по-новому. Дружу с редакцией «Наш современник» – их читаю. Очень жаль, что скончался Вадим Кожинов – это великий историк, который не пришелся ко двору ни коммунистам, ни демократам. Он просто освещал события – писал то, что есть. Только это и интересно читать, а когда во главе всего классовый подход... – Какие у вас планы на следующие 35 лет? – Выжить надо. Сюда приезжать, играть, не опускаться ниже той планки, которую поставили. Когда не получается, взрываюсь. Но иногда и не понимают, если еще не поднялись на эту планку. А поднимаешься не сразу, год за годом, ступенька за ступенькой. Ведь высота бесконечна. Предела совершенству нет. Всегда можно еще что-то сделать. Колоссальное удовольствие получаешь, когда сыграно все, и вдруг кто-то начинает что-то делать, и ты подхватываешь фразу и стремишься сыграть в ответ еще более красиво. Вот это и есть счастье, это и есть настоящее творчество.

Читайте также
  • 21.12.2011 Вечер трёх искусств в Рыбинске Рыбинский ансамбль старинной музыки «Воздушные замки», недавно подаривший взыскательному зрителю и слушателю великолепный Екатерининский бал,
  • 18.10.2011 Русский бал времён Екатерины В минувшие выходные под высокими сводами большого зала Рыбинского музея-заповедника звучала старинная музыка времён императрицы Екатерины.
  • 18.05.2011 Рисуем музыку, играем живопись В детской школе искусств имени Л. В. Собинова вот уже в течение восьми лет осуществляется социально-педагогический проект «Детская филармония»,
  • 07.09.2010 Странствующий музыкант с родины викингов Ярославская филармония открывает сегодня новый сезон концертом европейской классики и норвежской музыки в исполнении нашего симфонического оркестра,
  • 22.11.2008 Клятва музыкантаВлад Разин, Ира Нужная, Серёжа Карпов, Никита Киселёв, Саша Круглова – все эти ребята из младших классов ярославской средней школы№ 59 и ещё человек двадцать
  • 11.10.2007 Звуки му...Поистине Ярославль и его окрестности становятся средоточием авангардного искусства всех направлений.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают