Переход на нормативное финансирование школ стал настоящей финансовой революцией в рыбинском образовании. Причем перспектива стабильной зарплаты – это не самое главное ее завоевание. Отныне директор школы, а не департамент или администрация стал распорядителем школьных финансов. Тем более что распорядиться есть чем. Финансирование расходов на обеспечение учебного процесса выросло в этом году в среднем в четыре раза. Директор уже не ищет 200 рублей на мел, как раньше, а планирует оплату услуг Интернета, полный профосмотр учителей, приобретение удобной мебели для школьных классов, современных учебных пособий, медикаментов, моющих средств. То есть имеет возможность значительно повысить качество учебного процесса, комфортность и безопасность обучения. Причем отныне школа крайне заинтересована привлечь как можно больше учеников.
– Сама система сработала, и нам нравится, но мы знаем, что можем использовать ее более эффективно, – считает заместитель директора Рыбинского департамента образования Валентина Кириллова.
Больше повезло обычным школам, где свыше тысячи учеников и есть возможность сформировать нормативный класс из 25 человек. А вот гимназии и лицеи, которые предоставляют большой объем дополнительных образовательных услуг сверх базиса, оказались под угрозой смены статуса, чем немало встревожили и учителей, и родителей.
Серьезные проблемы, в частности, ожидают гимназию-лицей № 18 с углубленным обучением детей музыке. Оно начинается еще в детсадовской группе, которая входит в состав школы. А продолжается в известном на всю Россию хоровом объединении «Соколята». Высочайший уровень хорового исполнения русской и зарубежной духовной музыки, народной песни открыл для «Соколят» лучшие концертные залы Швейцарии, Франции, Германии и других европейских государств. Школа пользуется огромной популярностью в округе, здесь работают педагоги с консерваторским образованием.
Гимназия-лицей № 2 специализируется в физике, математике, информатике. Ее ученики входят в сборные команды области и России на крупнейших российских и международных олимпиадах, где одержали немало побед. Гимназия № 8 – уникальный центр краеведения, истории. Здесь на самом серьезном научном уровне собирается по крупицам история Волголага. Но вся беда в том, что все это не входит в норматив финансирования. Лишь частичное возмещение затрат обеспечивают родители, но повышать родительскую плату нецелесообразно.
Чтобы сохранить уникальный потенциал гимназий и лицеев, не сократить талантливых педагогов, необходимо предусмотреть значительную финансовую поддержку из местного бюджета. Об этом шла речь на недавней коллегии администрации округа, посвященной переходу на нормативное финансирование. В поддержке остро нуждаются и школы с группами продленного дня, в особенности уникальная школа № 33, которая ведет большую работу по профилактике заболеваний органов зрения. Нужна поддержка вечерним сменным школам, которые не могут обеспечить нормативное наполнение классов, но ведут обучение в три смены, что очень удобно для разных групп работающей молодежи. Нужна она городским и сельским малокомплектным школам, не вписывающимся в нормативы. За рамками нормативного финансирования оказались и школы, которые ведут индивидуальное обучение детей на дому.
В сложной ситуации находится Песоченская средняя школа. Поскольку Песочное – поселок городского типа, то норматив финансирования школы тот же, что и в городе. Но фактически это сельская школа с большим набором проблем, а значит, и с соответствующими затратами. Члены коллегии предложили местной власти провести сход граждан и инициировать изменение статуса поселка на статус села.
А департаменту образования округа предстоит выработать оптимальный вариант финансирования школ.