четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 20 августа 2005

Когда в первом классе не классно

Физические и психологические нагрузки, которые ложатся на первоклассника, едва ли не тяжелее тех, которые испытывают космонавты на околоземной орбите. Нередко даже у хорошо подготовленных детей, посещавших детский сад и уже имеющих начальные навыки общения, возникают трудности. Родителям первоклассников очень важно вовремя заметить возникающие проблемы и грамотно их решить. По статистике, самые распространенные нарушения, с которыми сталкиваются родители первоклас­сников и педагоги, – это синдром гиперактивности и дефицита внимания, дислексия и дисграфия. Ни к одной из этих проблем нельзя относиться легкомысленно.

 

Сорвиголова

При синдроме гиперактивности и дефицита внимания поведение ребенка может казаться неадекватным. На уроках он шумит и отвлекает других учеников, кривляется и паясничает, даже если до этого не отличался вычурностью моторики. Родителям кажется, что он не хочет учиться и не желает сосредоточить свое внимание на одном занятии. На самом деле первоклассник может просто не совсем понимать, как он должен воспринимать свою новую школьную жизнь. Это порождает «ножницы» между внутренними ощущениями и его реакцией на события. Как правило, такие ситуации часто возникают у детей с высоким уровнем интеллектуального развития. А у многих это может быть следствием недостаточного воспитания.

В этом случае от родителей и учителей необходима конкретная постановка задач. Чтобы овладеть знаниями, ребенку нужно четко понимать, что от него требуется в тот или иной период обучения, какие навыки он должен приобрести и почему, как следует вести себя в школе и т. д. Все это вносит упорядоченность в его жизнь, а именно в ней он и нуждается. Очень важен структурированный режим дня: сколько времени должно посвящаться учебе, подготовке домашнего задания, играм и развлечениям. При этом важно, чтобы кто-то из взрослых обязательно контролировал его выполнение. При надлежащей помощи со стороны родителей и педагогов проб­лема исчезнет сама собой. Если же синдром вызван заболеванием головного мозга, обучение потребует особой организации, вероятнее всего, будет назначено медикаментозное лечение.

Я слова не забываю, но немножко путаю...

Дислексия – это замедление процесса обучения чтению. Ребенок не может понять, что именно от него хотят, и делает специфические стойкие ошибки. Интересно, что 70 процентов страдающих дислексией – мальчики.

«При дислексии буквы и слова изображаются или прочитываются неверным образом, – говорит кандидат психологических наук, сотрудник кафедры экстремальной психологии и психологической помощи факультета психологии МГУ Ольга Савина. – Ребенок с трудом различает созвучные слова. Он может говорить слово «бочка» вместо «почка», «уголь» вместо «угол», смешивать оптически сходные буквы (к – н, п – т, п – к,

а – о, д – у, х – ж) и не запоминать написание простейших слов. Читая «по догадке», дислексики часто заменяют слова близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, потом – поэтому), искажают окончания (говорится – говорил), переставляют слоги (лопата – лотапа), а то и вовсе пропускают целые звуки и буквы (куртка – курка). Тревожным сигналом для педагогов и родителей должно стать то, что ребенок совершает одни те же ошибки, которые могут закрепиться на долгое время, если ничего не предпринимать.

Подобные проблемы с чтением автоматически переносятся и на письмо. Поэтому часто у детей-дислексиков хромает и «чистописание». Причем главная трудность заключается не в том, что в тетрадке такого ученика ничего не разобрать, а в том, что, как и при чтении, ребенок делает специфические ошибки, которые могут указывать на другое нарушение – дисграфию. При дисграфии наблюдаются следующие отклонения. При письме ребенок заменяет и смешивает буквы, обозначающие звуки, близкие по звучанию и начертанию (п – б, с – з, к – г, т – д, п – и, и – у, л – м, д – б, т – п, к – н), пропускает буквы, слоги, добавляет буквы, не согласовывает слова в предложении».

У психологов существуют различные соображения относительно причин возникновения дислексии и дисграфии. Однако практически все сходятся во мнении, что существует наследственная предрасположенность к заболеваниям. Дело в том, что помимо «обыкновенного» зрения существует еще и буквенное. Оно позволяет запоминать и воспроизводить очертания букв, а именно это и дается дислексикам с большим трудом. Занятия со специалистами развивают это зрение. Они представляют собой некий симбиоз речевых игр, письменных работ, диктантов, буквенно-звуковых анализов слов. Ребенок должен научиться подбирать слова по заданным звукам. Часто логопеды используют для этого наглядный материал: сравнение «Ж» с жуком, «С» с полумесяцем и т. д.

Ребенка надо хвалить

Что посоветовать мамам и папам, у которых дети не похожи на остальных первоклассников? Во-первых, не паниковать. Если нарушения обнаружены вовремя, их можно исправить, проконсультировавшись с опытным логопедом или нейропсихологом.

Во-вторых, ни в коем случае не ругать ребенка и не нагружать его дополнительной работой. При дислексии и дисграфии бесполезно заставлять ребенка несколько раз переписывать неправильное. Переписывание приведет к большим трудностям, потому что вместо того, чтобы исправляться, ребенок будет запоминать ошибочный вариант. Из-за элементарного переутомления дети к тому же могут потерять интерес к учебе.

Нужно поощрять любую познавательную деятельность, обращая внимание на «зоны успеха». Трудно дается письмо – зато большие успехи в рисовании. Плохо читает, но хорошо танцует или играет на скрипке. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок блистал во всем, но важно понимать разные склонности и возможности детей.

Если ребенок занимается со специалистом, не стоит требовать от него немедленного результата. И его, и себя родители должны настроить на сам процесс, который рано или поздно обязательно приведет к успеху. Вместе с тем следует объяснить ребенку, что без его заинтересованности и старания прогресс невозможен. Приободряйте ребенка, хвалите его усердие. Расскажите ему, что он не одинок в своей беде. Многие знаменитые люди страдали дислексией и дис­графией. И если вашего ребенка не вдохновит пример Ханса Кристиана Андерсена, то, услышав имя Тома Круза или Киану Ривза, он наверняка немало удивится и, скорее всего, успокоится.

//Алена ТАЛДЫКИНА. «Новые Известия».

Читайте также
  • 20.11.2012 Вместе мы – сто тысяч я Ярославцы отметили Между-народный день толерантности, учреждённый ЮНЕСКО в 1995 году.
  • 26.07.2006 Оказался не нуженВ Брагине шестилетний мальчик пошел на прогулку один и... не пришел домой ночевать. Его родители не особо беспокоились, так как в это время пьянствовали.
  • 14.12.2005 С родителями труднее, чем с детьмиВ даниловском центре реабилитации и коррекции для трудных подростков подводят итоги первого полугодия второго учебного года. О результативности работы
  • 26.05.2005 Мальцева берет детей напрокат Телеведущую НТВ Наталью Мальцеву с ее «Квартирным вопросом» прозвали новым Якубовичем. Сначала смельчаков отдать свою квартиру на «растерзание» дизайнерам
  • 04.09.2004 Уроки лучше делать вместе! Многие думают: привыкнув к регулярной помощи родителей, малыш вырастет лентяем и потребителем. Но исследования психологов показывают, что все обстоит
  • 23.09.2003 Спортом надо заниматься! Здоровье наших детей становится с каждым годом все хуже. От чего и от кого же оно зависит – от врачей, педагогов, от родителей или от толщины их кошел
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают