пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 27 сентября 2005

Разведчики наук – учителя

За время недолгой нашей беседы с директором Семловской средней общеобразовательной школы имени Мичурина, что в двадцати с небольшим верстах от Данилова, разговор дважды прерывался деловыми звонками из Москвы.

автор Андрей СОЛЕНИКОВ.

 

– Чем это вы так заинтриговали Первопрестольную? – поинтересовался я у Владимира Борисовича Головяшкина, памятуя о том, что школа его все же не сельская даже, а деревенская.

– Звонили уже из нескольких методических журналов. На днях опубликовали о нас статью в «Справочнике руководителя сельской школы». В ней все о нашем опыте содержания собственного школьного автобуса. Он нас очень выручает. А сейчас готовится статья в журнале «Директор школы». Там будет новое об организации педагогической работы в деревне.

В этом году в российском конкурсе «Лучшая школа года» «мичуринцы» награждены дипломом «За сохранение традиций сельской школы». Если учесть, что среди 30 победителей и дипломантов 26 – гимназии и лицеи, то, получается, Семловская школа в своей «весовой категории» единст-венный победитель.

– Коллектив у нас в основном молодой, и мы во многих образовательных экспериментах участвовали, – рассказывает Владимир Борисович, – но наиболее удачным оказался опыт создания на базе нашей опорной и трех малокомплектных школ соседних деревень ассоциации сельских школ. В составе ассоциации мы начали одиннадцатый учебный год. Так что опыт проверен временем.

Хранителем традиций сельской интеллигенции коллектив стал не случайно. В этом сентябре школа вступила в свой 92-й учебный год. С 1913 по 1984 год она располагалась в деревянном доме в Серкове, в шести километрах отсюда, и была уже восьмилетней. К тому времени деревушка Семлово стала застраиваться. Ее будущее было определено как центральной усадьбы крупного совхоза «Рассвет». Строительство началось с жилья. Рядом с деревней на горке поставили 50 щитовых домов, обложенных кирпичом, а затем появились и многоэтажные здания. Возвели детский сад, торговый центр и, конечно, школу – большую, с перспективой на 320 учащихся, куда и перевели детей из Серкова, превратив восьмилетку в среднюю общеобразовательную. Вместе с ребятами в новое здание пришел и молодой в то время завуч Серковской школы Владимир Головяшкин – выпускник Ярославского пединститута имени К. Д. Ушинского, преподаватель химии. На его глазах росло Семлово, обживались новые стены старой школы. Но вырасти в поселок деревне не было суждено. В ней и всех-то жителей сегодня трех сотен не наберется. Детей, естественно, в три раза меньше.

Прямо у дороги руины недостроенного Дома культуры. Памятник эпохе планового хозяйства. С его ликвидацией совхоз обречен был строить на свои заработанные деньги, но не выдюжил. Хозяйство начало усыхать на глазах. Оказался ненужным детский сад. Теперь в нем дискотека и администрация сельского округа.

А вот школа выстояла, став опорной в ассоциации. В ней занимаются дети из 15 деревень в радиусе 20 километров. В ней же с 2002 года и дошкольная группа, заменившая детсад. Ходят в детский сад при школе восемь разновозрастных дошколят и десять из дальних деревень. Те здесь на полном пансионе круглосуточно, кроме воскресенья. Вместе с дошкольниками под свою крышу Семловская школа приняла 135 ребят. Если бы не начала осуществляться совместная методическая, учебная и воспитательная программа четырех из наиболее крупных школ в округе, то пришлось бы в Семлово привозить автобусом детей из основной Федуринской и начальных школ Козловской, имени Володарского. Им, как и всем малокомплектным деревенским, суждено было бы закрыться.

– Для нашего педагогического коллектива ассоциация стала спасением, – говорит директор Федуринской школы Наталия Белова. – В девятилетке всего 30 учащихся: пять учеников начальных классов и 25 старшеклассников. Только у двух педагогов из десяти полные ставки. Но если школу закроют, десять хороших, опытных педагогов останутся вовсе без работы. А мы все местные. У нас здесь дома, родители, семьи. В деревнях закрываются библиотеки и клубы. Услуги интеллигенции будут не востребованы. А потом мы по опыту соседей знаем, что как только последний очаг культуры – школа закрывается, деревня умирает. С помощью коллектива Семловской школы мы с детьми проводим совместные праздники, спортивные соревнования, конкурсы, выставки детских рисунков, устраиваем показательные уроки. В прошлом году вместе начали предпрофильную подготовку учащихся. Здесь, в Семлове, для этого есть вся необходимая база. И таким образом обеспечиваем образовательный стандарт.

Деревенская педагогика, по мнению Головяшкина, вообще особая. Оторвешь ребенка от родного дома – и он теряет почву под ногами. Заместитель директора по воспитательной работе Галина Васильевна Лаврова вспомнила, как трудно приживались в городской школе дети из деревни Маврино. Деревушка эта ближе к Данилову, и ребят решили возить не в Семлово, а в город.

– У нас мавринские дети учились на пятерки и четверки, – говорит Галина Васильевна, – а в городе в больших классах они потерялись, стали учиться кое-как. Некоторые из них требовали особого внимания. Теперь они на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А среди наших, деревен-ских учеников такого не случается. Не то что правонарушений – серьезных замечаний нет. Хотя есть ребята из неполных, многодетных, малообеспеченных семей.

– В деревне у педагогов свои преимущества, – добавляет Владимир Борисович. – Все люди на виду. Мы знаем, как семьи живут, общаемся с родителями, и не только на собраниях, хотя вот уже два родительских классных собрания провели с начала учебного года. Но еще до этого обошли все 120 семей. Поговорили с отцами и матерями, выяснили, чего бы они хотели от школы.

А между тем школа в деревне – самый уютный дом. Диву даешься, что можно сделать из обычной, типовой двухэтажной коробки, если приложить любящие, неравнодушные руки, не пожалеть душевного тепла. Когда Владимир Борисович приехал сюда, новенькая, просторная школа с четырнадцатью учебными кабинетами, спортивным залом, шестью комнатами для кружковой работы, мастерскими, собственным стадионом и учебно-опытным участком показалась невиданной в деревне роскошью. Но тогда учащихся встретили голые стены коридоров и классов, окрашенные в казенные, холодные тона. Сегодня повсюду в каждом свободном уголке картины детей, родителей и учителей, нарядные, солнечные панно с пейзажами родных мест и далеких гор, иногда очень профессионально выполненные стенды (местный дачник – московский художник подарок школе сделал). В коридорах и почти во всех классах цветы, декоративные растения. И конечно, чистота. С 1991 по 1998 год, в самое тяжелое время, все оформление школы и ежегодные ремонты педагогический коллектив делал в основном на свои кровные. Мало того, любую мелочь – от мела до кнопки – покупали на собст-венную зарплату. В достатке деньги появились на эти цели только с созданием в школе (опять же в порядке эксперимента) бухгалтерии. Но и теперь от помощи социальных партнеров школа не отказывается. Связь с главами четырех окрестных сельских округов, с предприятиями и хозяйствами, библиотекой и Домом культуры – забота социального педагога Любови Федоровны Федоровой. Это кроме прямой обязанности следить за посещаемостью учащихся, выяснять положение детей в трудных семьях. Но таковых в Семлове практически нет.

Вот уже много лет, несмотря на все невзгоды перестройки, кадровый педагогический состав здесь стабильный. Из 24 учителей половина – бывшие ученики Владимира Борисовича.

– Я их еще со школьной скамьи сагитировал стать педагогами, – замечает он. – И все остальные учителя местные, потому никуда и не рвутся из школы. Мне самому с женой – Надежда Васильевна отвечает за начальные классы – не раз предлагали работу и жилье в Данилове. Но мы уже срослись со школой, да и дети наши здесь учатся. Лена пошла в 11-й класс, Саша учится в шестом.

Кроме Головяшкиных в школе работают и другие семейные пары: Сергей Александрович Смирнов преподает физкультуру, а его жена, Ирина Васильевна, ведет уроки в начальных классах; Бакарягины Николай Алексеевич и Татьяна Александровна преподают математику, а их сын Иван обучает ребят информационным технологиям в компьютерном классе.

В педагогическом коллективе два заслуженных учителя школы РФ. Это директор и уже упомянутая Т. А. Бакарягина. Она 40 лет посвятила школе. Четыре учителя имеют знак «Почетный работник общего образования» и четверо носят звание «Отличник народного просвещения». Дважды, в 1991 и 2004 годах, школа становилась победителем в соревновании сельских школ области, а в 1995-м заняла второе место.

Существует журналистский штамп «секрет успеха». Здесь и в самом деле без секрета не обошлось. Продолжительное время опыт школы в Семлове изучает профессор, доктор педагогических наук, завкафедрой Ярославского педуниверситета Людмила Васильевна Байбородова. Но не только изучает, а еще подсказывает учителям, что нового появилось в теории и практике. В прошлом году провела с ними курс по современным педагогическим технологиям. Так что в этой деревушке учителя не лыком шиты. Но в отличие от городских коллег всем приходится дер-жать скотину, работать в огороде. А как же иначе, если их труд ценится пока дешевле, чем работа уборщицы на «Автодизеле». Но говорить здесь об этом не принято. Все искупает любовь воспитанников. Один из них – Саша Лавров на выпускном вечере выразил эту любовь в стихах:

Вы с нами были в праздники и будни.

Работали на совесть, нас любя.

Мы никогда теперь вас не забудем,

Разведчики наук – учителя.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают