«В мои лета не должно сметь свое суждение иметь...» Строчки эти написаны двести лет тому назад, но нельзя сказать, что в России XXI века уже никто так не думает. Научить ребенка, подростка иметь свое суждение и грамотно его излагать – эта цель, похоже, стала главной задачей Надежды Ванцаевой. Поэтому в своей учебновоспитательной деятельности она взяла на вооружение технологию самосовершенствования личности, разработанную учеными Ухтомским – Селевко.
Залог успеха – желание самого ребенка стать другим. Если он хочет, то получится. А создать условия для этого – задача учителя. То есть подросток должен, фигурально выражаясь, расправить крылышки, но при этом учебный план не становится прокрустовым ложе ни для «летательного аппарата» личности, ни для творчества педагога. Наоборот.
Есть в плане такая тема – «Культура речи». Пожалуйста, предлагает ученикам Надежда Александровна, давайте напишем заявление о приеме на учебу, на работу и прочее. Подумаем, как это сделать правильно.
Или задает Надежда Александровна своим питомцам вопрос: какого человека я считаю свободным? Это в рамках темы из учебного плана «Дискуссия». Причем приглашает порассуждать не о свободе народа какогонибудь там Гондураса. И не о свободе вообще. А с практической стороны. Например, можно ли быть независимым человеком, когда зависишь от родителей? Или от школы? И что такое вседозволенность?
Еще интереснее, когда на уроке создается непривычная ситуация: ребята представляют себе, что они устраиваются на работу. Как говорить, что говорить на приеме у работодателя, какими качествами нужно обладать, чтобы выглядеть конкурентоспособным на рынке труда?
Есть в новой педагогической технологии место и для социальных партнеров. В их роли – родители, работники молодежного центра. Даже прокурора на урок приглашали! И как бы вы думали, какую тему из русской литературы обсуждали все вместе? Образ Обломова! Также полезно было провести совместно – и родителям, и детям – «круглый стол» по вопросу «Может ли родительская любовь быть чрезмерной?» А к «столу» классный руководитель готовит с детьми анкету: до каких разумных пределов распространяется родительская забота? Во что мамы и папы не обязаны вмешиваться? Что могут и чего не должны запрещать? Беседу за «круглым столом» начинают с вопроса: разрешают ли родители своему сыну или дочери поздно возвращаться домой? Варианты: «Да, потому что я знаю, где они». Или: «Да, потому что я знаю, с кем он или она».
Вопрос Надежде Александровне:
– Так вы и родителей воспитываете?
– Выходит. Ребята, особенно выпускники, хотят считать себя взрослыми. А родители упрекают своих повзрослевших детей в том, что они мало помогают им в домашних делах. Совместный разговор об этом я начинаю так: «Обещаю помогать, если...» Дети продолжают. Вариант: «...только не нужно меня тыкать носом!»
– Надежда Александровна, суть технологии мне стала ясна. Но ведь вы, конечно, внесли в нее чтото свое?
– Мое – это интегрированные уроки. Когда несколько предметов объединяются вместе. Например, в уроке «Мы выбираем, нас выбирают» приняли участие учителя обществоведения и экономики, юрист. Дети разделились на три команды. Обыгрывалась ситуация из сказки об отце, который оставил наследство трем сыновьям. Двое получили все, а третий – ничего. Вместе решали вопрос: насколько правомерным явилось завещание отца?
Форма интегрированных уроков, которые проводит Надежда Александровна, опятьтаки не противоречит учебному плану. Разбирая несправедливое завещание сказочного героя, мальчишки и девчонки попутно осваивают грамматику. Так, одно из заданий для команд – распределить по тематическим группам слова иностранного происхождения: кворум, импичмент, алиби... Другое задание – по стилю речи – также прекрасно вписалось в интегрированный урок на тему «Нас выбирают». Ребята состязались, кто лучше прорекламирует – для возможных инвесторов или туристов – экономику родного края. Чем привлечь их: клюквой или валенками?
Гость | 15.03.2014 в 15:12 | ответить0
НАДЕЖДА Александровна ЗАСЛУЖИВАЕТ ТО, ЧТО ОНА ИМЕЕТ СЕГОДНЯ!!! мЫ ГОРДИМСЯ ЕЕ УСПЕХАМИ И ВОСХИЩАЕМСЯ ЕЕ УЧЕНИКАМИ!!!