понедельник 29

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 15 апреля 2005

Кому он нужен – наш диплом?

Наше образование всегда преподносилось как одно из лучших в мире. Живым доказательством тому служили иностранцы, приезжавшие учиться в СССР. Правда, при этом как-то умалчивалось, что иностранцы эти приезжали исключительно из соцлагеря. Сегодня иностранные студенты по-прежнему приезжают к нам учиться. Значит, наше образование кому-то нужно? Кому?

автор Лариса НИКОЛАЕВА.

 

Почему не Кембридж?

Большинство приезжающих привлекает не диплом – с ним потом у себя на родине измучаешься. Заставят экзамены сдавать или степень понизят (со специалиста на бакалавра, например). Тем не менее иностранцы все-таки выбирают наши вузы, в том числе и ярославские. Чем же их так привлекает Ярославль? Почему бы не отправиться в Гарвард или Кембридж?

Понятно, что главная причина нашей популярности – более дешевая по сравнению с Европой или Москвой стоимость обучения. Скажем, за обучение на фармацевтическом факультете нашей медакадемии иностранцы выкладывают около 2 тыс. долларов в год, в Москве такое же образование обойдется как минимум в два раза дороже (в зависимо-сти от вуза).

Из СНГ – в основном это жители Украины, Казахстана, Белоруссии, Азербайджана и Грузии – к нам часто едут не только за образованием, но и с целью остаться жить и работать в нашей стране. Это будет легче сделать с российским дипломом. Бытует также мнение, что образование, полученное в центре России, более качественно, чем где-нибудь в Азии. А изучающие русский язык вообще считают, что учить его лучше всего в глубинке, поскольку в столице чаще приходится говорить не на русском, а на родном языке или по-английски – с другими иностранными студентами.

Жизнь в провинции кажется приезжим более спокойной, да и адаптироваться легче, чем в столице. Привлекает большая дешевизна жизни по сравнению с Москвой или Питером. Хотя по уровню сервиса Ярославль, безусловно, уступает, ведь столичная система обслуживания иностранных студентов развивалась давно. У нас часто практикуется проживание таких студентов на частной квартире. Предлагать им обычную студенческую общагу, как говорят кураторы, стыдно. Это только наши могут в них жить, а у иностранцев, видно, и нервная система более хрупкая, и вкус утонченнее.

Наши дипломы ценятся. В Африке

Иностранных студентов у нас в городе не так уж много. Например, в Демидовском университете сейчас учится человек 20 из СНГ, а из «дальних» каждый год приезжают 8 – 10 студентов. Как рассказала начальник международного отдела университета Альбина Егорова, по тем же программам, что изучают наши студенты, учатся лишь граждане СНГ. «Настоящие» иностранцы – американцы, финны, словаки – изучают здесь только русский язык (обычно в течение одного-двух семестров) и курсы по истории, политике и культуре России.

А две студентки из Финляндии – Ээва и Туулиа, с которыми мы встретились, во время языковой стажировки в университете выбрали дополнительный курс по психологии, поскольку собираются стать учителями. Возможность практиковаться у нас они считают очень ценной. Интерес к нашей культуре есть и у американцев, так что несколько тамошних студентов приезжают в Демидовский на стажировку каждый год.

В педагогическом университете в данный момент около 30 граждан СНГ учатся очно и более 200 – по дистанционной форме. Они, по сути дела, единственные иностранцы в этом вузе. Как рассказала руководитель иностранного отдела Елена Мишенькина, за последние несколько лет только одна американка получила в педуниверситете диплом бакалавра русского языка. Такую степень она выбрала, поскольку на родине собирается работать учителем, а наши методики преподавания ей там ни к чему.

Диплом Ярославского технического университета за 12 лет существования в нем иностранного отделения получили почти 80 граждан из Китая, Вьетнама, Сирии, Индии, Марокко и некоторых других стран. По словам руководителя отделения Дмитрия Разумова, самыми востребованными у иностранцев являются менеджмент (управление строительными и химическими предприятиями), машиностроение, архитектура и градостроитель-ство, химическая промышленность.

Дипломы нашего техуниверситета без проблем признают Сирия и Марокко. Но главное, все обучавшиеся не испытывают проблем с трудоустройством на родине. И даже успешно делают карьеру. Выпускник техуниверситета Белькади Фауд, например, стал вице-президентом крупной строительной компании в Марокко, возводящей сейчас спорткомплекс в Касабланке.

Ну а самым популярным из наших вузов за рубежом является, конечно, Ярославская мед-академия. В ней за 12 лет было подготовлено 140 специалистов из 26 стран. Как рассказал руководитель международного отдела академии Андрей Яльцев, наиболее популярен вуз все в тех же Сирии и Марокко, а также в Индии, Перу, Йемене, Палестине и ряде других стран.

Во всех этих государствах диплом медакадемии не только признан, но и весьма высоко ценится. В Марокко, например, выпускники фармацевтического факультета почти сразу же становятся заваптеками и получают очень даже неплохую зарплату (особенно по нашим меркам) – до 2,5 тыс. долларов в месяц. Так рассказывают родственники и друзья, приехавшие учиться вслед за теми, кто уже получил диплом нашего вуза.

У многих россиян сложились некоторые стереотипы в восприятии негосударственных вузов, но у иностранцев этого нет. Ведь у них обычно наоборот – в списке самых престижных именно частные вузы. Из негосударственных в Ярославле выбирают, например, МУБиНТ. По словам руководителя международного отдела университета Натальи Багровой, здесь каждый год несколько иностранных студентов изучают русский язык. На остальных специальностях в вузе учатся только граждане СНГ, сейчас их около двадцати. Как правило, поступающих привлекает более низкий по сравнению с госвузами конкурс, да и обходится частное образование дешевле. Например, такая популярная специальность, как юриспруденция, в Демидовском стоит для иностранцев 55 тыс. рублей в год, а в МУБиНТе – 30 тысяч. Есть у частников и еще одна приманка: специальности, которых нет в государственных учебных заведениях, – переводчик, например.

Характерно, что в негосударственном вузе все студенты – и наши, и иностранцы – платят за обучение одинаковую сумму. «Государственный подход» в ряде вузов бывает более дифференцирован: для граждан СНГ такса, как правило, процентов на тридцать выше, чем для наших студентов; а с иностранцев дальнего зарубежья чаще всего берут двойную цену.

Имидж важнее денег

Большинство студентов – что из СНГ, что из дальнего зарубежья – учатся, как и наши, за счет родителей. Но есть и те, кому платить из собственного кармана не приходится. Например, в медакадемии бесплатно для себя учатся студенты из Замбии и Намибии, направляемые к нам по линии Минобразования.

В техуниверситете предполагается в ближайшие годы учить студентов-договорников из Вьетнама и Китая, за которых будут платить организации, направляющие их к нам.

Получение прибыли от обучения иностранцев хотя и важная, но не первостепенная задача для наших вузов. Главное – выход учебного заведения на мировой уровень, возможность заявить, что вуз готовит высококлассных специалистов, востребованных в том числе и за рубежом. Так что главная польза от иностранных студентов – создание имиджа вузу.

Трудно сказать, насколько престижно наше образование за рубежом в целом. Ведь западные студенты не стремятся заполучить российский диплом. Во многом, конечно, мешает языковой барьер. Но главная проблема в том, что наши дипломы не признаются автоматически на Западе, несмотря на то, что Россия присоединилась к Болонской конвенции.

Кроме того, некоторые считают, что качество российского образования ниже европейского или американского. Во-первых, материальное обеспечение тамошних вузов существенно отличается от нашего. Во-вторых, многим не нравится наша методика обучения, когда необходимо записывать каждое слово лекции и затем воспроизводить ее один к одному на экзамене. За рубежом предпочитают дискуссии, в ходе которых студенты сами докапываются до истины, учатся самостоятельно приобретать знания.

Не приняты в западных вузах и наши шпаргалки, подсказки, списывание. Об использовании плагиата там сразу же сообщают куда следует, потому что все должны «играть по-честному». Кстати, прожив какое-то время в России, некоторые студенты привыкают и к нашим «правилам игры». Как рассказали мне однокурсницы американки Терезы, обучавшейся в педуниверситете, поначалу ее шокировали повальное списывание и «взаимопомощь». Она пыталась взывать к совести: «Так нельзя! Это же нечестно». Но со временем, видимо, узнав нашу пословицу «Правда хорошо, а счастье лучше», она сама стала предлагать помощь во время контрольных по английскому.

А вообще, как бы ни относились к российскому образованию иностранцы, приглашать к себе работать наших специалистов они не перестали. Значит, утверждать, что качество российского образования (по крайней мере большинства вузов) гораздо ниже западного, просто нелепо.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают