суббота 27

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 25 ноября 2003

Опиум одноклеточных

Телевидение столь прочно вошло в жизнь современного человека, что мы уже не представляем собственного бытия без голубого экрана. Именно оно, телевидение, нас информирует, развлекает, предлагает темы для размышления, отвлекает от проблем, раздражает и возмущает. Оно стало нашим ежедневным, ежеминутным собеседником. Вот только диалог, как правило, получается односторонний – высказать свое мнение по поводу предложенных телепрограмм нам удается далеко не всегда. А, согласитесь, как подчас этого хочется! Сегодня мы открываем новую еженедельную рубрику «Переключаем каналы», в которой известные в городе люди выступят в несколько необычной для себя роли – телекритиков.

 

Программа типа «Окон» известна в Америке давно и пользуется большой популярностью у одноклеточного западного обывателя. Посудите сами, разве не интересно покопаться в грязном белье соседа, посмотреть, как он спит с чужой женой и что говорит, когда его стягивают с постели за ноги. Ну просто очень заманчиво поглядеть, как телегерои тузят друг друга на виду у всей Америки, а женщины вцепляются в волосы и неумело таскают соперницу по сцене, пока вокруг все весело смеются.

Но людей, которые даже ради хороших денег готовы пойти на то, чтобы вот так раздеваться «у прохожих на виду», не слишком много, да и истории у них какие-то все одинаковые. Поэтому очень скоро телевизионщики начали все это... инсценировать. Они сами стали придумывать невероятные истории и нанимать актеров, согласных эту дурь играть. Ясное дело, хороший актер на такое не пойдет, да и публика сразу его узнает. Вот и приходится брать кого попало.

И всю эту нехитрую тактику заимствовало наш ТНТ. Все вплоть до мелочей стащили они у растленного Запада, разве что актеры играют еще хуже. Впечатление такое, будто это голодные студенты-троечники из заурядного театрального училища, с трудом вспоминающие слова роли, которую им вручили за полчаса до передачи.

Особые претензии к составителям текста. Конечно, попробуйте придумать что-то оригинальное, если дело стоит на потоке. В ход поэтому идет все: вот муж Дима не предохранялся, и его жена забеременела, а он придумал теорию, по которой жена должна родить, развестись с ним, а воспитывать ребенка будет он по своей методе. Дима женоненавистник, но зато он знает рецепт, как вырастить гения, притом обязательно в отсутствие женщины, ибо все они – набитые дуры. Вокруг сидят зрители примерно такого же интеллекта, что Дима, и совершенно всерьез обсуждают эту дичь. Но вы еще не слышали последнюю историю – о хорошенькой потаскушке Наташе, которая вдруг, повинуясь таинственному внутреннему голосу, изменила мужу с его братом, а потом с каким-то незнакомым стоматологом. А вокруг всего этого срама ходит ведущий Дмитрий Нагиев и время от времени торжественно изрекает очередную пошлость.

Маяковский писал: «Глядите на жизнь без очков и шор, глазами жадными цапайте все то, что на нашей земле хорошо и что хорошо на Западе». Сдается, что в последнее время мы все больше стали «цапать» то, что на Западе невыносимо плохо.

И все-таки я не устаю удивляться, какие поразительные люди работают на нашем ТВ. Мало им показалось «Окон». Нужно придумать что-нибудь погорячее. Вот была программа «За стеклом», где мы могли всласть налюбоваться на жизнь самых обыкновенных – ну совсем как мы с вами – людей. Можно было послушать их ленивые разговоры ни о чем, узнать их мнение о чем-нибудь незначительном – надо же, оказывается, оно совсем такое, как наше! Самое интересное – это посмотреть, будут ли они совокупляться у всех на виду, зная, что телекамеры начеку. Готовы были ночью не спать, но увидеть.

Многим в конце концов стало стыдно, и они отключились. А другие продолжали сглатывать слюну и смотреть, смотреть, смотреть в замочную скважину величиной с телеэкран.

Для этих последних нынче придумана новая потеха – проект «Голод». Теперь за о-о-очень хорошие деньги предлагается посмотреть, как дюжина молодых людей обоего пола будет уже не жить, как тогда, «за стеклом», а выживать. Сумеют они найти себе пропитание в чужой стране, не зная языка и обычаев, или бесславно сойдут с дистанции?

Когда-то в наших журналах можно было прочесть американский фантастический рассказ «из будущего». Некая тоталитарная держава изобрела такой изуверский способ наказания для своих политических преступников: их отсылали на машине времени в прошлое, не сообщая ни название страны, ни век, ни эпоху – ничего. Даже если вы смутно помните историю, допустим, средневековой Франции, все равно не сориентируетесь, кто именно в этот год у власти, к какой группе выгоднее всего присоединиться, чтобы выжить, не грозит ли этой благополучной группе гибель через какие-нибудь полгода.

Я не стану здесь пересказывать, как там развивались события, отмечу лишь, что рассказ поднимает очень интересную тему. Мы ведь не знаем даже близкую нам историю, даже историю собственного государства большинство из нас со школьных времен давно забыло, что уж там говорить о дальних берегах.

Так что к рассказу претензий нет. А вот к телевизионщикам очень даже есть. Там речь идет о садистском наказании с помощью достижений техники. Здесь, у нас, – о возможности посмотреть, как там все у них будет, о наслаждении чужими страданиями и, вероятнее всего, зависти к тому, кто все-таки выживет и будет получать тысячу долларов в месяц до конца своих дней: ах, ну почему я не пострадал немножко вместо него! Теперь бы жил в свое удовольствие!

Рассказывают, что во времена нэпа у нас в магазинах тоже практиковалась этакая лотерея для любителей халявы: вам предлагалось за приличное вознаграждение съесть сразу большое количество жирных пирожных, не запивая водой. Если не получалось, вы должны были оплатить все съеденное. Не получалось ни у кого. Жаждущих заработать таким «сладким» способом тошнило гораздо раньше, чем им хотелось бы. А толпа вокруг радостно гоготала, когда очередную жертву начинало выворачивать. Ужасно было весело, не правда ли?

Так чем отличается наш «телеголод» от этого, извините за выражение, зрелища? Все только хуже: у жрущих пирожные все кончалось быстрее. А тут нам предлагается невыносимо скучное телеописание, как маются от безделья двенадцать очень (очень!) заурядных личностей, как они, волоча ноги, передвигаются по комнате, говорят пошлую чушь, лениво переругиваются и мечтают что-нибудь съесть.

А что произойдет, если им все-таки как-то удастся добыть кусок хлеба? Что они этим докажут? Что русскому человеку все нипочем и он сварит щи из топора. А если им не удастся продержаться – что нынешняя русская молодежь изнежена и надеется только на халяву. Тот и другой ответ будет типичной лапшой на уши скучающим телезрителям.

В любом случае перед нами циничная уверенность, что, как говорят наши поп-звезды, «пипл все схавает». Схавает, конечно, схавает. Даже, может быть, рейтинг канала поднимется, что, собственно, и требовалось.

Можно посоветовать авторам «Голода» идти еще дальше. Почему бы, к примеру, не предложить людям обоего пола и самого разного возраста за хорошие деньги раздеться перед экраном? Желательно, чтобы это были люди некрасивые, а еще лучше – с физическими недостатками, так было бы смешнее.

Боже ты мой, как надо презирать свой народ, как держать его за дурака, чтобы так над ним издеваться! Ребята, ну не все же идиоты, не все! А тех, кто не разбирается и смотрит что попало, не сталкивайте ногами еще ниже, чем они лежат. Нехорошо это, непорядочно.

И цинизму должны быть пределы.

Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор ЯГПУ, доктор филологических наук.

Читайте также
  • 30.11.2012 Кругосветка гения чистой доброты Трудно сказать, кто автор этого спектакля, поскольку театр – искусство коллективное. А в данном случае счастливо совпали текст Кати Рубиной, режиссура
  • 25.10.2012 Раздеть и снова одеть звёзд шоу-бизнесаВ залах культурно-выставочного центра Переславского музея-заповедника, что на улице Ростовской, 10, экспонируется выставка работ известной фотохудожницы Екатерины Рождественской.
  • 11.10.2012 Сколько же мыкаться по чужим углам!Четыре дня в Ярославле, на площади Юности, будет проходить акция голодающих дольщиков. Невзирая на дождь и холод, доведённые до отчаяния люди стоят
  • 27.06.2012 ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА:Второй виток «Параболы» Осенью 2011 года участники литературной студии для школьников и студентов, действующей при юношеской библиотеке им. Н. А. Некрасова, решили пусть
  • 16.03.2012 Потеряла совесть из-за денег Дзержинский районный суд вынес приговор жительнице Ярославля Галине Барановой. Она признана виновной в мошенничестве и незаконном присвоении чужих денег.
  • 06.12.2011 История колокола В Москве открылся XVI Международный православный кинофестиваль «Радонеж». Среди представленных на него фильмов 26-минутная кинолента ярославцев
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают