четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 01 декабря 2004

Реформа здравоохранения стартует через месяц

Основные законодательные акты, необходимые для модернизации системы здравоохранения в России, по указу президента должны быть приняты в первом квартале следующего года. Переход к новой системе российского здравоохранения потребует не менее двух лет.

 

Такое заявление сделал на состоявшемся в пятницу расширенном заседании коллегии глава Министерства здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Основные законопроекты, необходимые для запуска процесса реформирования, по словам советника Президента РФ Игоря Шувалова, должны быть приняты уже в первом квартале следующего года. Напомним, как обещали чиновники ранее, реформа должна была быть запущена уже с 1 января следующего года, но этому процессу помешала работа по монетизации льгот, которой занималось весь год ведомство Зурабова. Однако, как отмечает сам министр, тянуть и дальше с реформой здравоохранения уже невозможно – за последние четыре года Россия более или менее разобралась с экономическим сектором, однако никаких изменений в социальной политике не проводилось. Михаил Зурабов честно признался, что после развала существовавшей в СССР системы здравоохранения в России не было создано эффективной и адекватной по качеству новой. При этом министр до сих пор убежден, что российская медицина не утратила своей конкурентоспособности на мировой арене. Более того, по мнению главы Минздравсоцразвития, если в ближайшие два-три года в стране будут произведены необходимые действия по реформированию системы медицинского обслуживания, то Россия может даже стать «локомотивом» модернизации здравоохранения в мире.

«Благодаря» стараниям российских реформаторов в России уже, пожалуй, не осталось человека, который не знал бы об удручающем положении современной отечественной медицины. Вот уже который год, собираясь на разнообразных форумах и конференциях, чиновники и эксперты постоянно озвучивают все более и более ужасные данные о состоянии российской системы здравоохранения. Не изменил этой традиции в пятницу и Михаил Зурабов. Так, например, отметил министр, согласно проводимым в последние годы исследованиям, до 70 процентов респондентов не удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг (в начале 90-х годов эта цифра составляла 50 процентов). По сравнению с западными странами в России ничтожно мала доля ежегодных отчислений на медицинское обслуживание граждан – в среднем эта сумма составляет 2700 руб. в год (например, в Германии этот показатель достигает 2476 долл. в год). Более того, даже столь незначительные средства распределяются по стране крайне неравномерно, по словам Михаила Зурабова, некоторые регионы могут только мечтать даже о столь мизерных суммах. Основные проблемы недофинансирования системы здравоохранения очень просты: субъекты Федерации не в полной мере платят взносы за неработающее население, да и работодатели далеко не всегда исправно перечисляют деньги в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). В результате, как отмечает г-н Зурабов, доля расходов населения на «софинансирование» системы здравоохранения постоянно увеличивается. На данный момент эта цифра, с учетом приобретения лекарств, достигает уже 247 млрд. долларов в год, причем около 70 миллиардов из этих средств идет на доплату за оказание якобы бесплатной медицинской помощи в госучреждениях.

Еще одна серьезная проблема, на которую обратил внимание министр, – это высокая изношенность основных фондов в медицинских учреждениях и совершенно неадекватное расходование бюджетных средств на их восстановление. «Например, износ медицинского оборудования у нас достигает 60 процентов, транспортных средств – 50, а зданий – всего 27 процентов, – отмечает г-н Зурабов. – При этом подавляющая часть бюджетных денег тратится на модернизацию зданий и сооружений – около 70 процентов, и лишь 18 процентов идет на приобретение нового оборудования». Если в Советском Союзе срок обновления мед­оборудования составлял восемь лет, а иногда период его службы продлевался до 15 – 16 лет, то в России сейчас далеко даже до таких показателей. Для сравнения: при современных темпах развития медицинской техники в развитых западных странах оборудование меняется каждые пять лет.

Коснулся в своем выступлении министр и уже буквально набившей оскомину проблемы повышения заработной платы медицинским работникам, которая на данный момент, по мнению Михаила Зурабова, больше смахивает на пособие по безработице. Однако, как заметил выступающий, если повысить заработную плату бюджетникам (коих в России сейчас насчитывается более 15 миллионов человек) хотя бы до прожиточного минимума, то из всего консолидированного бюджета страны, который сейчас достигает

5 трлн. рублей, придется потратить на эти цели 3,2 триллиона. «Вы сами понимаете, что это совершенно нереально», – отметил М. Зурабов. Решение проб­лемы Минздравсоцразвития предлагало уже давно – количество медперсонала в стране должно сокращаться, медицина должна перестать играть роль буфера, где накапливается большое количество избыточной рабочей силы. Мнение, надо заметить, весьма спорное и вызывающее целый ряд нареканий у экспертов.

В красках обрисовав сложившуюся в стране ситуацию в здравоохранении, Михаил Зурабов перешел к изложению возможных путей выхода из кризиса. Теоретически существуют два пути: вернуться к старой системе централизованного обеспечения медицины или и дальше следовать путем перехода ко все более рыночной и страховой медицине. Возврата к старому, понятно, не будет. У министра на этот счет нашлось сразу несколько аргументов, перечислять которые нет смысла. Впрочем, видимо, памятуя о многочисленных яростных нападках медиков, Михаил Зурабов отметил, что и полностью «страховым» сделать здравоохранение в нашей стране невозможно. «Абсолютно страховой принцип формирования системы мед­обеспечения означает только одно: если за человека не за­платили, ему не будет оказано никакой медицинской помощи», – говорит г-н Зурабов. Понятно, что ни один здравомыслящий действующий политик такого заявления не сделает, а будет, напротив, рассуждать о необходимости равного и качественного медобслуживания для всех категорий граждан. Михаил Зурабов не является в этом смысле исключением. Правда, он предложил довольно оригинальную вещь. По его мнению, необходимо ужесточить контроль за соблюдением работодателями своих обязанностей по уплате взносов за сотрудников в ФОМС. Если за какого-то гражданина работодатель денег не заплатит, ему в помощи будет отказано. Но ничего страшного в этом случае не произойдет, уверен Зурабов. Обделенный медпомощью сознательный гражданин пойдет регистрироваться в службу занятости как безработный, и тогда государство будет платить за него. И государство же проведет все необходимые дальнейшие «разборки» с несознательным работодателем. Метод, конечно, хороший, проблема лишь в том, много ли в стране найдется граждан, имеющих столь активную гражданскую позицию.

Правда, для того чтобы как-то застраховать россиян от возможных неприятностей, связанных с введением новых правил мед­обеспечения, г-н Зурабов предложил принять закон «О государственных гарантиях медицинской помощи», который должен установить виды, объемы, условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи. Как пояснил заместитель Зурабова Владимир Стародубов, этот закон позволит сделать полис медицинского страхования «действительным по всей России, а не только по месту прописки». Для детей и пенсионеров, обещают чиновники, все останется по-прежнему, частично «урежут» гарантированные медуслуги лишь трудоспособному населению, да и то лишь в части стоматологии и косметологии. Еще один очень важный законопроект, который должен быть принят в следующем году, – это новая редакция закона об обязательном медицинском страховании (ОМС). Предусмотрительно смягчая формулировки (в зале было много представителей крупных медстраховщиков, а одну из самых крупных страховых компаний в этой сфере, МАКС, Зурабов сам и основал), Михаил Зурабов отметил, что созданная система ОМС, хоть и позволила как-то выжить системе медобеспечения, все же не может в полной мере решить ее проблемы. Так как, по мнению министра, рассчитывать на то, что система добровольного медстрахования разовьется в ближайшем будущем (чего, безусловно, очень бы хотелось чиновникам), не приходится, то Мин­здравсоцразвития предлагает в рамках нового закона об ОМС совершенно новую систему так называемого дополнительного страхования.

Замысел чиновников таков: мол, в стране очень много граждан, которые готовы частично, понемногу, софинансировать систему здравоохранения, чтобы им взамен предлагали льготные лекарства, более качественную помощь и т. д. Например, человек платит 1000 рублей в год, а взамен получает лекарственные средства с 70-процентной скидкой, более полный объем медицинской помощи и качественное обслуживание. Правда, конкретные механизмы этой системы, похоже, еще не до конца проработаны. Большинство экспертов признают, что сами до сих пор не понимают, что такое система дополнительного страхования. Способ получить от граждан законным путем дополнительные средства? Или действительно попытка решить проблему хронического дефицита ФОМСа? Похоже, что ответы на все эти вопросы мы узнаем никак не раньше начала следующего года. Недовольный «заминкой» в модернизации социальной сферы президент особо подчеркнул ее недостатки даже в по­слании Федеральному собранию. А советник президента Игорь Шувалов на днях напомнил, что все необходимые законы депутаты должны принять в первом квартале следующего года. Учитывая тот факт, что проведение масштабной реформы монетизации льгот также возложено на ведомство Зурабова, похоже, что у его подчиненных до конца этого года не останется свободных резервов для работы над реформой здравоохранения. Это признает и Владимир Стародубов, который заявил журналистам: «У нас просто не хватило ресурсов в этом году для работы по здравоохранению». Удастся ли реформаторам проработать еще очень «сырые» законопроекты и успеть принять их в течение трех месяцев следующего года – большой вопрос.

//Наталья БЕНДИНА. «RBC-daily».

* * *

О том, как вопрос лекарственного обеспечения льготников будет решаться у нас в регионе, читайте в ближайших номерах «СК».

Читайте также
  • 11.01.2013 Система и её ценности Концы и начала – года, жизненного цикла, телевизионного проекта – по самому факту своего осуществ­ления предполагают возникновение
  • 06.01.2013 Ишня снова с водойЕсли новогодний праздник около трёх тысяч жителей посёлка Ишня в Ростовском районе встретили без холодной воды, то к Рождеству вода в кранах появилась
  • 04.01.2013 Авария на водопроводе в посёлке Ишня в намеченные сроки не устраненаКак мы уже сообщали, в посёлке Ишня Ростовского района около трёх тысяч человек перед новым годом остались без холодной воды. До сих пор работа водопровода не восстановлена.
  • 28.12.2012 Николай ВОРОНИН: «Авторы реформ должны быть всем известны!» Завершается 2012 год. Пришла пора подведения итогов. Редакция «Северного края» предлагает читателям вспомнить самых ярких, самых
  • 28.12.2012 Фельдшерские пункты в районах не закроют Некоторые цифры и факты о ярославском здравоохранении с пресс-конференции заместителя губернатора Александра Сенина и директора областного депар­тамента
  • 22.06.2005 Позади Европы всей Вчера в Ярославле руководители медицинских учреждений и отраслевых департаментов регионов Центральной России встречались с депутатами Госдумы РФ и представителями
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают