суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 02 октября 2007

Первый джентльмен России

нет фото

29 сентября исполнилось 190 лет со дня рождения известного русского драматурга Александра Васильевича Сухово­Кобылина. В XIX веке он владел имением в Мологском уезде. В селе Новом Некоузского района Ярославской области до сих пор сохранилась липовая аллея, высаженная Сухово­Кобылиным, здесь же потом был создан его мемориальный музей, а центральной библиотеке присвоено имя драматурга.

автор Надежда ШЕСТЕРИНА

 

КАК РОДИЛАСЬ ИЗВЕСТНАЯ ТРИЛОГИЯ

В 1900 году Александр Васильевич побывал в Ярослав­ской губернии последний раз – на 150­летии Волковского театра, которое отмечалось премь­ерой спектакля по его пьесе «Свадьба Кречинского». Здесь впервые за все свои восемьдесят лет автор пьесы вышел кланяться к публике. А публика неистовствовала, устроив овацию стоя, и никак не могла остановиться – Сухово­Кобылина вызывали на сцену четыре раза. «Меня нигде не встречали так тепло, как в Ярославской губернии», – признавался потом драматург своим друзьям.

Знаменитая трилогия «Картины прошедшего» сегодня актуальна так же, как пьеса Гоголя «Ревизор», и по художественному уровню ничем ей не уступает. Три пьесы – «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина» – о человеческой низости, о предательстве и продажности, о беззащитности честных людей и всевластии чиновников­взяточников. «Было на землю нашу три нашествия: набегали татары, находил француз, а теперь чиновники облегли; а земля наша что? И смотреть жалостно: проболела до костей, прогнила насквозь! Продана в судах, пропита в кабаках и лежит она на большой степи неумытая, рогожей укрытая, с перепою слабая».

«Свадьбу Кречинского» практически мгновенно поставили на сценах буквально всех театров России. Реплики героев тотчас полюбились зрителям и читателям, легко вошли в разговорную речь, использовались в романах и пьесах, в фельетонах и пародиях. «Свадьба Кречинского» удостоилась подражаний и продолжений – высшей степени популярности художественного произведения.

Но главное продолжение, драму «Дело», написал сам Сухово­Кобылин. Печальная и трогательная история с несостоявшейся свадьбой Кречин­ского превращается в настоящую трагедию, когда Лидочку и её отца затягивает в беспощадную бюрократическую машину. Механизм действия чиновничьего аппарата прописан в самом начале пьесы в классификации взяток, описанной Кречинским: «Производится она [взятка] по началам и теории Стеньки Разина и Соловья­Разбойника; совершается она под сению и тению дремучего леса законов, помощию и средством капканов, волчьих ям и удилищ правосудия, расставляемых по полю деятельности человеческой, и в эти­то ямы попадают без различия пола, возраста и звания, ума и неразумия, старый и малый, богатый и сирый...» В «Смерти Тарелкина» образ чиновника­оборотня, чиновника­вампира доводится до абсурда, смешного и страшного одновременно.

Сухово­Кобылин знал, о чём пишет. Трилогия создавалась в то время, когда он сам находился под следствием, которое тянулось много лет, и дважды оказывался в тюрьме. Эта трагедия тоже начиналась с очень красивой истории.

В 1841 году в Париже Александр Васильевич познакомился с модисткой Луизой Симон­Деманш. Принц и Золушка полюбили друг друга, но сказочным могло быть только начало. Уговаривая девушку приехать к нему в Россию, Александр честно предупредил, что никогда не сможет жениться на ней, но обещал заботиться. Луиза согласилась. Через некоторое время она стала хозяйкой магазина, где продавали шампанское и водку заводов Сухово­Кобылина.

В ночь на 8 ноября 1850 года Луиза Деманш ушла из дома, а на следующий день её труп нашли на Ходынском поле. Слухи и сплетни мгновенно нарекли убийцей Сухово­Кобылина – в высшем обществе было известно о его бурном романе со светской львицей Надеждой Ивановной Нарышкиной. Газеты изваляли имя Александра Васильевича в грязи, а потом за него взялись чиновники.

Сухово­Кобылина то и дело вызывали на допросы, угрожали Сибирью и каторгой, полиция постоянно следила за его домом. Именно тогда Александр Васильевич начал писать «Свадьбу Кречинского». Однако в ходе следствия подтвердилась другая версия – о том, что Деманш убили её собственные слуги. Повар, кучер и горничные сознались, что заранее разработали план убийства и вместе привели его в исполнение. Но Сухово­Кобылину до самой своей смерти так и не удалось отмыться от подозрений.

«Я ЦАРИЛ СРЕДЬ ЛЕСОВ И ПОЛЕЙ...»

В Некоузе отпраздновали 190­летие знаменитого земляка. Открылся праздник научными чтениями и выступлениями местных поэтов в центральной библиотеке имени А. В. Сухово­Кобылина.

– Одними из самых желанных и дорогих гостей были супруги Селезнёвы из Саратова, – рассказала директор библиотеки Людмила Крылова. – Они давно уже занимаются изучением биографии Сухово­Кобылина, опубликовали несколько книг о нём.

После научных чтений празднество переместилось в село Новое, в парк, на липовую аллею Сухово­Кобылина. Выступали приглашённые из Ярославля фольклорные песенные коллективы, разыгрывались отрывки из пьес драматурга.

– Когда в семидесятые годы я приехала работать в здешнюю библиотеку, я и не знала, что Сухово­Кобылин как­то связан с Некоузом, – вспоминает Людмила Дмитриевна. Вскоре в библиотеке появился ещё один новый сотрудник – Сергей Николаевич Сорокоумов. Именно он открыл для нашего края имя автора «Картин прошедшего». Он работал в архивах, нашёл документы на имение в Новом, которое принадлежало семье Сухово­Кобылиных – так всё и закрутилось, и мы начали заниматься изучением вплотную. Вскоре мы познакомились с Николаем Алексеевым, создателем музея Мологи в Рыбинске. Он тоже очень помогал нам, познакомил со многими исследователями, в том числе с Селезнёвыми.

В 1997 году был создан музей. Благодаря активности краеведов открываются всё новые факты и стороны жизни Сухово­Кобылина, его семьи и рода, генеалогически восходящего к боярину Андрею Кобыле, от которого вела свою историю и династия Романовых. Например, известно, что на первых в России скачках, организованных в 1843 году в Москве, – они назывались «Джентльменские скачки» – лошадь, наездником которой был Сухово­Кобылин, пришла к финишу первой, и Александр Васильевич получил почётное звание «Первый джентльмен России».

О его жизни в Ярославской губернии пока что известно довольно мало. Но из сохранившихся писем следует, что он здесь занимался делами по хозяйству. «Я царил средь лесов и полей, среди созданной мною природы», – писал он друзьям. Между прочим, один из героев «Свадьбы Кречин­ского» и «Дела» Муромский – ярославский помещик. В «Свадьбе Кречинского» он замечает: «Ну, нет, милостивый государь, попробовали бы вы похозяйничать у нас в Ярославской губернии, так другое бы заговорили: у нас агрономия нужна, без агрономии ничего не сделаешь. Земля белая, холодная, без удобрения хлеба не даёт».

Есть версия, что и образ самого Кречинского списан с якобы жившего неподалёку от Новинского, имения Сухово­Кобылиных, поляка Крысин­ского, карточного шулера. Однако точных подтверждений этому не найдено.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают