четверг 18

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 03 апреля 2009

Одна голова хорошо, а две – лучше?

Принятие в 2003 году нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» стало началом большой реформы всей системы управления в городах, районах и поселениях. Разумеется, появились новые подходы к руководству и способы организации мест­ной власти. Спустя некоторое время после принятия закона жители Ярославской области стали часто слышать мудрёное выражение «сити-менеджер». Например, одно время такую должность хотели ввести в Тутаеве, правда, безуспешно. Потом она укоренилась в Ростове.

автор Ярослав МАЙБОРОДА

 

А что же скрывается за красивым иностранным названием? Кто такой сити-менеджер? Если говорить совсем просто – главный хозяйственник города. В любом муниципальном образовании есть глава, высшее должностное лицо. Оно избирается либо непосредственно гражданами во время прямого голосования, либо из числа местных депутатов. На плечах мэра (название должности может звучать и по-другому) лежит много обязанностей. Международное сотрудничество, взаимодействие с региональной и федеральной властью, создание благоприятного имиджа города и... те же хозяйственные вопросы. Одним словом, полномочия довольно разнообразные, поэтому их предлагается условно разделить на политические и экономические. Избранный мэр (глава муниципального образования) выполняет представительские функции и решает другие политические вопросы. А сити-менеджер занимается организацией городского хозяйства и работает по контракту.

«Мода» на сити-менеджеров пришла к нам с Запада. Впервые управленцы такого рода появились в США в 1914 году, а широкое распространение получили в 30-е годы прошлого века. После принятия закона о местном самоуправлении сити-менеджеры медленно, но уже достаточно уверенно шагают по России, работая в Татарстане, Башкортостане и Удмуртии, в Белгородской, Курганской, Тюменской, Челябинской областях и других субъектах страны. Что думают о возможности введения должностей сити-менеджеров ярославские эксперты?

– Практика сити-менеджеров в нашем регионе уже существует. Например, в Уставе Ростовского района предусмотрена система, где есть глава муниципального образования и руководитель администрации. Чем-то похожа и система управления в Ярославле. В городе есть избранный мэр, а главы районов назначаются и решают в основном хозяйственные вопросы. В определённом смысле их тоже можно назвать сити-менеджерами. Только их шесть, а не один. Вообще, понятие «сити-менеджер» довольно условное. Всё зависит от конкретных форм организации управления. Главное – чтобы оба руководителя работали «в одной упряжке». Например, в соседнем с областью Костромском районе есть избранный глава Виктор Сопин и руководитель администрации Вячеслав Рейх. Этот тандем – пример удачного управленческого сотрудничества. Совместно им удаётся вовремя получать информацию от граждан и принимать конкретные решения по проблемным вопросам.

В принципе, нет ничего невозможного, и широкое распространение сити-менеджеров в Ярославской области может быть. Однако сегодня в условиях кризиса, на мой взгляд, изменять сложившуюся систему не стоит. В любом случае, изменения такого рода должны закрепляться в Уставе. А для этого нужно одобрение представительного органа муниципального образования и согласие граждан, – считает начальник управления по вопросам местного самоуправления правительства области Александр Чудайкин (на снимке).

У старшего преподавателя кафедры социально-политических теорий ЯрГУ кандидата политических наук Александра Соколова свой взгляд на проблему:

– Я считаю, что подобная практика не получит широкого распространения в нашем регионе. Ведь чтобы эффективно управлять, глава муниципального образования должен использовать как формальные, так и неформальные рычаги. Сити-менеджер же выполняет только административно-техническую работу. Это просто чиновник, хотя и высокого ранга.

Нормально работать система сможет лишь в том случае, если избранный глава не будет «влезать» в дела сити-менеджера, а тот, в свою очередь, не будет заниматься политикой. Однако это практически невозможно в современных российских реалиях. Здесь влияют и личностные, и статусные, и финансовые факторы, не вполне чёткое определение обязанностей. Кроме того гражданам всегда удобней спрашивать по интересующим их хозяйственно-экономическим вопросам с одного человека.

Тема остаётся открытой для обсуждения. Мы приглашаем экспертов и руководителей муниципальных образований принять участие в дискуссии о «плюсах» и «минусах» сити-менеджеров.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают